Эпельбаум, Михаил
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Эпельбаум, Михаил Иосифович''' (1894, Одесса, – 1957, Ленинград), еврейский певец и актер. | '''Эпельбаум, Михаил Иосифович''' (1894, Одесса, – 1957, Ленинград), еврейский певец и актер. | ||
- | + | == Биографические сведения == | |
Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте. | Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте. | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
С 1911 г. принимал участие в организованной [[Ан-Ский С|С. Ан-ским]] этнографической экспедиции по местечкам [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]], где записывал образцы еврейской народной музыки. | С 1911 г. принимал участие в организованной [[Ан-Ский С|С. Ан-ским]] этнографической экспедиции по местечкам [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]], где записывал образцы еврейской народной музыки. | ||
- | Много выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов: в 1910-м и 1912-м гг. в труппе И. Корика (1876–1947) и А. Вайнштейна, в 1911 г. — в труппе С. Генфера (1874–1913), в 1913 г. и 1915–16 гг. — в коллективе Л. Раппеля, в 1914–15 гг. — [[Фишзон, | + | Много выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов: в 1910-м и 1912-м гг. в труппе И. Корика (1876–1947) и А. Вайнштейна, в 1911 г. — в труппе С. Генфера (1874–1913), в 1913 г. и 1915–16 гг. — в коллективе Л. Раппеля, в 1914–15 гг. — [[Фишзон, Авраhам Алтер|А. Фишзона]], в 1916–17 гг. — Н. Липовского (1874–1928). |
+ | |||
+ | После октябрьского переворота некоторое время выступал в русском Театре музыкальной комедии и драмы под руководством И. П. Брандеско (Москва), неоднократно работал с выдающейся еврейской артисткой [[Юнг, Клара|Кларой Юнг]]. | ||
+ | |||
+ | Сильный голос певца (драматический баритон) позволял ему исполнять оперные арии. | ||
+ | |||
+ | Среди часто исполнявшихся Эпельбаумом ролей: Авессалом в «Шуламис» [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]], Бар-Кохба в одноименной оперетте Гольдфадена, Бартелло в «Кол Нидрей» (см. [[Кол Нидре]]) И. Латайнера, Дейф в «Шир hа-Ширим» («Песнь Песней») А. Шора (1876–1942), доктор Шац в «Лебедик ун Лустиг» И. Л. Баумволя (см. в статье [[Баумволь, Рахель|Рахель Баумволь]]). | ||
+ | |||
+ | По приглашению Киевского оперного театра он неоднократно и с неизменным успехом исполнял партию Демона в одноименной опере [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|Антона Рубинштейна]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Эпельбаум играл и в драматических спектаклях, особенно удачной была роль Де Сильвы в «[[Акоста|Уриэле Акоста]]» К. Гуцкова. | ||
Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций. | Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций. | ||
- | В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах | + | В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах. |
- | + | По возвращении с гастролей Эпельбаум поселился в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), работал в Театре музыкальной комедии, в областной филармонии, в Ленгосэстраде, гастролировал по городам Советского Союза; его деятельность была отмечена званием народного артиста РСФСР. | |
- | + | В 1941–45 гг. Эпельбаум жил в эвакуации в Сибири, работал в Новосибирском концертном объединении; после войны вернулся в Ленинград, выступал с концертами еврейских песни в различных городах Советского Союза. | |
- | + | В 1949 г., в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Была осуждена также его жена Розалия Эпельбаум. | |
- | + | Реабилитирован в 1954 г., вернулся в Ленинград. Хотя почетное звание артисту было возвращено, министерство культуры РСФСР не позволило руководству Ленконцерта принять Эпельбаума на постоянную работу, разрешив только выступления на договорной основе. | |
- | + | Репертуар еврейской песни, с которым выступал певец, подвергался жесткой цензуре; зачастую ему не разрешали выступать только с «еврейской» программой, предписывая в первом отделении концерта исполнять русские песни. | |
+ | |||
+ | Однако Эпельбаум в условиях хрущевской «оттепели» триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Украины, Белоруссии, Прибалтики. | ||
+ | |||
+ | Его творчество оказало большое влияние на исполнительскую манеру других еврейских певцов, в частности З. Шульмана (см. [[Шульман, семья]]). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|15093|ЭПЕЛЬБАУМ Михаил Иосифович}} |
Версия 18:50, 7 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эпельбаум, Михаил Иосифович (1894, Одесса, – 1957, Ленинград), еврейский певец и актер.
Биографические сведения
Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте.
С 1911 г. принимал участие в организованной С. Ан-ским этнографической экспедиции по местечкам Подолии и Волыни, где записывал образцы еврейской народной музыки.
Много выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов: в 1910-м и 1912-м гг. в труппе И. Корика (1876–1947) и А. Вайнштейна, в 1911 г. — в труппе С. Генфера (1874–1913), в 1913 г. и 1915–16 гг. — в коллективе Л. Раппеля, в 1914–15 гг. — А. Фишзона, в 1916–17 гг. — Н. Липовского (1874–1928).
После октябрьского переворота некоторое время выступал в русском Театре музыкальной комедии и драмы под руководством И. П. Брандеско (Москва), неоднократно работал с выдающейся еврейской артисткой Кларой Юнг.
Сильный голос певца (драматический баритон) позволял ему исполнять оперные арии.
Среди часто исполнявшихся Эпельбаумом ролей: Авессалом в «Шуламис» А. Гольдфадена, Бар-Кохба в одноименной оперетте Гольдфадена, Бартелло в «Кол Нидрей» (см. Кол Нидре) И. Латайнера, Дейф в «Шир hа-Ширим» («Песнь Песней») А. Шора (1876–1942), доктор Шац в «Лебедик ун Лустиг» И. Л. Баумволя (см. в статье Рахель Баумволь).
По приглашению Киевского оперного театра он неоднократно и с неизменным успехом исполнял партию Демона в одноименной опере Антона Рубинштейна.
Эпельбаум играл и в драматических спектаклях, особенно удачной была роль Де Сильвы в «Уриэле Акоста» К. Гуцкова.
Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций.
В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах.
По возвращении с гастролей Эпельбаум поселился в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), работал в Театре музыкальной комедии, в областной филармонии, в Ленгосэстраде, гастролировал по городам Советского Союза; его деятельность была отмечена званием народного артиста РСФСР.
В 1941–45 гг. Эпельбаум жил в эвакуации в Сибири, работал в Новосибирском концертном объединении; после войны вернулся в Ленинград, выступал с концертами еврейских песни в различных городах Советского Союза.
В 1949 г., в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Была осуждена также его жена Розалия Эпельбаум.
Реабилитирован в 1954 г., вернулся в Ленинград. Хотя почетное звание артисту было возвращено, министерство культуры РСФСР не позволило руководству Ленконцерта принять Эпельбаума на постоянную работу, разрешив только выступления на договорной основе.
Репертуар еврейской песни, с которым выступал певец, подвергался жесткой цензуре; зачастую ему не разрешали выступать только с «еврейской» программой, предписывая в первом отделении концерта исполнять русские песни.
Однако Эпельбаум в условиях хрущевской «оттепели» триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Украины, Белоруссии, Прибалтики.
Его творчество оказало большое влияние на исполнительскую манеру других еврейских певцов, в частности З. Шульмана (см. Шульман, семья).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭПЕЛЬБАУМ Михаил Иосифович в ЭЕЭ