Молдавия (История евреев Молдавии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские общины» с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat) |
||
Строка 103: | Строка 103: | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
[[Категория:Еврейские общины]] | [[Категория:Еврейские общины]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] |
Версия 11:49, 1 апреля 2013
Источник: | |||||||||||||
|
МОЛДА́ВИЯ (с 1991 г. Республика Молдова). В 14–19 вв. — феодальное государство (о евреях Молдавии в этот период см. Румыния, Бессарабия, Буковина). Историческая область Молдова (главный город Яссы) вместе с Валахией образовали в 1859 г. единое государство, получившее в 1861 г. название Румыния. Входившие в состав феодального Молдавского княжества Бессарабия (до 1812 г.) и Буковина (до 1774 г.) в 1918–40 гг. также были частью Румынии. В 1924 г. в Советском Союзе из районов, расположенных на левом берегу Днестра, была образована в составе Украины Молдавская АССР (столица Балта, а с 1929 г., после передачи Балтского района Одесской области, — Тирасполь). Аннексированная Советским Союзом в 1940 г. Бессарабия была объединена с Молдавской АССР, и образована Молдавская ССР (столица Кишинёв). Об истории евреев Молдавии до 1940 г. -
Содержание |
До XX в.
Еврейские общины образовались в южной Бессарабии уже в 16 в. К началу 18 в. в нескольких торговых городах уже существовало постоянное еврейское население. К концу 18 в. сравнительно большое число евреев жило почти во всех городах и во многих деревнях; их численность оценивалась в 1812 г. в 20 тысяч человек. В 18–19 вв. евреи в Бессарабии занимались главным образом мелкой торговлей и шинкарством; некоторые из них вели более значительную торговлю с соседними областями.
После того, как Бессарабия в 1812 г. была аннексирована Россией, она была включена в черту оседлости, и там поселилось многих евреев из других районов «черты». Еврейское население, сконцентрировавшееся главным образом в Кишинёве и его уезде и в северной части области, возросло с 43 062 человек в 1836 г. до 228 620 человек (11,8% всего населения) в 1897 г. Существовавшее в России в отношении евреев законодательство здесь первоначально не применялось, поскольку Бессарабия сохраняла автономный статус. Благодаря этому евреи не были затронуты некоторыми из наиболее ограничительных законов, изданных в первой половине 19 в.
В 1835 г. российское законодательство в отношении евреев стало полностью применяться также и к бессарабским евреям. Во второй половине 19 в. особое значение для евреев Бессарабии приобрело ограничение права жительства в пограничных районах. По Парижскому мирному договору (1856), южная часть Бессарабии отошла к Османской империи и была включена в состав автономного княжества Молдова, и в результате многие места, включая Кишинев, стали пограничными районами. Однако ограничения не применялись строго, и тысячи евреев продолжали жить в Бессарабии, хотя указы об изгнании евреев выходили в 1869, 1879, 1886 и 1891 гг. «Майские законы» 1882 г. («Временные правила») тяжело отразились на евреях Бессарабии, так как значительная часть их жила в деревнях; их стали изгонять из сельских местностей.
Начало ХХ в.
В 1903 г. произошел кровавый погром в Кишиневе. Волна погромов 1905 г. захлестнула Бессарабию. Пострадали евреи в трех городах и 68 местечках, причем было убито 108 человек. Февральская революция 1917 г. в России принесла евреям Бессарабии гражданское равноправие.
Экономическая и духовная жизнь
В течение 19 в. экономическая структура бессарабского еврейства в основном не менялась. Евреи со своими традиционными занятиями играли значительную роль в экономике этого района. Примечательно, однако, что значительное число евреев стало заниматься сельским хозяйством. В период 1836–53 гг. было создано 17 сельскохозяйственных еврейских поселений, главным образом в северных районах Бессарабии. В 1858 г. в этих поселках насчитывалось 10 859 человек; 12,5% всего бессарабского еврейства занималось фермерством. Все же большинство поселков было со временем ликвидировано, особенно после опубликования «Временных правил». Вообще, с начала 1880-х гг. экономическое положение бессарабского еврейства ухудшилось как в результате периодических изгнаний из деревень и пограничных мест, так и вследствие аграрного кризиса в России. Многие обедневшие евреи эмигрировали в Америку.
Главным фактором духовной жизни евреев был хасидизм. Наибольшим влиянием пользовались цаддики из рода Фридманов и Тверских. В 1830–40-е гг. в Бессарабию проникла и стала распространяться Хаскала. В конце 1840-х гг. были открыты государственные еврейские школы. Появились также частные еврейские школы, а позднее многие евреи Бессарабии, особенно зажиточные, стали посылать своих детей в общие школы. После погромов 1880-х гг. на юге России, в Бессарабии, как и в других местах были основаны группы Ховевей Цион; наиболее значительные из них находилась в Кишиневе. В конце 1880-х и начале 1890-х гг. возникло движение за создание еврейских поселений в Эрец-Исраэль. Делегаты из Бессарабии приняли участие в учредительном заседании Одесского комитета Ховевей Цион (апрель 1890 г.).
Сионисты Бессарабии были представлены на 1-м Сионистском конгрессе (1897) делегатом от Кишинева Я‘аковом Бернштейн-Коганом. К концу 19 в. – началу 20 в. в Бессарабии появился ряд еврейских поэтов и писателей, многим из которых суждено было сыграть важную роль в литературе на идиш и иврите (Эли‘эзер Штейнбарг, Иехуда Штейнберг, С. Бен-Цион, Я‘аков Фихман, Хаим Гринберг и другие).
В составе Румынии
После включения Бессарабии в состав Румынии в 1918 г. евреи автоматически получили румынское гражданство в соответствии с обязательствами, принятыми Румынией по Парижскому мирному договору. Однако в результате принятия закона о натурализации в 1924 г. многие евреи Бессарабии, которые не удовлетворяли требованиям этого закона, были лишены румынского гражданства и определены как люди, на которых не распространяются права гражданства.
По подсчету, произведенному в 1920 г., в Бессарабии было 267 тыс. евреев. Как и в других частях Румынии, они испытывали на себе враждебное отношение основного населения и страдали от антиеврейских мероприятий, подозрительности правительства и придирок администрации. Ухудшилось также и экономическое положение бессарабского еврейства в результате прекращения связи с прежними русскими рынками, засухи и мирового экономического кризиса. В начале 1920-х гг., во время аграрной реформы, в Бессарабии около пяти тысяч евреев получили землю для занятия сельским хозяйством. В дальнейшем по доле земледелия в занятиях еврейского населения Бессарабия занимала второе место после Палестины.
В первые годы румынской власти еврейская общественная и культурная жизнь оживилась. На основе обязательств в отношении национальных меньшинств, содержавшихся в подписанных Румынией договорах, в Бессарабии была создана развитая сеть еврейских начальных и средних школ с преподаванием на идиш и иврите. Однако к концу 1922 г. политика правительства изменилась и многие из этих школ были превращены в румынские.
В составе СССР
28 июня 1940 г. в Бессарабию вступили советские войска.
Еврейское население автономной Молдавии в составе Украины по переписи 1939 г. составляло 37 035 человек. В Бессарабии в 1940 г. проживало, по оценочным данным, около трехсот тысяч евреев (по переписи 1930 г. — 206 958), включая беженцев из других районов Румынии.
Еврейские общинные, партийные и общественные учреждения и организации, существовавшие в Бессарабии при румынской власти, были закрыты. Была запрещена сионистская (см. Сионизм) деятельность, ликвидированы школы на иврите. Однако культура на идиш не подвергалась преследованию: работали школы с преподаванием на этом языке, в Кишиневе был создан еврейский театр, начала выходить газета «Бесарабер штерн», велись радиопередачи на идиш. Вместе с тем, в 1940–41 гг. тысячи евреев Молдавии были арестованы и высланы в Сибирь; наибольшего размаха аресты и ссылки достигли 13 июня 1941 г.
