Яаков Бен Элазар
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Я‘аков Бен Эл‘азар (ЭЕЭ)» в «Яаков Бен Элазар (ЭЕЭ)») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Яаков Бен Элазар (ЭЕЭ)» в «Яаков Бен Элазар») |
Версия 12:09, 24 марта 2013
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Яаков Бен Элазар (1170, Толедо, – 1233?, там же), еврейский поэт, грамматик и философ. По-видимому, принадлежал к известной еврейской семье, упоминаемой в документах королевства Кастилии (семья Абеналазар). Как и многие другие еврейские поэты, Яаков бен Элазар много странствовал и часто зависел от финансовой поддержки богатых благотворителей из Испании и Прованса, для которых он сочинял или переводил разные грамматические, философские и литературные труды.
Подобно многим просвещенным евреям, жившим в христианской Испании, Яаков бен Элазар не только понимал арабский язык, но и писал на нем. На арабском языке он написал книгу о грамматике языка иврит «Ал-Китаб камил» («Полная книга»; на иврите «Сефер hа-шалем»). Сохранились лишь цитаты из этой книги, приводимые несколькими грамматиками, в том числе Давидом Кимхи (см. Кимхи, семья) в его труде «Сефер михлол» («Книга совокупности»). Более значителен вклад Яакова бен Элазара в литературу. По заказу филантропа Бенвенисте бен Хия Алдиана Яаков бен Элазар перевел на иврит и адаптировал арабскую версию индийской книги «Калила и Димна». Перевод выполнен рифмованной прозой, только в трех вводных стихах соблюден размер. Перевод Яакова бен Элазара сохранился в единственной копии, содержащей лишь около двух третей текста. Этот перевод был опубликован в книге И. Деренбурга «Две еврейские версии книги о Калиле и Димне» (на французском языке, 1881).
Яаков бен Элазар оставил также популярное философское сочинение «Пардес риммоней hа-хохма ва-аругат босем hа-мезима» («Гранатовый сад мудрости и цветник помыслов») в 23-х главах, написанных отчасти обычной, а отчасти рифмованной прозой. В старости Яаков бен Элазар написал прозаические сочинения на этико-философские темы под названием «Ган теудот» («Сад предписаний»).
Важнейшее из сочинений Яакова бен Элазара — «Сефер hа-мешалим» («Книга притч»), написанное на иврите примерно в 1233 г. Книга содержит десять макам (ср. Иехуда Алхаризи), посвященных различным темам. Единственная сохранившаяся рукопись этого произведения находилась в Государственной библиотеке Мюнхена. Пять макам (включая введение автора) были опубликованы израильским исследователем еврейской поэзии средневековой Испании и Прованса Х. Ширманом в труде «Сиппурей ахава шел Яаков бен Элазар» («Любовные рассказы Яакова бен Элазара», 1939).
Критическое издание десяти макам Яакова бен Элазара с введением и комментариями было осуществлено израильским ученым профессором И. Давидом («Сиппурей ахава шел Яаков бен Элазар /1170–1233?/», Т.-А., 1992–93).
Макамы Яакова бен Элазара, оригинальные по форме и содержанию, отличаются богатым и живым языком. Они отражают влияние мусульманской и христианской литературы того периода. Известны также два написанные Яаковом бен Элазаром пиюта.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯАКОВ БЕН ЭЛАЗАР в ЭЕЭ