История евреев в Марокко в Новое время
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 14: | Строка 14: | ||
}}{{Начало_работы}} | }}{{Начало_работы}} | ||
[[Файл:Moroccan Kabbalah.jpg|200px|right|thumb|[[Каббала|Каббалистическое]] заклинание против скорпионов из Марокко]] | [[Файл:Moroccan Kabbalah.jpg|200px|right|thumb|[[Каббала|Каббалистическое]] заклинание против скорпионов из Марокко]] | ||
- | Несмотря на [[История еврейских общин в Африке в XI - XV веках#В Марокко| недружественный приём]] и запреты испанского и португальского короля, [[марраны]] бежали в Марокко всё время после 1492 года.<ref name="kayserling">''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865''</ref> Этот поток усилился в XVI в. [[Марраны]] возвращались там в [[иудаизм]]. | + | Несмотря на [[История еврейских общин в Африке в XI - XV веках#В Марокко| недружественный приём]] и запреты испанского и португальского короля, [[марраны]] бежали в Марокко всё время после 1492 года.<ref name="kayserling">''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865''</ref> Этот поток усилился в XVI в., после введения [[Инквизиция|инквизиции]] в Португалии. [[Марраны]] возвращались там в [[иудаизм]].<ref>там же, стр. 217</ref> |
+ | |||
+ | Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт [[Сафи (Марокко)|Сафи]], в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.<ref>там же, стр. 155 и сл.</ref> В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро<ref>Родственник [[Авраам бен-Змирро|Авраама бен-Змирро]] из Азамора</ref> и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.<ref>Там же, стр. 159</ref><ref>Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667</ref> | ||
Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659). В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с [[сефард]]скими общинами изгнанников ([[Тетуан]], [[Танжер]]). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. | Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659). В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с [[сефард]]скими общинами изгнанников ([[Тетуан]], [[Танжер]]). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения. | ||
Строка 39: | Строка 41: | ||
Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы [[гетто]]. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию. | Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы [[гетто]]. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию. | ||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
+ | * [[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865 | ||
+ | * Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667 | ||
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 56: | Строка 62: | ||
<!-- | <!-- | ||
- | + | In Safi, the Jews were allowed to live as such by Emanuel's permission; also in [[Asilah]] after 1533, which had long been a Portuguese possession. In the quarrels which afterward took place between the Moors and the governors of Azamur in 1526, Abraham ben Zamaira and Abraham Cazan, the most influential Jew in Azemmour in 1528, served the Portuguese as negotiators.<ref>ib. p. 161</ref> The Jews Abraham and Samuel Cabeça of Morocco also had dealings with the Portuguese generals. When, in 1578, the young king Sebastian with almost his whole army met death, and Portugal saw the end of her glory, at [[Alcazarquivir]], the few nobles who remained were taken captive and sold to the Jews in Fez and Morocco. The Jews received the Portuguese knights, their former countrymen, into their houses very hospitably and let many of them go free on the promise that they would send back their ransom from Portugal.<ref>ib. p. 260</ref> Numerous newly immigrated Jews, whose descendants faithfully adhere to the use of their Spanish dialects, [[Judaeo-Spanish|Ladino]] and [[Haketia]] to the present day and who surpass older Jewish Moroccans in education and intellectual achievement, subsequently become prominent in Moroccan history. With their skill in European commerce, arts, and handicrafts, hitherto largely unknown to the [[Moors]], and with their wealth, Jews have contributed conspicuously to the rise and development of the [[Alaouite Dynasty]] since its beginning in 1666.<ref>See G. B. Ramusio in [[Leo Africanus]], "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896</ref> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
В Сафи, евреи были разрешили жить в качестве такового разрешения Эммануила; также в [[Asilah]] после 1533 года, который долгое время был португальской владения. В ссорах, которые потом имели место между маврами и губернаторов Azamur в 1526 году, Авраам бен Zamaira и Авраам Казан, самым влиятельным евреем в Azemmour в 1528 году, служил португальский переговоров. <ref> IB. р. 161 </ исх> евреев Авраама и Самуэль cabeça Марокко также имел дело с португальской генералов. Когда в 1578 году молодой король Себастьян почти вся его армия встретила смерть, и Португалия увидел в конце своей славы, в [[Alcazarquivir]], несколько дворян, которые остались были взяты в плен и проданы евреям в Фесе, Марокко . Евреи получили Португальский рыцарей, их бывшие соотечественники, в своих домах очень гостеприимно, и пусть многие из них выходят на свободу на обещание, что они будут отправлять обратно их выкуп из Португалии. <ref> IB. р. 260 </ Ref> Многочисленные вновь прибывших евреев, чьи потомки неукоснительно следовать использование их испанских диалектов, [[иудео-испанский | ладино]] и [[Haketia]] на сегодняшний день и которые превосходят старших еврейские марокканцев в сфере образования и интеллектуальное достижение, впоследствии стали выдающимися в истории Марокко. В свое мастерство в европейской торговли, искусств и ремесел, до сих пор в значительной степени неизвестны [[Мавров]], и с их богатством, евреи внесли свой вклад заметно на рост и развитие [[Alaouite династии]] с момента ее начала в 1666 году . <ref> См. Гб Рамузио в [[Лев Африканский]], "История и описание Африки", изд. Р. Браун, III. 1004, Лондон, 1896 </ исх> | В Сафи, евреи были разрешили жить в качестве такового разрешения Эммануила; также в [[Asilah]] после 1533 года, который долгое время был португальской владения. В ссорах, которые потом имели место между маврами и губернаторов Azamur в 1526 году, Авраам бен Zamaira и Авраам Казан, самым влиятельным евреем в Azemmour в 1528 году, служил португальский переговоров. <ref> IB. р. 161 </ исх> евреев Авраама и Самуэль cabeça Марокко также имел дело с португальской генералов. Когда в 1578 году молодой король Себастьян почти вся его армия встретила смерть, и Португалия увидел в конце своей славы, в [[Alcazarquivir]], несколько дворян, которые остались были взяты в плен и проданы евреям в Фесе, Марокко . Евреи получили Португальский рыцарей, их бывшие соотечественники, в своих домах очень гостеприимно, и пусть многие из них выходят на свободу на обещание, что они будут отправлять обратно их выкуп из Португалии. <ref> IB. р. 260 </ Ref> Многочисленные вновь прибывших евреев, чьи потомки неукоснительно следовать использование их испанских диалектов, [[иудео-испанский | ладино]] и [[Haketia]] на сегодняшний день и которые превосходят старших еврейские марокканцев в сфере образования и интеллектуальное достижение, впоследствии стали выдающимися в истории Марокко. В свое мастерство в европейской торговли, искусств и ремесел, до сих пор в значительной степени неизвестны [[Мавров]], и с их богатством, евреи внесли свой вклад заметно на рост и развитие [[Alaouite династии]] с момента ее начала в 1666 году . <ref> См. Гб Рамузио в [[Лев Африканский]], "История и описание Африки", изд. Р. Браун, III. 1004, Лондон, 1896 </ исх> |
Версия 11:20, 23 марта 2013
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
12/03/2013 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Несмотря на недружественный приём и запреты испанского и португальского короля, марраны бежали в Марокко всё время после 1492 года.[1] Этот поток усилился в XVI в., после введения инквизиции в Португалии. Марраны возвращались там в иудаизм.[2]
Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт Сафи, в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.[3] В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро[4] и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.[5][6]
Иммигранты-евреи, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659). В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с сефардскими общинами изгнанников (Тетуан, Танжер). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения.
Фес был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих синагогах, говорили на еврейско-испанском языке и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов. Движение Шабтая Цви в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев.
В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).
Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытавшемся ввести в Марокко европейские порядки. Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.
Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие.
Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце XVII в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло. Иосеф Толедано (умер около 1700 г.) был главным министром султана Исмаила (1672–1727) и заключил соглашение между Марокко и Нидерландами. Глава еврейской общины Моше Ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был уполномоченным Марокко при составлении договора с Великобританией в 1721 г.
Однако в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым. В большинстве городов они жили в особых еврейских кварталах. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.
Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.
Во главе еврейских общин Марокко стояли нагиды, которые делили власть с раввинами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами.
Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность нагиды, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Многие марокканские нагиды, раввины, пайтаним, каббалисты, дипломаты и государственные деятели 15–18 вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие.
Положение евреев Марокко ухудшилось за время недолгого правления Язида (1790–92). В отместку за нежелание евреев поддержать его в борьбе с братом за престол он ознаменовал свой приход к власти серией погромов, во время которых в Тетуане, Мекнесе, Марракеше, Фесе были убиты сотни евреев. Многие были вынуждены принять ислам.
Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы гетто. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.
Литература
- Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
- Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия
- Английский раздел Википедии
- Jewish Virtual Library
- Jewish Encyclopedia
- The Jews of Africa
- "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
Примечания
- ↑ Meyer Kayserling, "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865
- ↑ там же, стр. 217
- ↑ там же, стр. 155 и сл.
- ↑ Родственник Авраама бен-Змирро из Азамора
- ↑ Там же, стр. 159
- ↑ Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667