Яфет (сын Ноя)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Древние народы» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = |
Текущая версия на 13:50, 29 марта 2013
Регулярная исправленная статья | |
Яфет(ивр. יפת, Йе́фет, «да распространит [Бог]», лат. Iafeth, араб. يافث, Яфид, греч. Ιάφεθ) — в Пятикнижии один из трёх сыновей патриарха Ноаха, спасшийся вместе с ним от Потопа, и, следовательно, один из родоначальников человечества.
В толкованиях священной истории Яфет считается прародителем европейцев и вообще белой расы.
Содержание |
Библейские источники
Йефет был младшим братом Шема: "Родились (дети) и у Шема, отца всех сынов Эвера, старшего брата Яфета." (Быт. 10:21)
В Торе он назван последним (Берешит, 5:32), однако при изложении родословия их потомков он стоит на первом месте (Берешит, 10:2), 1Пар.1).
Ной предсказал потомкам Яфета успех и заповедал сотрудничество с Шемом : «да распространит Бог Яфета, и да обитает он в шатрах Шема».
Восточная литература
На востоке известен под именами Яфис, Яфет. Вот что пишет о нем Абу-л Фазл Аллами:
Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан. |
Яфетиды
Яфетиды — потомки Яфета. К ним обычно причисляют народы Европы и северо-восточной Азии (индоевропейские, уральские, алтайские и сино-кавказские народы).[1]
Библия даёт подробную детализацию только о потомках Гомера (локализованы на юге и севере Большого Кавказа) и Явана (Малая Азия и Греция).
Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия. Они могут быть гипотетическими, и иногда основываться просто на созвучиях.
Возможное (часто лишь гипотетическое) отождествление потомкоа Яфета (у которого после Потопа было семь сыновей (Быт.10:1, 2) с последующими народами такого:
- Гомер (киммерийцы): Ашкеназ (германцы), Рифат (кельты, италики, сикулы), Тогарма (тохары, фригийцы, тюрки)
- Магог: (скифы)
- Мадай: (мидяне)
- Яван: Елиса (эллины), Фарсис (тирсены, тиррены, этруски, пеласги), Киттим (киприоты), Доданим (тевкры, родосцы, иллирийцы)
- Тувал: (сиканы, иберы, баски)
- Мешех: (каппадокийцы)
- Фирас: (фракийцы, гето-даки)
Источники о расселении Яфетидов
первоначальное место расселения яфетидов
Согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов — северный Вавилон (на территории которого находилось древнее государcтво Урарту). После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки второго сына Ноя — Шема).
Яфету вышла третья наследственная часть, по ту сторону реки Тины, к северным странам истока её воды, и идёт к северо-востоку вся область Лага и все восточные страны её; и идёт на крайний север, и простирается до гор Кильта к северу, и к морю Маук, и идёт на восток Гадира, до берегов моря; и направляется, пока не подойдет к западу Пары, и обращается назад к Аферагу, и направляется к востоку, к воде моря Миот, и направляется вдоль реки Тины, к востоку севера, пока не подойдет к границе её воды, к горе Рафы, и обходит кругом к северу.— апокриф Книги Юбилеев
потомки Гомера
Иосиф Флавий сообщает, что потомков Гомера греки называли галатами, но сам их именует гомарейцами (киммерийцами). Народы произошедшие от сыновей Гомара он называет следующим образом: Ашкеназ — астаназийцы (у греков — регийцы), Рифат — рифатейцы («ныне пафлагонийцы»), Форгам — форгамейцы (у греков предположительно они назывались фригийцами).
Ненний связывает имя Гомера с галлами.
Армянский историк Мовсес Каланкатуаци даёт более подробное описание: народ произошедший от Гомера он именует каппидокийцами, а отдельные народы произошедшие от его сыновей: сарматы (Аскеназ), савроматы (Рифат), кавказские народы (Фогарма, в оригинале — Торгом).
Армяне, грузины и абхазы, а также народы Северного Кавказа и Поволжья считают себя потомками Фогармы (у Иосифа Флавия — фогармейцы). Грузинский историк Леонти Мровели дает подробное описание расселения 8 сынов Фогармы: Гайк (Армения), Картлос (Грузия), Эгрос (Мегрелия), Бардос, Мовакан и Эрос (античная Кавказская Албания), Кавказос и Лекос (Северный Кавказ).
Более поздние свидельства (в частности письмо хазарского царя Иосифа), также причисляют к потомкам Фогармы хазаров, булгар, тюрков и угро-финские народы.
Потомки Магога
Информация о потомках Магога крайне скудна. Большинство древних историков сближают потомков Магога с потомками Гомера, в частности Иосиф Флавий называет «народ Магога» — скифы (которых также связывают с потомками Аскеназа, сына Гомера). Ненний также отмечает, что потомками Магога, помимо скифов были также и готы.
Армянские историки Ованес Драсханакертци и Мовсес Каланкатуаци называют потомками Магога галатов и кельтов.
Иногда, в силу схожести имени Магога также называют родоначальником монголоидной расы.
У арабов Магог известен под имнем Маджудж, наряду с Гогом, который известен как Яджудж (Маджудж и Яджудж).
Потомки Мадая
Имя Мадая уверенно ассоциируется с древним народом мидян, персидского происхождения. Апокрифическая Книга Юбилеев сообщает нам следующие подробности:
И Мадай увидел страну моря, и она понравилась ему, и он выпросил ее себе у Елама и Ассура и Арфаскада, брата его жены, и жил в стране Мидакин (Мидийской стране) вблизи брата своей жены до сего дня; и он назвал свое место обитания и место обитания своих детей Медекин, по имени их отца Мадая. |
Потомки Явана
Согласно Книге Бытия, у Явана было три сына: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. Большинство древних историков уверенно связывают эту ветвь с (эллинами) греками, дарданами и некоторыми другими племенами Балкан и Анатолийского полуострова.
Потомки Тувала
Армянские историки Ованес Драсханакертци и Мовсес Каланкатуаци полагали что потомками Фувала были фессалийцы обитатели северо-востока Эллады — Фессалии. Книга Юбилеев локализует его потомков вблизи удела Луда (Лидия) — на северо-западе Турции.
Потомки Мешеха
Библия (Иез.27:13) упоминает Мешеха (и его род) вместе с Фувалом и Иаваном, из чего некоторые исследователи делают вывод, что первоначальное место расселения его потомков находилось в районе Анатолии (современная Турция).
Драсханакертци и Каланкатуаци идентифицируют потомков Мешеха с иллирийцами. Ненний и Иосиф Флавий называют их каппидокийцами.
Созвучие имени Мешеха (Мосоха) с названием Москвы породило множество спекуляций на эту тему. Так, в частности В. Н. Татищев среди прочих версий происхождения славян приводит и такую, с точки зрения которой московиты были потомками легендарного Мешеха.
Потомки Тираса
По мнению Иосифа Флавия, седьмой сын Иафета — Тирас (Фирас) был родоначальником фракийцев, союза племен локализованного на юго-западном побережье Чёрного моря (Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии).
Альтернативные генеалогии
Мнения поздних арабских авторов
Поздние арабские авторы дают следующие списки потомков Иафета:
- По Мухаммеду Аль-Кальби: Рум, Саклаб, Армини и Ифранджа;
- По Гишаму: Юнан, Саклаб, Бургар, Бурджан, Буртас и Фарс;
- По Табари: Турк, Саклаб, Яджудж и Маджудж;
- По Ибн-Батрику: Турк, Баджнак, Тагазгаз, Тибет, Яджудж и Маджудж, Хазар, Аллан, Абхаз, Санария, Джурджан, Рус и т. д.;
- По Масуди: Ифранджа, Саклаб, Нукабард, Ашбан, Яджудж и Маджудж, Турк, Хазар, Джалалика и т. д.
Яфетиды в русской традиции
Согласно «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливы, ляхи, борусы, варяги, свеи, ингляне, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедийцы, фряги; то есть славяне, балты, финно-угры и народы Западной Европы.[2]
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Примечания
Источники
- Книга Юбилеев
- Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1, гл. 6
- Иосиф Бен Горион
- Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей
- Давид Багратиони. История Грузии
- Ованес Драсханакертци. История Армении
- Мовсес Хоренаци, История Армении
- Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Книга 2. Гл. 29-52
- Ненний. Наикратчайшее описание острова Британии
- Аль-Кальби
- АБУ СА’ИД ГАРДИЗИ. УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ
- АБУ-Л-ГАЗИ. РОДОСЛОВНАЯ ТУРКМЕН
- Абу-л-Фазл. Акбар-наме
- Аль-Масуди
- Матвей Меховский. Трактат о двух сарматиях
- Джованни Виллани. Новая хроника
- В.Н. Татищев История Российская
|
||
---|---|---|
Шем и семиты | Артакшад | Элам | Ашур | Луд | Арам | |
Хам и хамиты | Хуш | Мицраим | Фут | Ханаан | |
Яфет и яфетиды | Гомер | Магог | Мадай | Яван | Тувал | Мешех | Фирас |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
ar:يافث bg:Яфет bo:ཡ་ཕེད། ca:Jàfet cs:Jáfet cy:Jaffetheo:Jafetfa:یافث fi:Jafethu:Jáfet (Biblia) hy:Հաբեթ id:Yafet is:Jafetja:ヤペテ la:Iapheth ms:Yafet nl:Jafet no:Jafet pl:Jafet pt:Jafé ro:Iafet sr:Јафет sv:Jafet tl:Jafet tr:Yafeszh:雅弗Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.