Иешива «Слободка»

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Хаскала» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2
| АВТОР1  =  Китросский, Леви
| АВТОР1  =  Китросский, Леви
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 14: Строка 14:
'''Йешива «Слободка»''' - одна из самых известных современных [[Йешива|йешив]], относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-[[хасид]]ском [[иудаизм]]е. Создана в [[1882 году]] в Слободке, пригороде  [[Каунас|Ковно]]. Ныне находится в [[Бней-Брак]]е, [[Израиль]].
'''Йешива «Слободка»''' - одна из самых известных современных [[Йешива|йешив]], относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-[[хасид]]ском [[иудаизм]]е. Создана в [[1882 году]] в Слободке, пригороде  [[Каунас|Ковно]]. Ныне находится в [[Бней-Брак]]е, [[Израиль]].
 +
 +
 +
,
[[Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg|right|thumb|Сохранившееся здание йешивы в Хевроне]]
[[Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg|right|thumb|Сохранившееся здание йешивы в Хевроне]]
-
Йешива была создана одним из лидеров движения «[[Мусар]]» [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] для поддержания идеала изучения [[Тора|Торы]] вместе с нравственным развитием учеников по системе «[[Мусар]]» («мораль»). Йешива была противопоставлена как [[хасидизм]]у, так и просветительскому движению [[Гаскала]].<ref name="encyclo">{{ЭЕЭ|13841|Слободская йешива}}</ref>.  
+
Йешива была создана одним из лидеров движения «[[Мусар]]» [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] для поддержания идеала изучения [[Тора|Торы]] вместе с нравственным развитием учеников по системе «[[Мусар]]» («мораль»)  под названием Кнесет-Исраэль (по имени основателя движения Мусар [[Салантер, Исраэль|Исраэля Салантера]]). Йешива была призвана укрепить у своих воспитанников и через них в еврействе вообще традиции галахической учености и быта  и была противопоставлена как [[хасидизм]]у, так и просветительскому движению [[Гаскала]].<ref name="encyclo">{{ЭЕЭ|13841|Слободская йешива}}</ref>.  
Сам раввин Финкель занимал должность {{lang-he|mashgiah}}<ref>Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи) , но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.</ref>, придуманную в йешивах системы «мусар», а главами йешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>
Сам раввин Финкель занимал должность {{lang-he|mashgiah}}<ref>Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи) , но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.</ref>, придуманную в йешивах системы «мусар», а главами йешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>
Строка 24: Строка 27:
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В йешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В йешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />
-
Йешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в [[1892 год]]у ведущей йешивы в [[Воложин]]е. Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в [[1897 год]]у к расколу в слободкинской йешиве. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за йешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнессет Исраэль», в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнессет бейт Ицхак» и более похожий на йешивы Воложина.<ref name="encyclo" /> Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в [[1901 год]]у йешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к [[Гаскала|Гаскале]] и [[сионизм]]у, с которыми боролся Финкель. В йешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.<ref name="early4-5" /><ref name="katz">Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.</ref>
+
В Слободской иешиве был установлен жесткий режим морального ригоризма, изнурительных, в том числе и ночных, занятий.
-
К 1899 году в Йешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] йешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Йешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500.  
+
Йешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в [[1892 год]]у ведущей йешивы в [[Воложин]]е (см. [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаим Воложинер]], а также [[Воложин]]).  Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в [[1897 год]]у к расколу в слободкинской йешиве, инспирированный учащимися и раввинами. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за йешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнессет Исраэль», в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнессет бейт Ицхак» и более похожий на йешивы Воложина. " Бейт Ицхак " получила свое название по имени раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|Ицхака Элханана Спектора]], который был близок к [[Ховевей Цион]] и был сторонником контактов со всеми кругами религиозного еврейства. Приверженцы прежней системы сохранили старое название — Кнесет-Исраэль, и некоторое время после этого Слободской иешивой нередко называли обе иешивы; как обозначение особого типа ортодоксально-религиозной духовности оно закрепилось за старой иешивой (тем более, что новая затем перебралась в город Каменец в [[Польша|Польше]]).<ref name="encyclo" /> Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в [[1901 год]]у йешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к [[Гаскала|Гаскале]] и [[сионизм]]у, с которыми боролся Финкель. В йешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.<ref name="early4-5" /><ref name="katz">Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.</ref>
 +
 
 +
Расцвет Слободской иешивы начался при возглавивших ее в 1893 г. И. З. Мельтцере (1870–1953) и особенно М. М. Риштейне (1866–1933; оба — зятья Н. Ц. Финкеля, который остался в иешиве главным духовным авторитетом).
 +
 
 +
К 1899 году в Йешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] йешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Йешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет, и она стала центром притяжения для ортодоксальной молодежи из Польши, [[Германия|Германии]] и других европейских стран. Количество учеников дошло до 500.  
 +
В [[1925 год]]у правительство независимой [[Литва|Литвы]] поставило йешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение йешивы в Палестине в городе [[Хеврон]], куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в [[1927 год]]у.  
В [[1925 год]]у правительство независимой [[Литва|Литвы]] поставило йешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение йешивы в Палестине в городе [[Хеврон]], куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в [[1927 год]]у.  
Строка 32: Строка 40:
В ходе печально известного [[Погром в Хевроне (1929)|погрома 1929 года в Хевроне]] 25 учеников было убито, и йешива переехала в [[Иерусалим]].<ref name="encyclo" /> В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.
В ходе печально известного [[Погром в Хевроне (1929)|погрома 1929 года в Хевроне]] 25 учеников было убито, и йешива переехала в [[Иерусалим]].<ref name="encyclo" /> В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.
-
В Иерусалиме йешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная йешива в Слободке действовала до [[1941 год]]а, пока не была закрыта [[нацист]]ами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе [[Холокост]]а. В 1945 году йешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» йешив.<ref name="encyclo" />
+
 
 +
В Иерусалиме йешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная йешива в Слободке действовала до 23 июня [[1941 год]]а, пока не была закрыта [[нацист]]ами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе [[Холокост]]а. В 1945 году йешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» йешив.<ref name="encyclo" />
 +
 
 +
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 62: Строка 73:
[[Категория:Литваки]]
[[Категория:Литваки]]
[[Категория:Хаскала]]
[[Категория:Хаскала]]
 +
[[Категория:Еврейское образование]]

Версия 08:26, 15 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Китросский, Леви

Йешива «Слободка» - одна из самых известных современных йешив, относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-хасидском иудаизме. Создана в 1882 году в Слободке, пригороде Ковно. Ныне находится в Бней-Браке, Израиль.


,

Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg
Сохранившееся здание йешивы в Хевроне

Йешива была создана одним из лидеров движения «Мусар» рабби Натаном Цви Финкелем для поддержания идеала изучения Торы вместе с нравственным развитием учеников по системе «Мусар» («мораль») под названием Кнесет-Исраэль (по имени основателя движения Мусар Исраэля Салантера). Йешива была призвана укрепить у своих воспитанников и через них в еврействе вообще традиции галахической учености и быта и была противопоставлена как хасидизму, так и просветительскому движению Гаскала.[1].

Сам раввин Финкель занимал должность ивр. mashgiah[2], придуманную в йешивах системы «мусар», а главами йешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[3]

В движении муссар были разные направления, более аскетическое в Новорадеке, где всё время проповедывали ничтожество человека, и более оптимистическое учение рабби Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Рабби Финкель стремился к тому, чтобы йешиботники пользовались уважением и имели самоуважение, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[3]

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В йешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[3]

В Слободской иешиве был установлен жесткий режим морального ригоризма, изнурительных, в том числе и ночных, занятий.

Йешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в 1892 году ведущей йешивы в Воложине (см. Хаим Воложинер, а также Воложин). Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в 1897 году к расколу в слободкинской йешиве, инспирированный учащимися и раввинами. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за йешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнессет Исраэль», в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнессет бейт Ицхак» и более похожий на йешивы Воложина. " Бейт Ицхак " получила свое название по имени раввина Ицхака Элханана Спектора, который был близок к Ховевей Цион и был сторонником контактов со всеми кругами религиозного еврейства. Приверженцы прежней системы сохранили старое название — Кнесет-Исраэль, и некоторое время после этого Слободской иешивой нередко называли обе иешивы; как обозначение особого типа ортодоксально-религиозной духовности оно закрепилось за старой иешивой (тем более, что новая затем перебралась в город Каменец в Польше).[1] Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в 1901 году йешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к Гаскале и сионизму, с которыми боролся Финкель. В йешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.[3][4]

Расцвет Слободской иешивы начался при возглавивших ее в 1893 г. И. З. Мельтцере (1870–1953) и особенно М. М. Риштейне (1866–1933; оба — зятья Н. Ц. Финкеля, который остался в иешиве главным духовным авторитетом).

К 1899 году в Йешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе Первой мировой войны йешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Йешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет, и она стала центром притяжения для ортодоксальной молодежи из Польши, Германии и других европейских стран. Количество учеников дошло до 500.


В 1925 году правительство независимой Литвы поставило йешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение йешивы в Палестине в городе Хеврон, куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в 1927 году.

В ходе печально известного погрома 1929 года в Хевроне 25 учеников было убито, и йешива переехала в Иерусалим.[1] В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.


В Иерусалиме йешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная йешива в Слободке действовала до 23 июня 1941 года, пока не была закрыта нацистами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе Холокоста. В 1945 году йешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» йешив.[1]


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Статья «Слободская йешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи) , но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966
  4. Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.

Ссылки

  • Marc B. Shapiro Между Йешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8
  • Статья «Слободская йешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Дов Кац Спор о движении «мусар». = Mahloket al Tnuat Musar (Hebrew). — Иерусалим.: 1972.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках