Явиц, Зеев Вольф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Явиц, Зеев Вольф''' (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание [[Раввин|раввина]]. После женитьбы на сестре [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] перебрался по делам семейного торгового бизнеса в [[Варшава|Варшаву]], но под влиянием авторов [[Хаскала|Хаскалы]], особенно [[Мапу, Аврахам|А. Мапу]], решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене. Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоне]] «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887). Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории.
+
'''Явиц, Зеев Вольф''' (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].  
 +
== Биографические сведения ==
-
В 1887 г. переехал в [[Эрец-Исраэль]], сначала в [[Иерусалим]], где жили его родственники И. М. Пинес и [[Елин|Д. Елин]]. В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в [[Мошав|мошаве]] Иехудия близ [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]] и продолжал углубленно изучать [[Иудаизм|иудаизм]], занимаясь у бывшего раввина из [[Ружаны|Ружан]] М. Г. Яффе (1820–91).
+
Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание [[Раввин|раввина]].
 +
 
 +
После женитьбы на сестре [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] перебрался по делам семейного торгового бизнеса в [[Варшава|Варшаву]], но под влиянием авторов [[Хаскала|Хаскалы]], особенно [[Мапу, Авраhам|А. Мапу]], решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене.
 +
 
 +
Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоне]] «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887).
 +
 
 +
Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории.
 +
 
 +
В 1887 г. переехал в [[Эрец-Исраэль]], сначала в [[Иерусалим]], где жили его родственники И. М. Пинес и [[Елин|Д. Елин]].  
 +
 
 +
В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в [[Мошав|мошаве]] Иеhудия близ [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]] и продолжал углубленно изучать [[Иудаизм|иудаизм]], занимаясь у бывшего раввина из [[Ружаны|Ружан]] М. Г. Яффе (1820–91).
Слава о Явице дошла до барона [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Дж. де Ротшильда]], и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакове]], но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим.
Слава о Явице дошла до барона [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Дж. де Ротшильда]], и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакове]], но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим.
 +
== Публицистическая и просветительская деятельность ==
 +
 +
Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие).
 +
 +
Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и [[Диаспора|диаспоре]], так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком.
 +
 +
Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового [[Ишув|ишува]] и в 1897 г. уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже).
 +
 +
В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение [[Рейнес|И. Я. Рейнеса]] о создании религиозной фракции (см. [[Мизрахи]]) во Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]], и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах».
 +
 +
На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне [[Братислава]]) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности.
 +
 +
Во время русской революции 1905 г. уехал в [[Берлин]] и был дружески принят в ортодоксальных кругах.
 +
 +
В 1912–14 гг. жил у сына в [[Антверпен|Антверпене]], с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в [[Лондон|Лондоне]].
 +
== Исследования по еврейской истории ==
 +
 +
Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]] [[«hа-Шахар»]] (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем.
 +
 +
Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль.
-
Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие). Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и [[Диаспора|диаспоре]], так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком.
+
Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|Мидраша]], за что академические круги, в том числе [[Клаузнер, Иосеф Гдалия|И. Г. Клаузнер]], оценили ее как ненаучную.  
-
Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового [[Ишув|ишува]] и в 1897 г. уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже). В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение [[Рейнес|И. Я. Рейнеса]] о создании религиозной фракции (см. [[Мизрахи]]) во Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]], и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах». На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне [[Братислава]]) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности.
+
Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]].
-
Во время русской революции 1905 г. уехал в [[Берлин]] и был дружески принят в ортодоксальных кругах. В 1912–14 гг. жил у сына в [[Антверпен|Антверпене]], с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в [[Лондон|Лондоне]].
+
Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго [[Храм|храма]] «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных [[Хедер|хедерах]] и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» ([[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]]).  
-
Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]] [[«hа-Шахар»]] (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем. Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль. Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|Мидраша]], за что академические круги, в том числе [[Клаузнер, Иосеф Гдалия|И. Г. Клаузнер]], оценили ее как ненаучную. Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]].
+
Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других.  
-
Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго [[Храм|храма]] «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных [[Хедер|хедерах]] и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» ([[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]]). Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других. Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита.
+
Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита.
{{ElevenCopyRight|15186|ЯВИЦ Зеев Вольф}}
{{ElevenCopyRight|15186|ЯВИЦ Зеев Вольф}}

Версия 17:47, 24 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Явиц, Зеев Вольф (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного сионизма. Писал на иврите.

Биографические сведения

Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание раввина.

После женитьбы на сестре И. М. Пинеса перебрался по делам семейного торгового бизнеса в Варшаву, но под влиянием авторов Хаскалы, особенно А. Мапу, решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене.

Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о М. Мендельсоне «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887).

Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории.

В 1887 г. переехал в Эрец-Исраэль, сначала в Иерусалим, где жили его родственники И. М. Пинес и Д. Елин.

В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в мошаве Иеhудия близ Петах-Тиквы и продолжал углубленно изучать иудаизм, занимаясь у бывшего раввина из Ружан М. Г. Яффе (1820–91).

Слава о Явице дошла до барона Э. Дж. де Ротшильда, и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в Зихрон-Яакове, но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим.

Публицистическая и просветительская деятельность

Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие).

Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и диаспоре, так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком.

Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового ишува и в 1897 г. уехал в Вильну (см. Вильнюс), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже).

В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение И. Я. Рейнеса о создании религиозной фракции (см. Мизрахи) во Всемирной сионистской организации, и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах».

На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне Братислава) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности.

Во время русской революции 1905 г. уехал в Берлин и был дружески принят в ортодоксальных кругах.

В 1912–14 гг. жил у сына в Антверпене, с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в Лондоне.

Исследования по еврейской истории

Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале П. Смоленскина «hа-Шахар» (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем.

Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль.

Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из Талмуда и Мидраша, за что академические круги, в том числе И. Г. Клаузнер, оценили ее как ненаучную.

Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, Менделе Мохер Сфарима.

Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго храма «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных хедерах и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» (Х. Н. Бялик).

Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других.

Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯВИЦ Зеев Вольф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация