Библейская археология

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая библейская археология)
Строка 32: Строка 32:
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).  
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).  
-
В начале XX века были проведены раскопки руин столиці [[Хетты|Царства хеттов]] (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение [[ханаан]]ских памятников, в том числе текстов города [[Угарит]]а . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие [[ТАНАХ]]а с культурой [[Древний Восток|Древнего Востока]]. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.  
+
В начале XX века были проведены раскопки руин столицы [[Хетты|Царства хеттов]] (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение [[ханаан]]ских памятников, в том числе текстов города [[Угарит]]а . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие [[ТАНАХ]]а с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.  
   
   
-
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия.
+
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный ''радиоуглеродным'', используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод ''термолюминесценции'', что позволяет датировать древние керамические изделия.
== Разделы библейской археологии ==
== Разделы библейской археологии ==
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
-
 
+
[[Файл:The Structure Claimed to be the Noah's Ark near the Mount Ararat in Turkey.jpg|250px|right|thumb|Вероятное местонахождение Ноева ковчега около Арарата]]
-
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
+
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства [[Священное Писание|Священного Писания]]. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
[[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]]
[[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]]
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
==== Общая ветхозаветная ====
==== Общая ветхозаветная ====
-
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в 19 и 20 веках.
+
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках.
-
В [[1920-е|1920-х]] годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а.
+
В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о [[Потоп]]е. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а.
-
В [[19 век]]е была открыта библиотека в [[Ниневия|Ниневии]], где нашли поэмы о [[Гильгамеш]]е (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в [[Бытие|Книге Бытие]]) и о происхождении мира «[[Энума Элиш]]». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с [[вавилон]]ской достопримечательностью.
+
В XIX веке была открыта библиотека в [[Ниневия|Ниневии]], где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в [[Бытие|Книге Бытие]]) и о происхождении мира «[[Энума Элиш]]». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с [[вавилон]]ским литературным памятником.
 +
 
 +
В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в [[Сузы|Сузах]] чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя [[Хаммурапи]] (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о [[патриарх]]ах, и имеют параллели с законами книг [[Исход]] и [[Второзаконие]]. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
 +
 
 +
Раскопки 1930-х годов в [[Месопотамия|месопотамском]] городе [[Мари]] (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля ([[Нахор]], [[Терах]], [[Серуг]], [[Завулон]], [[Гад]], [[Дан]], [[Леви]], [[Ишмаэль]], [[Асир]]). Такие же параллели выявлены и в текстах города [[Эбла|Эблы]] ([[Сирия]]), открытого в 1970-х годах.
 +
<!--
 +
 
 +
Наприкінці [[1930-ті|1930-х]] років американська експедиція у Північну [[Месопотамія|Месопотамію]] знайшла документи м. [[Нузі]] ([[Нузу]]). Вони містять закони, котрі пояснюють, чому, наприклад, бездітний [[Авраам]] мав віддати свою спадщину [[Єліезер]]у (Бут. 15:2-3), описують операції з продажу первородства (Бут. 25:30-34), пояснюють, чому [[Рахіль]] забрала з собою [[терафим]]ів (домашніх богів) Лавана (Бут. 31:19) - згідно з текстами Нузі, хто володіє терафимами, той має право на спадщину. Примітно, що ці звичаї зникають після [[15 століття до Р.Х.]], тобто оповіді Книги Буття відображають дуже давню, ще домойсеєву епоху історії.
 +
 
 +
Дослідження хетських законів пояснило, чому Авраам не хотів купувати у [[Хети|хетів]] всю землю навколо печери [[Махпелі]], а тільки печеру. Купуючи землю, він ставав данником хетів.
 +
 +
Дані про [[гіксоси|гіксосів]], аморейських племенах, що підкорили близько [[1700 до Р.Х.]] [[Єгипет]], пояснюють, як міг неєгиптянин Йосиф стати правителем Єгипту при [[фараон]]і.
 +
 +
Встановлено, що фараон [[Рамзес II]] ([[13 століття до Р.Х.]]) переніс свою столицю в Дельту і, відродивши зруйноване місто, назвав його своїм ім'ям. У Біблії сказано, що ізраїльтяни будували для єгипетського царя місто [[Раамсес]] (Вих. 1:11).
 +
 
 +
У [[1887]] була знайдена покинута столиця фараона-реформатора [[Ехнатон]]а (14 століття до Р.Х.) [[Ахетатон]] (нині - [[Ель Амарна]]). Серед документів її архіву виявлені донесення палестинських васалів царя (зокрема, правителя [[Єрусалим]]а). Вони скаржаться, що країна зруйнована бандами [[хапіру]]. У наш час більшість вчених вбачає в них напівкочову різноплемінну «вольницю», котра підірвала владу фараонів у [[Палестина|Палестині]]<ref> Історія стародавнього світу, т. 1, М., 1989, с. 245.</ref>. Рух хапіру підготував ґрунт для проникнення ізраїльтян у [[Ханаан]].
 +
 
 +
У [[1896]] році англієць [[Фліндерс Пітрі]] знайшов у [[Фіви|Фівах]] ([[Єгипет]]) переможний напис ([[стела|стелу]]) сина Рамсеса II [[Мернептах]]а (кінець [[13 століття до Р.Х.]]). У ній серед міст і народів Палестини вперше згаданий [[Ізраїль]], але не як місцевість, а як плем'я. Одні історики вважають, що мова йде про період [[Ісус Навин|Ісуса Навина]], а інші пов'язують стелу з подіями Книги Виходу.
 +
 
 +
Напис фараона [[Шешонк I|Шешонка I]] (бібл. Сусакім) доповнює розповідь 3 Цар 14:25-28 про захоплення єгипетськими військом [[Єрусалим]]у ([[10 століття до Р.Х.]]).
 +
 
 +
Ще в середині 19 століття були знайдені ассирійські пам'ятки, пов'язані з біблійною історією: аннали [[Салманасар III|Салманасара III]] про [[Битва при Каркарі|битву при Каркаре]] ([[854 до Р.Х.|854]]/[[853 до Р.Х.]]), в котрій брав участь цар [[Ахав]], про підпорядкування Ассирією самарійського царя [[Єгу]] (Іуя), причому на обеліску Салманасара зображений сам Єгу, що стоїть на колінах перед ассирійським царем. У документах Саргона II і Салманасара повідомляється про падіння [[Самарія|Самарії]], а в анналах [[Сінаххеріб]]а - про облогу Єрусалиму за часів царя [[Єзекія|Єзекії]] і пророка Ісаї. До цієї ж епохи відноситься прикордонний камінь з портретом вавілонського царя Мардук-апла-іддіна, проти союзу з котрим застерігав пророк [[Ісая]].
 +
 
 +
У [[1956]] був опублікований [[Нововавилонський літопис]], де висвітлено події часів [[Навуходоносор]]а і йдеться про взяття ним [[Єрусалим]]у у [[597 до Р.Х.]] (Перше полонення).
 +
 
 +
Наприкінці [[19 століття]] на острові [[Елефантина]] ([[Єгипет]]) були знайдені папірус з документами єврейського [[гарнізон]]у, який перебував на службі у єгипетського царя ([[5 століття до Р.Х.]]). Ці документи [[арамейська мова|арамейською мовою]] дають характеристику духовного і соціального стану діаспори раннього періоду. Зокрема, там є перший позабіблійний опис свята [[Песах|Пасхи]].
 +
 
 +
Низка знахідок (у т. ч. пам'яток мистецтва, монет і статуй) доповнює розповідь про елліністичний період історії [[Старий Заповіт|Старого Заповіту]] ([[Антіох IV]] і його наступники).
 +
-->
-
В [[1901]]—[[1902]] французская археологическая экспедиция нашла в [[Сузы|Сузах]] чёрный столб [[базальт]]а, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя [[Хаммурапи]] (1—ая половина [[XVIII век до н. э.|18 века до Р. Х.]]). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о [[патриарх]]ах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
 
== См. также ==
== См. также ==
Строка 88: Строка 115:
<!--  
<!--  
-
 
-
== Розділи біблійної археології ==
 
-
 
-
Біблійна археологія у наш час поділяється на два розділи: загальну і палестинську.
 
-
 
-
=== Загальна ===
 
-
 
-
Загальна біблійна археологія вивчає позабіблійні пам'ятки писемності й матеріальної культури, що проливають світло на свідоцтва [[Святе Письмо|Святого Письма]].
 
-
 
-
==== Загальна старозавітна ====
 
-
[[Файл:The Structure Claimed to be the Noah's Ark near the Mount Ararat in Turkey.jpg|праворуч|300пкс|міні|Вірогідне місцерозташування [[Ной|Ноєвого]] [[ковчег]]у поблизу гори [[Арарат]] у [[Туреччина|Туреччині]].]]
 
-
 
-
У сфері загальної біблійної старозавітної архелогії зроблено багато відкриттів у [[19]] та [[20 століття]]х.
 
-
 
-
У [[1920-ті|1920-х]] роках англійський археолог Л. Вуллі виявив сліди стародавньої повені, котра сталася у Південному Дворіччі. На його думку, це відкриття пов'язане з старозавітною оповіддю про Потоп. Вуллі також відкрив багато інших пам'яток стародавнього [[Шумер]]у.
 
-
 
-
У [[19 століття|19 столітті]] була відкрита бібліотека [[Ніневія|Ніневії]], де знайшли поеми про [[Гільгамеш]]а (з описом Потопу, що багато в чому збігається з [[Книга Буття|Книгою Буття]]) і про походження світу «[[Енума Еліш]]». Остання показує, наскільки своєрідним було біблійне вчення, незважаючи на певні елементи літературної схожості із [[вавілон]]ською пам'яткою.
 
-
 
-
У [[1901]]-[[1902]] французька археологічна експедиція знайшла в [[Сузи|Сузах]] чорний стовп з [[базальт]]у, на котрому клинописом були висічені закони вавілонського царя [[Хаммурапі]] (1-а половина [[18 століття до Р.Х.]]). Закони, зокрема, містять правові норми, що пояснюють деякі подробиці оповіді Книги Буття про [[патріарх]]ів, і мають паралелі з законами Книг Вихід і Повторення Закону. Закони Хаммурапі свідчать про глибоку давнину тих основ права, котрі зафіксовані в [[П'ятикнижжя|П'ятикнижжі]].
 
-
 
-
Розкопки [[1930-ті|1930-х]] років у месопотамському місті [[Марі]] ([[18 століття до Р.Х.]]) виявили тексти зі згадуванням племен, ідентичних іменами предків Ізраїлю ([[Нахор]], [[Терах]], [[Серуг]], [[Завулон]], [[Гад]], [[Дан]], [[Леві]], [[Ізмаїл]], [[Асир]]). Такі паралелі виявлені і в текстах м. [[Ебла|Ебли]] ([[Сирія]]), відкритого в [[1970-ті|1970-х]] роках.
 
-
 
-
Наприкінці [[1930-ті|1930-х]] років американська експедиція у Північну [[Месопотамія|Месопотамію]] знайшла документи м. [[Нузі]] ([[Нузу]]). Вони містять закони, котрі пояснюють, чому, наприклад, бездітний [[Авраам]] мав віддати свою спадщину [[Єліезер]]у (Бут. 15:2-3), описують операції з продажу первородства (Бут. 25:30-34), пояснюють, чому [[Рахіль]] забрала з собою [[терафим]]ів (домашніх богів) Лавана (Бут. 31:19) - згідно з текстами Нузі, хто володіє терафимами, той має право на спадщину. Примітно, що ці звичаї зникають після [[15 століття до Р.Х.]], тобто оповіді Книги Буття відображають дуже давню, ще домойсеєву епоху історії.
 
-
 
-
Дослідження хетських законів пояснило, чому Авраам не хотів купувати у [[Хети|хетів]] всю землю навколо печери [[Махпелі]], а тільки печеру. Купуючи землю, він ставав данником хетів.
 
-
 
-
Дані про [[гіксоси|гіксосів]], аморейських племенах, що підкорили близько [[1700 до Р.Х.]] [[Єгипет]], пояснюють, як міг неєгиптянин Йосиф стати правителем Єгипту при [[фараон]]і.
 
-
 
-
Встановлено, що фараон [[Рамзес II]] ([[13 століття до Р.Х.]]) переніс свою столицю в Дельту і, відродивши зруйноване місто, назвав його своїм ім'ям. У Біблії сказано, що ізраїльтяни будували для єгипетського царя місто [[Раамсес]] (Вих. 1:11).
 
-
 
-
У [[1887]] була знайдена покинута столиця фараона-реформатора [[Ехнатон]]а (14 століття до Р.Х.) [[Ахетатон]] (нині - [[Ель Амарна]]). Серед документів її архіву виявлені донесення палестинських васалів царя (зокрема, правителя [[Єрусалим]]а). Вони скаржаться, що країна зруйнована бандами [[хапіру]]. У наш час більшість вчених вбачає в них напівкочову різноплемінну «вольницю», котра підірвала владу фараонів у [[Палестина|Палестині]]<ref> Історія стародавнього світу, т. 1, М., 1989, с. 245.</ref>. Рух хапіру підготував ґрунт для проникнення ізраїльтян у [[Ханаан]].
 
-
 
-
У [[1896]] році англієць [[Фліндерс Пітрі]] знайшов у [[Фіви|Фівах]] ([[Єгипет]]) переможний напис ([[стела|стелу]]) сина Рамсеса II [[Мернептах]]а (кінець [[13 століття до Р.Х.]]). У ній серед міст і народів Палестини вперше згаданий [[Ізраїль]], але не як місцевість, а як плем'я. Одні історики вважають, що мова йде про період [[Ісус Навин|Ісуса Навина]], а інші пов'язують стелу з подіями Книги Виходу.
 
-
 
-
Напис фараона [[Шешонк I|Шешонка I]] (бібл. Сусакім) доповнює розповідь 3 Цар 14:25-28 про захоплення єгипетськими військом [[Єрусалим]]у ([[10 століття до Р.Х.]]).
 
-
 
-
Ще в середині 19 століття були знайдені ассирійські пам'ятки, пов'язані з біблійною історією: аннали [[Салманасар III|Салманасара III]] про [[Битва при Каркарі|битву при Каркаре]] ([[854 до Р.Х.|854]]/[[853 до Р.Х.]]), в котрій брав участь цар [[Ахав]], про підпорядкування Ассирією самарійського царя [[Єгу]] (Іуя), причому на обеліску Салманасара зображений сам Єгу, що стоїть на колінах перед ассирійським царем. У документах Саргона II і Салманасара повідомляється про падіння [[Самарія|Самарії]], а в анналах [[Сінаххеріб]]а - про облогу Єрусалиму за часів царя [[Єзекія|Єзекії]] і пророка Ісаї. До цієї ж епохи відноситься прикордонний камінь з портретом вавілонського царя Мардук-апла-іддіна, проти союзу з котрим застерігав пророк [[Ісая]].
 
-
 
-
У [[1956]] був опублікований [[Нововавилонський літопис]], де висвітлено події часів [[Навуходоносор]]а і йдеться про взяття ним [[Єрусалим]]у у [[597 до Р.Х.]] (Перше полонення).
 
-
 
-
Наприкінці [[19 століття]] на острові [[Елефантина]] ([[Єгипет]]) були знайдені папірус з документами єврейського [[гарнізон]]у, який перебував на службі у єгипетського царя ([[5 століття до Р.Х.]]). Ці документи [[арамейська мова|арамейською мовою]] дають характеристику духовного і соціального стану діаспори раннього періоду. Зокрема, там є перший позабіблійний опис свята [[Песах|Пасхи]].
 
-
 
-
Низка знахідок (у т. ч. пам'яток мистецтва, монет і статуй) доповнює розповідь про елліністичний період історії [[Старий Заповіт|Старого Заповіту]] ([[Антіох IV]] і його наступники).
 
==== Загальна новозавітна ====
==== Загальна новозавітна ====

Версия 11:45, 6 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Библейская археология (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел библеистики, изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории.

Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.

Содержание

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.

Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь Талмуд, Таргумы, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.

Файл:Jerusalem Schrein des Buches BW 1.JPG
Музей Книги - отдел Музея Израиля в Иерусалиме, в котором хранятся найденные свитки Мёртвого моря.

Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.[1] В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы Двуречья, под которыми були открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).

В начале XX века были проведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в том числе текстов города Угарита . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие ТАНАХа с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.

Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия.

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.

Файл:The Structure Claimed to be the Noah's Ark near the Mount Ararat in Turkey.jpg
Вероятное местонахождение Ноева ковчега около Арарата

Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Файл:Jerusalen siglo primero.jpg
Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма

Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках.

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера.

В XIX веке была открыта библиотека в Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие) и о происхождении мира «Энума Элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонским литературным памятником.

В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.

Раскопки 1930-х годов в месопотамском городе Мари (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля (Нахор, Терах, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Ишмаэль, Асир). Такие же параллели выявлены и в текстах города Эблы (Сирия), открытого в 1970-х годах.


См. также

Примечания

  1. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Источники и ссылки

Литература

  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Старая библейская археология

  • Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
  • Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
  • Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
  • Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913.

Новая библейская археология

  • Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
  • Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
  • Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
  • Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
  • Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
  • Керам К. В., Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
  • Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
  • Липин Л. А., Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562;
  • Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
  • Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
  • Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960;
  • Рубинштейн Р. И., Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
  • Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965.


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация