Бемидбар (Числа), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (оформление) |
(→Содержание книги: оформление) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
==Содержание книги == | ==Содержание книги == | ||
- | + | === Подготовка к походу (главы 1-4) === | |
- | + | В первых главах речь идет о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое, как и в Исх. 38:26, составляет 603 550<ref>Чис. 2:32</ref>. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась [[Скиния]], которую несли [[левиты]], а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о [[Назорей|назореях]] и завершается священническим благословением<ref>6:22–27</ref>, а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис. 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники<ref>Чис. 10:1–10</ref>. | |
- | + | === Движение отряда, ропот (главы 10-14) === | |
- | + | В 20-й день второго месяца на второй год [[Исход]]а израильтяне покинули гору [[Синай (гора)|Синай]] и двинулись в путь<ref>Чис. 10:11–12</ref>. | |
- | + | ||
- | + | Однако приготовления к приходу в [[Земля Израиля|Землю обетованную]] оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25. | |
- | + | ||
- | + | Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи ([[манна небесная]]) (11:1–2). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея (11:16–25) и послал израильтянам несметное множество перепелов. | |
- | + | ||
- | + | Далее следует рассказ о том, что Аарон и [[Мариам]] (Мирьям) упрекали Моисея «''за жену эфиопку''» (12:1–3), которую он «''взял за себя''», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава 12). | |
- | + | ||
- | + | Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы 13, 14). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] «''подлинно течет молоко и мед''» (13:28), однако, испуганные силой живущего там народа, «''распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми''» (13:33). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (14:2, 4). | |
- | + | ||
- | + | Двое из разведчиков — [[Иисус Навин]] (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (14:6–10). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте 20-ти и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (14:11–45). | |
- | + | === Законы (глава 15) === | |
- | + | Глава содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение [[Шаббат|субботы]] и предписанием носить [[цицит]] (15:39–40) как постоянное напоминание о Завете. | |
- | + | === Бунт Кораха (главы 16, 17) === | |
- | + | {{main|Корах (двоюродный брат Моше)}} | |
- | + | В рассказе о «восстании» левита [[Корей|Корея]] (Кораха) против Моисея и Аарона отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с [[коэны|коэнами]], которым была дана прерогатива отправления культа в [[Скиния|Скинии]]. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона. | |
+ | === Законы левитов (18-19) === | ||
+ | За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников и предписания о ритуальном очищении пеплом красной коровы. | ||
+ | {{main|Красная корова}} | ||
+ | Далее повествуется о периоде, завершающем 40-летнее скитание Израиля по пустыне. | ||
+ | === Смерть вождей израильтян, путь через пустыню (главы 20–21) === | ||
+ | Глава начинается сообщением о смерти Мариам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром). | ||
+ | |||
+ | На своем пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь [[Эдом]]а отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (20:14–21). Нанеся поражение ханаанскому царю [[Арад]]у (21:1–3), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга. | ||
+ | |||
+ | Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (21:5–6). | ||
+ | |||
+ | В результате победы над царем Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «''И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его...''» (21:24). | ||
+ | |||
+ | Кратким рассказом о победе над царём [[Башан]]а, [[Ог]]ом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье. | ||
+ | === Пребывании израильтян на равнинах [[Моав]]а (главы 22–36) === | ||
+ | История о волхве [[Валаам (прорицатель)|Валаам]]е (Биль'аме), которого Балак, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы 22–24), показывает неуязвимость народа Израиля. | ||
+ | |||
+ | Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «''блудодействовавшего с дочерями Моава''» (25:1–3). После того, как [[Финеес]] (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18). | ||
+ | |||
Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля. | Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля. | ||
- | + | ||
- | + | Исчисление израильтян в главе 26 аналогично главе 1, однако дает несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (27:1–11). | |
- | + | ||
- | + | Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моit (27:12–23). | |
- | + | ||
- | + | Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (28–30) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава 30). | |
- | + | ||
- | + | Глава 31 повествует о войне израильтян с мидианитами и дает пример, как следует делить захваченную на войне добычу. | |
- | + | ||
- | + | В главе 32 повествуется о согласии Моше разрешить коленам [[Колено Рувимово|Реувена]] и [[Колено Гадово|Гада]] и половине [[Колено Менаше|колена Менашше]] поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение [[Ханаан]]ом. | |
+ | |||
+ | Глава 33 начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддается идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии. | ||
+ | |||
+ | За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами. | ||
+ | |||
+ | В главе 34 даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию. | ||
+ | |||
+ | Глава 35 содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство. | ||
+ | |||
+ | В последней главе 36 даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми. | ||
==Происхождение книги== | ==Происхождение книги== |
Версия 09:26, 14 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Чи́сла | |
---|---|
בְּמִדְבַּר (Бе-мидба́р — «В пустыне») | |
Файл:ISJabalMusa.JPG Синай |
|
Автор: | Моисей |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | древнееврейский |
Серия: | Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Левит |
Следующая: | Второзаконие |
Книга Бе-мидба́р (ивр. בְּמִדְבַּר — «В пустыне»; лат. Numeri; др.-греч. Ἀριθμοί - Числа) — четвёртая книга Пятикнижия (Торы). Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.
Содержание |
Другие названия
В Мишне и Талмуде[1] называется «Хумаш а-пкудим» (букв. `Пятина исчисленных`). Это название, как и другие (Numeri, Книга Чисел) объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п.
Содержание книги
Подготовка к походу (главы 1-4)
В первых главах речь идет о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое, как и в Исх. 38:26, составляет 603 550[2]. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась Скиния, которую несли левиты, а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о назореях и завершается священническим благословением[3], а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис. 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники[4].
Движение отряда, ропот (главы 10-14)
В 20-й день второго месяца на второй год Исхода израильтяне покинули гору Синай и двинулись в путь[5].
Однако приготовления к приходу в Землю обетованную оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25.
Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи (манна небесная) (11:1–2). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея (11:16–25) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
Далее следует рассказ о том, что Аарон и Мариам (Мирьям) упрекали Моисея «за жену эфиопку» (12:1–3), которую он «взял за себя», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава 12).
Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы 13, 14). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в Земле Израиля «подлинно течет молоко и мед» (13:28), однако, испуганные силой живущего там народа, «распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми» (13:33). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (14:2, 4).
Двое из разведчиков — Иисус Навин (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (14:6–10). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте 20-ти и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (14:11–45).
Законы (глава 15)
Глава содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение субботы и предписанием носить цицит (15:39–40) как постоянное напоминание о Завете.
Бунт Кораха (главы 16, 17)
В рассказе о «восстании» левита Корея (Кораха) против Моисея и Аарона отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с коэнами, которым была дана прерогатива отправления культа в Скинии. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
Законы левитов (18-19)
За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников и предписания о ритуальном очищении пеплом красной коровы.
Далее повествуется о периоде, завершающем 40-летнее скитание Израиля по пустыне.
Смерть вождей израильтян, путь через пустыню (главы 20–21)
Глава начинается сообщением о смерти Мариам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
На своем пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь Эдома отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (20:14–21). Нанеся поражение ханаанскому царю Араду (21:1–3), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (21:5–6).
В результате победы над царем Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его...» (21:24).
Кратким рассказом о победе над царём Башана, Огом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.
Пребывании израильтян на равнинах Моава (главы 22–36)
История о волхве Валааме (Биль'аме), которого Балак, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы 22–24), показывает неуязвимость народа Израиля.
Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «блудодействовавшего с дочерями Моава» (25:1–3). После того, как Финеес (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18).
Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля.
Исчисление израильтян в главе 26 аналогично главе 1, однако дает несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (27:1–11).
Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моit (27:12–23).
Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (28–30) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава 30).
Глава 31 повествует о войне израильтян с мидианитами и дает пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
В главе 32 повествуется о согласии Моше разрешить коленам Реувена и Гада и половине колена Менашше поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение Ханааном.
Глава 33 начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддается идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
В главе 34 даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
Глава 35 содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
В последней главе 36 даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.
Происхождение книги
Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII–XVII вв. до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причем термины марийских документов (сабам, пакаду) соответствуют библейским терминам (цава и пакад). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII в. до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»[6]. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона[7], были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян[8]. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян[9], поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами[10], и этот наказ был выполнен (глава 31). В 1 тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.
Разделение книги на недельные разделы
- Бемидбар (1:1-4:20)
- Насо (4:21-7:89)
- Беhаалотха (8:1-12:16)
- Шлах (13:1-15:41)
- Корах (16:1-18:32)
- Хукат (19:1-22:1)
- Балак (22:2-25:9)
- Пинхас (25:10-30:1)
- Матот (30:2-32:42)
- Масей (33:1-36:13)
Сноски и источники
- ↑ Мишна, Иома 7:1; Иерусалимский Талмуд, Иома 3:1 и в других местах
- ↑ Чис. 2:32
- ↑ 6:22–27
- ↑ Чис. 10:1–10
- ↑ Чис. 10:11–12
- ↑ Чис. 22:2–4
- ↑ Нав. 13:21
- ↑ Чис. 22:7
- ↑ Чис. 25:6–9, 14–16
- ↑ Чис. 25:17–18
Ссылки
- Статья «Числа» в Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Бемидбар. Предисловие к изданию Сончино.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
ast:Númberos
bg:Числа (Библия) ca:Llibre dels Nombres cs:Numeri cy:Llyfr Numeri da:Fjerde Mosebogeo:Nombrojfa:سفر اعداد fi:Neljäs Mooseksen kirjafur:Libri di Numars gd:Aireamh hak:Mìn-su-kihr:Knjiga Brojeva id:Kitab Bilanganja:民数記 jv:Wilangan ko:민수기 la:Liber Numeri li:Numeri lt:Skaičių knyga ml:സംഖ്യ (ബൈബിള് പഴയനിയമം) nl:Numeri nn:Fjerde mosebok no:Fjerde Mosebok pl:Księga Liczb pt:Livro dos Números ro:Numeri scn:Nùmmiri (libbru) sh:Knjiga Brojevask:Numeri sr:Четврта књига Мојсијева sv:Fjärde Moseboken sw:Hesabu (Biblia) th:พระธรรมกันดารวิถี tl:Aklat ng mga Bilang tr:Sayılar (Tevrat)zh:民数记 zh-min-nan:Bîn-sò͘-kì
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.