Эпикорос (отрицающий еврейскую традицию)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Эпикорос» в «Эпикорос (отрицающий еврейскую традицию)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Эпикорос''' (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению. Понятие впервые встречается в [[Мишна|Мишне]] (Санх. 10:1) и позднейшей [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]]. Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б). Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает [[Мицвот|мицвот]], глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей. Так, в [[Талмуд|Талмуде]] (Санх. 99б–100а) [[Амораи|амораи]] 3–4 вв. применяют термин «эпикорос» к тому, кто оскорбляет законоучителя или соседа в присутствии законоучителя, к тому, кто глумится над [[Тора|Торой]] или говорит: «что пользы от раввинов — ведь они учат Тору для своей выгоды» или «что пользы от раввинов — ведь они никогда не разрешают нам вороны и не запрещают горлицы» (то есть не могут отступить от повелений Торы). Более четкое теологическое определение термина дает [[Маймонид]], проводящий различие между сектантом (мин), [[Отступничество|отступником]] и эпикоросом, определяя последнего как человека, который отрицает либо [[Пророки И Пророчество|пророчество]] и, следовательно, самую возможность общения между Богом и человеком, либо Божественное [[Откровение|откровение]] (то есть «отрицает пророчество [[Моисей|Моисея]]»), либо знание Богом человеческих поступков (Яд, Тшува 3:7). Позднейшие законоучители еще более расширили употребление термина, включив в него также тех, кто отказывается подчиняться авторитету раввинов. | + | '''Эпикорос''' (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению. |
+ | |||
+ | == Первое упоминание термина == | ||
+ | |||
+ | Понятие впервые встречается в [[Мишна|Мишне]] (Санх. 10:1) и позднейшей [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]]. | ||
+ | |||
+ | == Происхождение термина == | ||
+ | |||
+ | Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б). | ||
+ | |||
+ | Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает [[Мицвот|мицвот]], глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей. | ||
+ | |||
+ | Так, в [[Талмуд|Талмуде]] (Санх. 99б–100а) [[Амораи|амораи]] 3–4 вв. применяют термин «эпикорос» к тому, кто оскорбляет законоучителя или соседа в присутствии законоучителя, к тому, кто глумится над [[Тора|Торой]] или говорит: «что пользы от раввинов — ведь они учат Тору для своей выгоды» или «что пользы от раввинов — ведь они никогда не разрешают нам вороны и не запрещают горлицы» (то есть не могут отступить от повелений Торы). | ||
+ | |||
+ | Более четкое теологическое определение термина дает [[Маймонид]], проводящий различие между сектантом (мин), [[Отступничество|отступником]] и эпикоросом, определяя последнего как человека, который отрицает либо [[Пророки И Пророчество|пророчество]] и, следовательно, самую возможность общения между Богом и человеком, либо Божественное [[Откровение|откровение]] (то есть «отрицает пророчество [[Моисей|Моисея]]»), либо знание Богом человеческих поступков (Яд, Тшува 3:7). | ||
+ | |||
+ | Позднейшие законоучители еще более расширили употребление термина, включив в него также тех, кто отказывается подчиняться авторитету раввинов. | ||
В современном разговорном языке термин (обычно произносится «эпикорес») преимущественно означает еретика или атеиста. Термин употребляется и в переносном значении применительно к человеку, отрицающему установившиеся взгляды. | В современном разговорном языке термин (обычно произносится «эпикорес») преимущественно означает еретика или атеиста. Термин употребляется и в переносном значении применительно к человеку, отрицающему установившиеся взгляды. |
Версия 20:07, 9 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эпикорос (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению.
Первое упоминание термина
Понятие впервые встречается в Мишне (Санх. 10:1) и позднейшей раввинистической литературе.
Происхождение термина
Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б).
Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает мицвот, глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей.
Так, в Талмуде (Санх. 99б–100а) амораи 3–4 вв. применяют термин «эпикорос» к тому, кто оскорбляет законоучителя или соседа в присутствии законоучителя, к тому, кто глумится над Торой или говорит: «что пользы от раввинов — ведь они учат Тору для своей выгоды» или «что пользы от раввинов — ведь они никогда не разрешают нам вороны и не запрещают горлицы» (то есть не могут отступить от повелений Торы).
Более четкое теологическое определение термина дает Маймонид, проводящий различие между сектантом (мин), отступником и эпикоросом, определяя последнего как человека, который отрицает либо пророчество и, следовательно, самую возможность общения между Богом и человеком, либо Божественное откровение (то есть «отрицает пророчество Моисея»), либо знание Богом человеческих поступков (Яд, Тшува 3:7).
Позднейшие законоучители еще более расширили употребление термина, включив в него также тех, кто отказывается подчиняться авторитету раввинов.
В современном разговорном языке термин (обычно произносится «эпикорес») преимущественно означает еретика или атеиста. Термин употребляется и в переносном значении применительно к человеку, отрицающему установившиеся взгляды.