Библейская археология

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники и ссылки =)
Строка 20: Строка 20:
=== Старая библейская археология ===
=== Старая библейская археология ===
-
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.  
+
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен [[ТАНАХ|Ветхого]] и [[Новый Завет|Нового Завета]].  
-
Возведение таких знаний давала возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
+
Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой [[Экзегеза|экзегезы]], которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
 +
 +
К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.
=== Новая библейская археология ===
=== Новая библейская археология ===
-
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована [[письменность]] [[Египет|Египта]], [[Двуречье]], [[Ханаан]], [[Хеттское царство|Хеттского царства]]. К тому времени с позабиблийних текстов были известны лишь [[Талмуд]], [[Таргум]] и, труда [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и фрагменты, сохраненные [[Античная литература|античными авторами]] и [[Отцы Церкви|Отцами Церкви]].
+
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность [[Египет|Египта]], [[Месопотамия|Двуречья]], [[Ханаан]]а, [[Хеттское царство|Хеттского царства]]. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь [[Талмуд]], [[Таргум]]ы, труда [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви.
 +
Находки в Египте начались вскоре после похода [[Наполеон I|Наполеона I]]. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.  
 +
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).
 +
<!--
 +
 +
В начале XX векаіття]] були проведені розкопки руїн столиці [[Хетське царство|Царства хетів]] (згадуються у Біблії). Їхню писемність вдалося розшифрувати чеському вченому Б. Грозному ([[1879]]-[[1952]]). Чимале значення для біблійної археологі мало відкриття й прочитання ханаанских пам'ятників, зокрема текстів міста [[Угаріта]] (нині [[Рас-Шамра]]). Розшифровка їх була зроблена Г. Бауером, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Віролло, К. Ф. А. Шеффером і професором Єрусалимської біблійної школи Дормом. Усі ці та інші відкриття розширили рамки біблійної археології і примусили по-новому оцінити взаємодію [[Старий Заповіт|Старого Заповіту]] з культурою [[Стародавній Схід|Стародавнього Сходу]]. Відтепер біблійна археологія основну увагу приділяє саме вивченню пам'ятників, що прямо або побічно стосуються Біблії.
 +
 +
Величезне значення в бібійній архіеології набув новий метод датування. За його розробку У.Ф. Ліббі отримав [[Нобелівська премія|Нобелівську премію]] ([[1960]]). Цей метод, званий радіовуглецевим, застосовується при датуванні предметів органічного походження. Високочутливі сучасні прилади можуть з достатньою точністю встановити вік досліджуваного дерева, папірусу, льону і т. д. У ті ж роки Д. К. Кеннеді відкрив метод термолюмінесценціі, що дозволяє датувати стародавні керамічні вироби. -->
== Разделы библейской археологии ==
== Разделы библейской археологии ==
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинскую.
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинскую.
Строка 35: Строка 44:
==== Общая ветхозаветная ====
==== Общая ветхозаветная ====
-
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в [[19 век|19]] и [[20 век]]ах.
+
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в 19 и 20 веках.
В [[1920-е|1920-х]] годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а.
В [[1920-е|1920-х]] годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а.
Строка 55: Строка 64:
== Литература ==
== Литература ==
{{Commonscat|Biblical archaeology}}
{{Commonscat|Biblical archaeology}}
 +
* Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
=== Старая библейская археология ===
=== Старая библейская археология ===
Строка 78: Строка 88:
<!--  
<!--  
-
 
-
== Історія ==
 
-
 
-
=== Стара біблійна археологія ===
 
-
 
-
Стара біблійна археологія склалася до того, як були знайдені основні пам'ятники [[Стародавній Схід|Стародавнього Сходу]] й [[Античність|античності]], що проливають світло на [[Біблійна історія|біблійну історію]]. Вона обмежувалася тим, що систематизувала дані самого [[Святе Письмо|Святого Письма]] і греко-римських авторів, пов'язані з побутом, суспільним устроєм, календарем, звичаями і культом часів [[Старий Заповіт|Старого]] і [[Новий Заповіт|Нового Заповіту]]. Зведення таких знань давала можливість читачу Біблії вільніше орієнтуватися у  «біблійному світі». Важливість такого розуміння реалій була відзначена ще [[Антиохійська школа|антиохійською школою]] [[екзегеза|екзегези]], котра здобувала біблейські відомості не тільки з Біблії, а й із знайомства зі східними звичаями. Святитель [[Йоан Золотоустий]] неодноразово закликав своїх читачів і слухачів уявити собі живі історичні обставини, у яких відбувалися ті чи інші події Писання, щоб краще зрозуміти їх. Саме заради цієї мети й виникла біблійна археологія.
 
-
 
-
До праць старої біблійної археології належать роботи К.Ф. Кейлі, С. Мунка, Г. Трістрама, І. Троїцького.
 
-
 
-
=== Нова біблійна археологія ===
 
-
 
-
Нова біблійна археологія стала складатися після того, як були відкриті перші пам'ятки Сходу та античності, що відносилися до біблійного періоду й проливали світло на згадувані у Біблії події, і була розшифрована [[писемність]] [[Єгипет|Єгипту]], [[Дворіччя]], [[Ханаан]]у, [[Хетське царство|Хетського царства]]. До того часу із позабіблійних текстів були відомі лише [[Талмуд]], [[таргум]]и, праці [[Йосиф Флавій|Йосифа Флавія]] і фрагменти, збережені [[Антична література|античними авторами]] й [[Отці Церкви|Отцями Церкви]].
 
-
 
-
Знахідки в Єгипті почалися незабаром після походу [[Наполеон I|Наполеона I]]. Молодий французький [[філолог]] Ж. Ф. Шампольон ([[1790]]-[[1832]]) зумів прочитати [[єгипетські ієрогліфи]]. Так було покладено початок наукової [[єгиптологія|єгиптології]]. За цим послідувала серія відкриттів, що продовжується і понині. Перші успішні кроки в розшифровці давньоперсього [[клинопис]]у зробив німецький вчитель словесності Г. Ф. Гротефенд ([[1775]]-[[1853]]), а в [[1835]] англійський філолог-любитель Г. К. Роулінсон ([[1810]]-[[1895]]) зумів прочитати напис перського царя [[Дарій|Дарія]]. У [[1840-ві|1840]]-[[1850-ті|1850-х]] роках французькі й англійські [[археолог]]и розкопали низку пагорбів у Дворіччі, під котрими були відкриті давньоассірійські міста [[Ніневія]] та [[Калах]] (роботи П. Е. Ботте, Лейарда, Кольдевея тощо).
 
-
 
-
На початку [[20 століття]] були проведені розкопки руїн столиці [[Хетське царство|Царства хетів]] (згадуються у Біблії). Їхню писемність вдалося розшифрувати чеському вченому Б. Грозному ([[1879]]-[[1952]]). Чимале значення для біблійної археологі мало відкриття й прочитання ханаанских пам'ятників, зокрема текстів міста [[Угаріта]] (нині [[Рас-Шамра]]). Розшифровка їх була зроблена Г. Бауером, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Віролло, К. Ф. А. Шеффером і професором Єрусалимської біблійної школи Дормом. Усі ці та інші відкриття розширили рамки біблійної археології і примусили по-новому оцінити взаємодію [[Старий Заповіт|Старого Заповіту]] з культурою [[Стародавній Схід|Стародавнього Сходу]]. Відтепер біблійна археологія основну увагу приділяє саме вивченню пам'ятників, що прямо або побічно стосуються Біблії.
 
-
 
-
Величезне значення в бібійній архіеології набув новий метод датування. За його розробку У.Ф. Ліббі отримав [[Нобелівська премія|Нобелівську премію]] ([[1960]]). Цей метод, званий радіовуглецевим, застосовується при датуванні предметів органічного походження. Високочутливі сучасні прилади можуть з достатньою точністю встановити вік досліджуваного дерева, папірусу, льону і т. д. У ті ж роки Д. К. Кеннеді відкрив метод термолюмінесценціі, що дозволяє датувати стародавні керамічні вироби.
 
== Розділи біблійної археології ==
== Розділи біблійної археології ==

Версия 10:25, 6 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Библейская археология (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел библеистики, изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории.

Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.

Содержание

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.

Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь Талмуд, Таргумы, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.

Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.[1] В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы Двуречья, под которыми були открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинскую.

Общая библейская археология изучает внебиблейные памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Библейская археология Палестины (Израиля) ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в 19 и 20 веках.

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера.

В 19 веке была открыта библиотека в Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие) и о происхождении мира «Энума Элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонской достопримечательностью.

В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина 18 века до Р. Х.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.

См. также

Примечания

  1. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Источники и ссылки

Литература

  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Старая библейская археология

  • Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
  • Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
  • Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
  • Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913.

Новая библейская археология

  • Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
  • Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
  • Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
  • Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
  • Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
  • Керам К. В., Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
  • Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
  • Липин Л. А., Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562;
  • Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
  • Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
  • Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960;
  • Рубинштейн Р. И., Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
  • Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965.


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация