Речица (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в России - Вклад в культуру и науку» с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
}} | }} | ||
- | '''Ре́чица''' | + | '''Ре́чица''' - город в Белоруссии. |
- | + | ||
Версия 11:11, 20 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Ре́чица - город в Белоруссии.
Содержание |
Еврейская община
С конца 14 в. Речица — в составе Великого княжества Литовского. После объединения Литвы и Польши в 1569 г. Речица стала центром повета.
17-18 вв.
К этому времени в городе проживало небольшое количество евреев. В середине 17 в. они образовали квартал еврейский. В 1648 г., во время восстания Б. Хмельницкого, казаки вырезали все еврейское население Речицы. После возвращения Речицы польским властям по Андрусовскому мирному договору (1667) еврейская община начала восстанавливаться, в 1765 г. она составила 133 человека. В 1793 г., во время второго раздела Польши, Речица отошла к России. К 1800 г. евреи (1288 человек) составляли две трети населения города.
19 в.
В 1847 г. в Речице проживали 2080 евреев, функционировали синагога и три молитвенных дома. Дети получали образование в хедере. В середине 1880-х гг. в городе была еврейская начальная школа и шесть молитвенных домов. По переписи 1897 г. еврейское население Речицы составило 5334 человек (57,5% всего населения). В городе действовала иешива Хабада, которую возглавлял духовный раввин Речицы Шолом Дов Бер Шнеерсон (см. Шнеерсон, хасидская династия). В конце 19 в. он превратил Речицу в один из важнейших центров хасидизма. В 1900 г. в Речице было создано отделение Общества любителей иврита (Агуддат ховевей сфат эвер), члены которого основали реформированный хедер (см. Образование еврейское). Спустя несколько лет появились сионистский и бундовский (см. Бунд) кружки.
20 в.
В октябре 1905 г. местные черносотенцы устроили погром, после того как военные власти раздали им сто винтовок и патроны. Прибывший из Гомеля на помощь небольшой отряд самообороны попал в засаду и был перебит, однако погром прекратился. В 1906 г. «Союз русского народа» планировал повторный погром, но городская администрация приняла против него меры благодаря стараниям П. Карасика, занимавшего должность казенного раввина Речицы более 20 лет. К 1914 г. в городе было восемь молитвенных домов, несколько десятков хедеров, талмуд-тора, еврейское двухклассное народное мужское училище, частные еврейские мужское и женское училища. Число евреев в Речице увеличилось до 7499 (59% населения).
Первая мировая война
В начале Первой мировой войны в Речицу прибыло несколько тысяч еврейских беженцев из прифронтовой полосы. После Февральской революции 1917 г. возросла политическая активность евреев Речицы, большинство которых на выборах в городскую думу и в руководство общины отдали свои голоса представителям сионистов и бундовцев. Большевики запретили всякую независимую политическая деятельность. Вместо хедеров были созданы две школы с преподаванием на идиш, в которых в 1923 г. обучались 280 детей. Большинство евреев Речицы в то время были кустарями-ремесленниками, объединившимися в кооперативы. Несмотря на то, что евреи составляли половину населения Речицы, в городском совете им принадлежала только треть мест.
В 1923 г. в городе подпольно действовала организация Хе-Халуц во главе с И. Кагановичем. В 1924 г. уехал в Иерусалим последний раввин Речицы Хаим Шломо Кум, возглавлявший также иешиву Хабада, которая с его отъездом прекратила существование. В 1930-е гг. власти закрыли четыре из пяти действовавших синагог. В 1939 г. закрылась единственная к тому времени восьмилетняя школа с преподаванием на идиш. В этот период в Речице проживали 7237 евреев (24% населения).
Холокост
После начала советско-германской войны больше половины еврейского населения успело эвакуироваться до оккупации Речицы нацистами 23 августа 1941 г. Осенью 1941 г. нацисты согнали более трех тысяч оставшихся в городе евреев в гетто и 25 ноября 1941 г. расстреляли их за городом в противотанковом рве.
Речица была освобождена 18 ноября 1943 г., и уже в 1944 г. туда начали возвращаться из эвакуации еврейские жители. В 1946 г. перезахоронили останки расстрелянных жертв на еврейском кладбище, соорудив на собственные средства памятник. Тогда же в Речице стали собираться нелегальные миньяны. В 1946–47 гг. республиканские власти начали с ними борьбу, в результате которой один был закрыт, а другой просуществовал до 1987 г. До 2-й половины 1960-х гг. в Речице был шохет, а мохела приглашали из Гомеля. Мацца выпекалась до 1970-х гг., затем ее стали заказывать в Минске.
Новое время
Согласно сведениям переписей, к 1970 г. в Речице проживали 3123 еврея (6,44% населения), а к 1979 г. — 2594 (4,3% населения). В 1986 г. в 100 км от Речицы произошла авария атомного реактора на Чернобыльской АЭС, что привело к дополнительному оттоку еврейского населения. По переписи 1989 г. в Речице осталось 1904 еврея. В начале 1990-х гг. были созданы еврейский клуб и еврейская воскресная школа. Действуют организации Джойнт, Хесед и община реформистского иудаизма. В 1994 г. с помощью израильтян, выходцев из Речицы, был поставлен новый памятник евреям — жертвам нацизма, однако в 1999 г. он и многие могильные плиты старого еврейского кладбища, которое и до этого многократно осквернялось, были разбиты. После массового отъезда (в основном в Израиль, а также в США и Германию) в 1990-х гг. число евреев в Речице сократилось до нескольких сотен.
Галерея
Rečyca, 1663.jpg
Речица. Гравюра по рисунку К. Эйгерда (1648). |
Rečyca, gimnazija.jpg
Речица. Женская гимназия (1914). |
Rechytsa railway station BY.jpg
Речица. Железнодорожный вокзал. |
Известные личности
- Васильев, Александр Карпович (1904—1956) — герой Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы.
- Довнар-Запольский, Митрофан Викторович (1867—1934) — белорусский историк, этнограф, фольклорист, экономист, основоположник белорусской национальной историографии[1]. Доктор исторических наук (1905), профессор (1902).
- Массальский, Владимир Григорьевич — Герой Советского Союза
- Копелян, Ефим Захарович (1912—1975) — актёр театра и кино, народный артист СССР (1973)
- Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987) — живописец и педагог
- Исачёв, Александр Анатольевич (1955—1987) — белорусский художник, график
- Кириенко, Василий (1981) — Член сборной Беларуси по велоспорту
См. также
Примечания
Литература
- П. Ребенок. Речица. Город, который мы любим. Речица, 2008. ISBN 978-985-90094-1-9
- А. Каганович. Речица. История еврейского местечка Юго-Восточной Белоруссии. Иерусалим, 2007. ISBN 965-7129-45-1
- Ч. Петкевич. Речицкое Полесье. Минск, 2005. ISBN 985-6730-56-2
Ссылки
- Официальный сайт города Речица
- Фотографии Речицы и речицкого общественного транспорта
- Статья «Речица» в Электронной еврейской энциклопедии
Шаблон:GomelObl-geo-stub
be:Горад Рэчыца be-x-old:Рэчыца bg:Речица (Беларус)eo:Reĉica fi:Retšytsahu:Recsica lt:Rečyca nl:Rechytsa pl:Rzeczyca (obwód homelski)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.