Рафальский, Михаил

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Писатели на идише» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Жертвы антисемитизма» с помощью HotCat)
Строка 73: Строка 73:
[[Категория:Еврейские писатели]]
[[Категория:Еврейские писатели]]
[[Категория:Писатели на идише]]
[[Категория:Писатели на идише]]
 +
[[Категория:Жертвы антисемитизма]]

Версия 16:57, 30 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Рафальский, Михаил Федорович (настоящее имя Моше-Ахарон; 1889, Киев, – 1937, ?), еврейский актер, режиссер и педагог.

Содержание

Биографические сведения

Родился в семье бухгалтера. В детстве играл в пуримшпилях (см. Пурим). Был дружен с сыном Шалом Алейхема и часто бывал в семье писателя на даче под Киевом.

В 1908 г. поступил в драматическую школу Н. Соловцова в Киеве (учился у Н. Савинова).

Актер

Играл в различных русских труппах на Украине. Среди ролей Рафальского: царь Федор («Царь Федор Иоаннович» А. Толстого), Петр («Мещане» М. Горького), князь Мышкин («Идиот» по роману Ф. Достоевского) и другие.

Режиссер и педагог

Первый еврейский театр

В 1918 г. с группой еврейских театральных деятелей создал в Харькове первый еврейский театр на Украине «Унзер винкл» («Наш уголок»), преобразованный вскоре в еврейский передвижной театр.

С этим театром Рафальский переехал в Витебск, а затем в Минск.

Педагог

В 1921 г. создал в Минске еврейскую театральную студию, куда набрал молодых еврейских актеров, которых в 1922 г. повез в Москву учиться профессиональному мастерству.

Среди преподавателей студии были И. Добрушин, А. Грановский и другие.

В деятельности студии Рафальский стремился к созданию оригинального репертуара. Первый спектакль «Хедер» (1923) был сделан в эстетике агитпропа и не имел зрительского успеха.

Впоследствии Рафальский обратился к более традиционному материалу, в 1925 г. поставил со студийцами «На покаянной цепи» И. Переца, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера (в переводе на идиш Н. Ойслендера), инсценировал новеллы Шалом Алейхема.

На базе этой студии в 1926 г. Рафальский основал в Минске Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ).

Театр БелГОСЕТ

Под руководством Рафальского (1926–35) БелГОСЕТ стал вторым после московского ГОСЕТа еврейским театром в Советском Союзе.

В этот период режиссуру Рафальского отличало тяготение к бытовой, часто этнографической достоверности. Репертуар театра Рафальский строил на еврейской национальной драматургии.

Среди наиболее известных спектаклей Рафальского в БелГОСЕТе — «Нафтали Ботвин» (1927) А. Вевьорки (1887–1935), «Хирш Леккерт» (1929) А. Кушнирова, «Верхи и низы» (1929) по рассказу Д. Бергельсона «Глухой».

Литератор и журналист

Рафальский был известен также как еврейский литератор и журналист; публиковал статьи о еврейском театре в журналах «Октябер» и «Штерн» (см. Периодическая печать. Россия), был редактором сборника «Замлбух фар драмкрайзн» («Сборник для драмкружков», Минск, 1936).

Гибель

Рафальский был репрессирован, погиб в лагере, посмертно реабилитирован.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАФАЛЬСКИЙ Михаил Федорович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация