Исраэли, Ицхак бен Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Философич)
Строка 50: Строка 50:
В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).  
В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).  
-
== Философич  ==
+
== Философия ==
Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на [[иврит]] и [[латинский язык]], наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.  
Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на [[иврит]] и [[латинский язык]], наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.  

Версия 08:26, 26 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Ицхак бен Шломо Исраэли
יצחק בן שלמה ישראלי
Род деятельности:

Врач, еврейский философ

Дата рождения:

855 год(0855)

Место рождения:

Египет

Подданство:

Держава Фатимидов

Дата смерти:

955 год(0955)

Место смерти:

Кайруан, Тунис

Исраэли (точнее Исреэли) Ицхак бен Шломо (855?, Египет, – 955, Кайруан), врач и философ.

Медицина

Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил Египет и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.

Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке.

Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латинский язык.

В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).

Философия

Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.

Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер hа-иесодот» — «Книга о первоэлементах») Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.

Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»).

Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.

Исраэли вел интенсивную научную переписку с Са‘адией Гаоном. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у Ш. Ибн Габирола, у И. Ибн Цаддика, а также у ранних каббалистов Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к книге Бытие.

Источники

  • КЕЭ, том 3, кол. 916–917
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэли Ицхак бен Шломо в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация