Меллер, Авром
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
О.Э. (Обсуждение | вклад) |
О.Э. (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
В 1970 – начале 1980 гг., вместе с реб Мотлом Лившицем и реб Гече Виленским, р. Авром составлял основу «базовой» еврейской жизни в Москве. В отличие от остальных "стариков", которые были хабадниками, реб Авром был литваком. И он был наиболее образованным среди всех, кто был в Московской синагоге в это время. | В 1970 – начале 1980 гг., вместе с реб Мотлом Лившицем и реб Гече Виленским, р. Авром составлял основу «базовой» еврейской жизни в Москве. В отличие от остальных "стариков", которые были хабадниками, реб Авром был литваком. И он был наиболее образованным среди всех, кто был в Московской синагоге в это время. | ||
- | Как вспоминает Яков Шехтер "Молодежь условно поделила малый зал /синагоги на улице Архипова/ на две половины, «хабадскую» и «литовскую». Слева от бимы, за реб Авромом, на молитве стояли миснагеды, справа, за реб Мотлом, – хабадники. Но деление было чисто условным, нередко всё перемешивалось: «идеологические противники» садились рядом друг с другом, дружелюбно беседовали. Старики же вообще не обращали на «деление» никакого внимания: под железной пятой советской власти еврейские противоречия казались им мелкими и неглавными. Главным было – выжить и передать Учение дальше". | + | Как вспоминает Яков Шехтер "Молодежь условно поделила малый зал /синагоги на улице Архипова/ на две половины, «хабадскую» и «литовскую». Слева от бимы, за реб Авромом, на молитве стояли миснагеды, справа, за реб Мотлом, – хабадники. Но деление было чисто условным, нередко всё перемешивалось: «идеологические противники» садились рядом друг с другом, дружелюбно беседовали. Старики же вообще не обращали на «деление» никакого внимания: под железной пятой советской власти еврейские противоречия казались им мелкими и неглавными. Главным было – выжить и передать Учение дальше". |
- | + | ||
- | + | ||
== Из воспоминаний учеников == | == Из воспоминаний учеников == |
Версия 19:39, 2 марта 2013
Реб Авром (Аврум) Меллер (1903–1987) родился в Двинске. Семья была состоятельной: отец р. Меллера был крупным строительным подрядчиком, а мать – владелицей универсального магазина (подаренного мужем, "чтобы дома не скучала"). Р. Авром учился в Радине у знаменитого Хафец Хаима.
После Первой мировой войны на волне переселений семья оказалась в Москве. В 1970 – начале 1980 гг., вместе с реб Мотлом Лившицем и реб Гече Виленским, р. Авром составлял основу «базовой» еврейской жизни в Москве. В отличие от остальных "стариков", которые были хабадниками, реб Авром был литваком. И он был наиболее образованным среди всех, кто был в Московской синагоге в это время.
Как вспоминает Яков Шехтер "Молодежь условно поделила малый зал /синагоги на улице Архипова/ на две половины, «хабадскую» и «литовскую». Слева от бимы, за реб Авромом, на молитве стояли миснагеды, справа, за реб Мотлом, – хабадники. Но деление было чисто условным, нередко всё перемешивалось: «идеологические противники» садились рядом друг с другом, дружелюбно беседовали. Старики же вообще не обращали на «деление» никакого внимания: под железной пятой советской власти еврейские противоречия казались им мелкими и неглавными. Главным было – выжить и передать Учение дальше".
Содержание |
Из воспоминаний учеников
Эзра Ховкин
Волна переселений зашвырнула их в Москву, требовалось снять жилье. Хозяин дома, царский генерал, буркнул: "С евреев я беру двойную плату!.." Средства еще позволяли, они дали согласие. Вскоре пришли большевики и объяснили хозяину, что дом теперь народный, а он пусть поскорей уносит ноги. Генерал ютился в какой-то лачуге, а отец реб Аврома каждый месяц приходил туда и вносил квартплату. По его понятиям серьезный человек должен был держать слово, даже если коммунары все отменили. Тоже своего рода форма, позволяющая оберегать мир в его рамках, не доводя до потопа.
Яков Шехтер
После молитвы реб Авром давал урок. Именно от него я впервые услышал о понятии «деградация поколений». – Это они, – сказал реб Авром, ткнув указательным пальцем в сторону улицы, – думают, будто идут по пути прогресса и с каждым годом знают всё больше и больше. При такой постановке вопроса невозможно исполнять одну из главнейших заповедей – почитание родителей. За что уважать старого примитивного отца, если сын продвинулся дальше его по дороге к сияющим вершинам? Реб Авром перевел взгляд на освещенный лампочкой щит, где, выведенная крупными буквами, красовалась молитва за здравие правительства СССР, оплота мира во всем мире. Комментарии не требовались, сидящие за столом понимали намеки с полувзгляда. – У евреев всё обстоит по-иному, – продолжил реб Авром. – Моше получил Тору на Синае и передал Иеошуа. Обратите внимание на глаголы: получил и передал. Не написано: Иеошуа получил. Написано: Моше передал. И объясняют мудрецы, что человек не может полностью и точно передать знание другому человеку, всегда что-то забывается. С каждым годом какая-то часть Учения становится непонятной, требуются многие книги и комментарии, дабы объяснить то, что раньше казалось ясным даже начинающему ученику. Чем дальше мы от Синая, от абсолютного знания, полученного Моше из рук Самого Всевышнего, тем меньше мы понимаем. Поэтому нам, евреям, легко уважать своих отцов, а уж тем более дедов – ведь они знали больше, чем мы.
Пинхас Полонский
С середины 1970-х гг. на уроки реб Аврума стала ходить молодежь, реб Авром перешел на русский. Начальство синагоги очень отрицательно отнеслось к появлению молодежи, но не могло позволить себе прекратить уроки Талмуда, которые проходили ежедневно после утренней молитвы. И тогда начальство стало требовать от реб Аврома преподавать только на идише. Пока начальство подходило и присутствовало рядом, реб Авром был вынужден говорить на идише, а как только уходило – объяснял все по-русски, поскольку молодежь идиш не понимала. Эти занятия были главной школой, которая помогла еврейской молодежи, которая состояла из вернувшихся к религии, освоить изучение Талмуда и раввинистической литературы. Реб Авром оказал огромное влияние на мое понимание иудаизма, и я старался заниматься с ним не только во время уроков, но и отдельно, когда была возможность. В частности, однажды он объяснил одну вещь, которую я неоднократно рассказывал своим ученикам. Когда мы обсуждали вопросы гиюра, о которых в Шулхан Арухе сказано, что нужно отговаривать того, кто пришел делать гиюр, реб Авром заметил, что отговаривать нужно только того, кто по рождению совсем не относится к еврейскому народу. А если пришел человек, нееврей по Галахе, у которого отец еврей, то такого отговаривать не надо, а нужно, наоборот, помогать ему сделать гиюр и поддерживать его. Я спросил его: "Реб Авром, а где это написано?" На что он ответил: "Это нигде не написано, но ведь понимать самому тоже нужно". Этот важнейший принцип, что иудаизм берется не только из написанной литературы, но и из того, что ты сам понимаешь ситуацию, являлся важнейшим и для самого реб Аврома, и для меня лично в смысле дальнейшего понимания и изучения иудаизма.
Ссылки