Холокост в Молдавии
Немецко-румынские войска оккупировали Молдавию в конце июля 1941 г. Многим евреям удалось эвакуироваться. Большая часть Молдавии вошла в состав губернаторства Бессарабия, объявленного составной частью румынского королевства, меньшая — в состав губернаторства Транснистрия (Заднестровье), которым румыны временно управляли. В конце июля 1941 г. губернатор Бессарабии генерал Войкулеску издал приказ о создании концентрационных лагерей и гетто для еврейского населения в Кишиневе, Одинцах, Маркулештах, Вертюжанах, Лимбенах, Рышканах, Геудеге, Оргееве, Кагуле, Рубленице и т. д. В них, по румынским официальным данным, было согнано около восьмидесяти тысяч человек, многие из которых были расстреляны немцами и румынами. В сентябре началась депортация евреев Бессарабии в концентрационные лагеря и гетто Транснистрии. Туда было отправлено около семидесяти пяти тысяч евреев; тысячи из них были уничтожены по дороге. К середине ноября большинство евреев из гетто и концентрационных лагерей Бессарабии были высланы в Транснистрию; лишь треть их осталась в живых к моменту освобождения.
Евреи Молдавии сыграли значительную роль в движении Сопротивления антинацистского. В сентябре 1941 г. для организации партизанского движения в Молдавию был переброшен созданный в эвакуации республиканский партийный центр. Из девяти его членов пятеро были евреями. Одним из руководителей кишиневского подполья был Б. Дейч (?–1941).
Послевоенное время
После окончания войны еврейская культурная жизнь в Молдавии не возобновлялась. Многие евреи Молдавии пострадали во время антисемитской кампании в Советском Союзе, кульминацией которой было дело врачей; в Молдавии были арестованы многие евреи-врачи. По переписи 1959 г., в Молдавии проживало 95 107 евреев (3,3% от всего населения — самый высокий процент евреев среди населения всех союзных республик). Около 50% евреев назвали своим родным языком идиш; более высокий процент был только в Литве (69%). В конце 1950-х гг. в Молдавии усилились гонения на религиозных евреев. В 1959 г. была закрыта последняя местная синагога в Бельцах; в 1960 г., после серии статей в газете «Советская Молдавия», обвинявших евреев города Фалешты в религиозном воспитании детей, там была закрыта синагога. В Молдавии осталась только одна синагога — в Кишиневе. В ряде городов были закрыты еврейские кладбища (см. Кладбище).
Евреи Молдавии отличаются высоким процентом лиц с высшим образованием. По данным на 1961/62 г. учебный год, в Молдавии насчитывалось 1225 евреев-студентов (6,4% от общего числа студентов; выше общего показателя по Советскому Союзу). В 1966 г. из 500 научных работников Молдавской АН 49 были евреями (около 10%). Евреи внесли значительный вклад в развитие культуры Молдавии: композиторы Д. Г. Гершфельд (родился в 1911 г.; первый директор Молдавской консерватории, автор первой молдавской оперы «Грозован»), С. Златов (Гольд; 1893–1969), С. Лункевич (родился в 1934 г.), писатели Л. Корняну (Коренфельд; 1909–57), К. Кондря (Кон; родился в 1920 г.), Э. Баух, художник М. Гамбурд (1903–54).
Согласно переписи 1970 г., в Молдавии проживали 98 072 еврея (2,7% всего населения). Молдавия — единственная из республик европейской части Советского Союза, где еврейское население с 1959 г. увеличилось. Процент евреев, назвавших идиш родным языком (44,6%), сократился, но остался одним из самых высоких по республикам Советского Союза.
С конца 1960-х гг. евреи Молдавии играли активную роль в борьбе за репатриацию в Израиль (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1967–85 гг. «Антисионистская» кампания, Кишинёв). По переписи 1979 г., в Молдавии проживало восемьдесят тысяч евреев (два процента всего населения). Основная причина сокращения численности еврейского населения — массовая эмиграция. С 1987 г., в период развития процессов так называемой гласности и перестройки, в Молдавии несколько активизировалась еврейская культурная деятельность. Создавались общества и кружки по изучению языков идиш и иврит (некоторые из них получили официальный статус). В 1988 г. были созданы Молдавское общество еврейской культуры, еврейский театр-студия «Менойре» в Бельцах. Одновременно усилились проявления антисемитизма: демонстрации и митинги с антисемитскими лозунгами, осквернение еврейских кладбищ (разрушение памятников в городе Оргеев и других), случаи избиения евреев на улицах городов Молдавии, антисемитские статьи в молдавской прессе.
Постсоветский период
Согласно данным всесоюзной переписи населения 1989 г., в Молдавии проживали 65 900 евреев. Резкое ухудшение экономического положения населения Молдавии, рост антисемитизма в республике, последовавший за распадом Советского Союза в 1991 г., приднестровская война 1992 г. привели к массовому выезду еврейского населения из Молдавии в Израиль, США, Германию и другие страны. Так, в 1989 г. в Израиль репатриировались 1470 евреев Молдавии, в 1990 г. — 11 926, в 1991 г. — 15 452 еврея, в 1992 г. — 4305 евреев, в 1993 г. — 2173 еврея, в 1994 г. — 1907 евреев, в 1995 г. — 2407, в 1996 г. — 1953 еврея, в 1997 г. — 1396 евреев, в 1998 г. — 1194 еврея, в 2000 г. — 1774, в 2001 г. — 959 евреев, в 2002 г. — 538. Всего в 1989–2002 гг. из Молдавии в Израиль репатриировались 48,8 тыс. человек. В январе–октябре 2003 гг. в Израиль приехали 276 человек. В 2000 г. еврейское население Молдавии составляло 5500 человек. По данным переписи 2004 г. — 3509, из них в Кишиневе — 2603 человека.
В Молдавии функционируют различные еврейские организации. В 1997 г. Республиканское общество еврейской культуры было преобразовано в Ассоциацию еврейских организаций и общин Республики Молдова (АЕОО РМ), в которую входят общины десяти городов: Бельцы, Бендеры, Дубоссары, Кагул, Кишинев, Комрат, Оргеев, Рыбница, Сороки, Тирасполь, в которых проживает подавляющее большинство еврейского населения Молдавии. Развивается система еврейского просвещения. В Кишиневе функционируют две дневные еврейские средние школы: 22-я и 15-я «Хабад–Любавич», в которых обучаются более пятисот человек, еврейский педагогический колледж, детский сад №68 «Хабад–Любавич». С 1991 г. в Кишиневе работает еврейская библиотека имени И. Мангера. В остальных еврейских общинах функционируют воскресные школы. В Молдавии издаются еврейские издания периодической печати: ежемесячник «Наш голос», с марта 1990 г. — орган АЕОО РМ; газета «Истоки жизни» (издается при поддержке организации Хабад-Любавич в Молдавии). Действуют филиалы международных еврейских организаций: Еврейского агентства, Джойнта, который оказывает финансовую помощь системе благотворительных центров «Хесед Иегуда», функционирующих во всех еврейских общинах. В Молдове восстанавливаются синагоги. В восстановлении религиозной жизни большую роль играет движение хасидов Хабада, представитель которого З. Лейб является главным раввином Кишинева и Молдовы.
В январе 2003 г. в Кишиневе состоялась конференция молодых лидеров и активистов еврейских общин и организаций Республики Молдова. На конференции было объявлено о создании объединенного совета молодых лидеров и активистов еврейских общин и организаций Молдовы. В апреле 2003 г. в Кишиневе отмечали 100-ю годовщину Кишиневского погрома (см. Кишинёв) — «Дни памяти», в которой приняли участие президент Республики Молдова В. Воронин, официальная израильская делегация во главе с министром транспорта А. Либерманом. В рамках «Дней памяти» состоялась научная конференция «Погром 1903: взгляд через столетие».
Дипломатические отношения между Израилем и Молдовой были установлены в 1992 г. Израиль представляет в Молдове посол на Украине. Между двумя странами существуют хорошие отношения при низком уровне товарооборота.
Источники
- Статья «Молдавия» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Бессарабия» в Электронной еврейской энциклопедии