Элазар бен Иеhуда из Вормса

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Часть 5)
(Часть 5)
Строка 72: Строка 72:
Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
-
=== Вклад в этическую литературу === Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути [[Раскаяние|раскаяния]].
+
=== Вклад в этическую литературу ===  
-
Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к [[Хаггада Пасхальная|Хаггаде пасхальной]] и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]].
+
Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает
-
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иехуда превратился в легенду. Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иехуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
+
центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути [[Раскаяние|раскаяния]].
 +
 
 +
Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к [[Хаггада Пасхальная|Хаггаде пасхальной]] и к различным пиютам.
 +
 
 +
Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иеhуды приводятся в труде его ученика Авраhама бен Азриэля.
 +
 
 +
В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]].
 +
 
 +
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иеhуда превратился в легенду.  
 +
 
 +
Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иеhуда путешествовал с места на место на туче.  
 +
 
 +
Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
{{ElevenCopyRight|15044|ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА}}
{{ElevenCopyRight|15044|ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА}}

Версия 16:07, 13 марта 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Элазар Бен Иехуда Из Вормса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ.

Содержание

Биографические сведения

Сын Иеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Элазар бен Иеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида. Элазар бен Иеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце 12 в. – начале 13 в.

В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Элазар бен Иеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима.

Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Элазара бен Иеhуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Элазара бен Иеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях.

Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).

Ученый и поэт

Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. Галаха), литургическую поэзию (см. Пиют), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера.

В своих галахических сочинениях Элазар бен Иеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. Тосафот), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. Обычаи, Обряды).

В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений.

Центральный мотив пиютов Элазара бен Иеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. Ашкеназы), — преданность и поклонение Богу.

Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.

Лишь некоторые произведения Элазара бен Иеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены.

Главное теологическое сочинение

Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»).

Часть 1

Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. Каббала. Происхождение и источники каббалы).

Здесь Элазар бен Иеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.

Часть 2

Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом.

В этой части книги Элазар бен Иеhуда широко пользуется учениями Саадии Гаона.

Часть 3

Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.

Часть 4

Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.

Часть 5

Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал.

Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.

Вклад в этическую литературу

Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает

центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.

Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам.

Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иеhуды приводятся в труде его ученика Авраhама бен Азриэля.

В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.

Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иеhуда превратился в легенду.

Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иеhуда путешествовал с места на место на туче.

Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация