Шелер, Макс

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Шелер, Макс Фердинанд» в «Шелер, Макс»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Шелер, Макс Фердинанд''' (Scheler, Max Ferdinand; 1877, Мюнхен, – 1928, Франкфурт), немецкий философ и социолог. Его отец — состоятельный протестант, в роду которого были священники, мать — еврейка из ортодоксальной семьи. Религиозный конфликт в доме родителей отразился на всем творчестве Шелера.
+
'''Шелер, Макс Фердинанд''' (Scheler, Max Ferdinand; 1877, Мюнхен, – 1928, Франкфурт), немецкий философ и социолог.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Шелер изучал философию в Йенском университете, по окончании курса преподавал там социальную философию (1902–1907). Затем вернулся в Мюнхен, где преподавал в университете (1907–10). В 1910–16 гг. в Берлине написал важнейшие из своих трудов по этике и социальной философии; в 1917–18 гг. был на дипломатической службе в Женеве. В 1919–28 гг. возглавлял кафедру философии и социологии в Кельнском университете, в начале 1928 г. перешел во Франкфуртский университет.
+
Его отец — состоятельный протестант, в роду которого были священники, мать — еврейка из ортодоксальной семьи. Религиозный конфликт в доме родителей отразился на всем творчестве Шелера.
-
Шелер был противоречивой и непоследовательной личностью: в течение жизни он поддавался многим влияниям, менял свои взгляды и не боялся признавать это, свободно переходил от одной проблематики к другой. В годы учебы и работы в Йенском университете Шелер испытал сильное влияние Р. Эйкена, идеалиста, создателя концепции «метафизики духа». Как и он, Шелер полемизировал с неокантианцами, но в значительной мере усвоил жесткие логические конструкции И. Канта. В Мюнхене Шелер сблизился с группой учеников [[Гуссерль, Эдмунд Густав Альбрехт|Э. Гуссерля]] и с Ф. Брентано; это привело его к феноменологии, выдающимся представителем которой он стал впоследствии.
+
Шелер изучал философию в Йенском университете, по окончании курса преподавал там социальную философию (1902–1907).  
-
В Берлине Шелер сблизился с социологом В. Зомбартом (1863–1941; см. [[Социология|Социология. Социология о евреях]]) и [[Ратенау, Вальтер|В. Ратенау]]. Критика этических основ буржуазного общества привела Шелера, как и Ратенау, к построению собственной этической системы. Он пересмотрел основы современной ему релятивистской аксиологии (учения о ценностях). Опираясь на платоновскую систему абсолютных ценностей, Шелер учил, что относительны лишь формы их существования — цели и блага. Ссылаясь на Августина и Паскаля, Шелер выдвинул логику чувства в противовес логике интеллекта. Чувство, по Шелеру, — интенциональный акт, направленный на познание ценностей. Основные положения своей теории Шелер сформулировал в двух книгах: «К феноменологии чувства любви» (1913) и «Формализм в этике и материально-ценностная этика» (в 2-х томах, 1913–16). Эти труды подготовили почву фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, они послужили связующим звеном между «философией жизни» и французским экзистенциализмом; идеи Шелера сказались на философии истории Х. Ортеги-и-Гасета и повлияли на формирование философской антропологии.  
+
Затем вернулся в Мюнхен, где преподавал в университете (1907–10).
 +
 
 +
В 1910–16 гг. в Берлине написал важнейшие из своих трудов по этике и социальной философии; в 1917–18 гг. был на дипломатической службе в Женеве.
 +
 
 +
В 1919–28 гг. возглавлял кафедру философии и социологии в Кельнском университете, в начале 1928 г. перешел во Франкфуртский университет.
 +
== Философ ==
 +
 
 +
Шелер был противоречивой и непоследовательной личностью: в течение жизни он поддавался многим влияниям, менял свои взгляды и не боялся признавать это, свободно переходил от одной проблематики к другой.
 +
 
 +
В годы учебы и работы в Йенском университете Шелер испытал сильное влияние Р. Эйкена, идеалиста, создателя концепции «метафизики духа».
 +
 
 +
Как и он, Шелер полемизировал с неокантианцами, но в значительной мере усвоил жесткие логические конструкции И. Канта.
 +
 
 +
В Мюнхене Шелер сблизился с группой учеников [[Гуссерль, Эдмунд Густав Альбрехт|Э. Гуссерля]] и с Ф. Брентано; это привело его к феноменологии, выдающимся представителем которой он стал впоследствии.
 +
 
 +
В Берлине Шелер сблизился с социологом В. Зомбартом (1863–1941; см. [[Социология|Социология. Социология о евреях]]) и [[Ратенау, Вальтер|В. Ратенау]].  
 +
 
 +
Критика этических основ буржуазного общества привела Шелера, как и Ратенау, к построению собственной этической системы.  
 +
 
 +
Он пересмотрел основы современной ему релятивистской аксиологии (учения о ценностях).  
 +
 
 +
Опираясь на платоновскую систему абсолютных ценностей, Шелер учил, что относительны лишь формы их существования — цели и блага.  
 +
 
 +
Ссылаясь на Августина и Паскаля, Шелер выдвинул логику чувства в противовес логике интеллекта.  
 +
 
 +
Чувство, по Шелеру, — интенциональный акт, направленный на познание ценностей. Основные положения своей теории Шелер сформулировал в двух книгах: «К феноменологии чувства любви» (1913) и «Формализм в этике и материально-ценностная этика» (в 2-х томах, 1913–16).  
 +
 
 +
Эти труды подготовили почву фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, они послужили связующим звеном между «философией жизни» и французским экзистенциализмом; идеи Шелера сказались на философии истории Х. Ортеги-и-Гасета и повлияли на формирование философской антропологии.  
Труды Шелера повлияли на немецкую и французскую философию.
Труды Шелера повлияли на немецкую и французскую философию.
 +
=== Социальная философия ===
Шелер не оставлял занятий социальной философией, он примкнул к критической школе в социологии (см. [[Социология|Социология. Евреи в западной социологии]]), занимался и политэкономией. Несмотря на радикально-критические взгляды и утверждение, что вся западная культура переживает кризис, Шелер оставался убежденным сторонником сильного государства. В начале Первой мировой войны он выступил с позиций немецкого шовинизма, прославляя «гений войны» как путь к новому объединению Европы: «Гений войны и немецкая война» (1915), «Война и восстановление» (1916).
Шелер не оставлял занятий социальной философией, он примкнул к критической школе в социологии (см. [[Социология|Социология. Евреи в западной социологии]]), занимался и политэкономией. Несмотря на радикально-критические взгляды и утверждение, что вся западная культура переживает кризис, Шелер оставался убежденным сторонником сильного государства. В начале Первой мировой войны он выступил с позиций немецкого шовинизма, прославляя «гений войны» как путь к новому объединению Европы: «Гений войны и немецкая война» (1915), «Война и восстановление» (1916).

Версия 12:03, 26 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шелер, Макс Фердинанд (Scheler, Max Ferdinand; 1877, Мюнхен, – 1928, Франкфурт), немецкий философ и социолог.

Биографические сведения

Его отец — состоятельный протестант, в роду которого были священники, мать — еврейка из ортодоксальной семьи. Религиозный конфликт в доме родителей отразился на всем творчестве Шелера.

Шелер изучал философию в Йенском университете, по окончании курса преподавал там социальную философию (1902–1907).

Затем вернулся в Мюнхен, где преподавал в университете (1907–10).

В 1910–16 гг. в Берлине написал важнейшие из своих трудов по этике и социальной философии; в 1917–18 гг. был на дипломатической службе в Женеве.

В 1919–28 гг. возглавлял кафедру философии и социологии в Кельнском университете, в начале 1928 г. перешел во Франкфуртский университет.

Философ

Шелер был противоречивой и непоследовательной личностью: в течение жизни он поддавался многим влияниям, менял свои взгляды и не боялся признавать это, свободно переходил от одной проблематики к другой.

В годы учебы и работы в Йенском университете Шелер испытал сильное влияние Р. Эйкена, идеалиста, создателя концепции «метафизики духа».

Как и он, Шелер полемизировал с неокантианцами, но в значительной мере усвоил жесткие логические конструкции И. Канта.

В Мюнхене Шелер сблизился с группой учеников Э. Гуссерля и с Ф. Брентано; это привело его к феноменологии, выдающимся представителем которой он стал впоследствии.

В Берлине Шелер сблизился с социологом В. Зомбартом (1863–1941; см. Социология. Социология о евреях) и В. Ратенау.

Критика этических основ буржуазного общества привела Шелера, как и Ратенау, к построению собственной этической системы.

Он пересмотрел основы современной ему релятивистской аксиологии (учения о ценностях).

Опираясь на платоновскую систему абсолютных ценностей, Шелер учил, что относительны лишь формы их существования — цели и блага.

Ссылаясь на Августина и Паскаля, Шелер выдвинул логику чувства в противовес логике интеллекта.

Чувство, по Шелеру, — интенциональный акт, направленный на познание ценностей. Основные положения своей теории Шелер сформулировал в двух книгах: «К феноменологии чувства любви» (1913) и «Формализм в этике и материально-ценностная этика» (в 2-х томах, 1913–16).

Эти труды подготовили почву фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, они послужили связующим звеном между «философией жизни» и французским экзистенциализмом; идеи Шелера сказались на философии истории Х. Ортеги-и-Гасета и повлияли на формирование философской антропологии.

Труды Шелера повлияли на немецкую и французскую философию.

Социальная философия

Шелер не оставлял занятий социальной философией, он примкнул к критической школе в социологии (см. Социология. Евреи в западной социологии), занимался и политэкономией. Несмотря на радикально-критические взгляды и утверждение, что вся западная культура переживает кризис, Шелер оставался убежденным сторонником сильного государства. В начале Первой мировой войны он выступил с позиций немецкого шовинизма, прославляя «гений войны» как путь к новому объединению Европы: «Гений войны и немецкая война» (1915), «Война и восстановление» (1916).

Разочарование в прежних идеалах и тяготы войны привели Шелера к кризису, и в 1916 г. он перешел в католицизм. В труде «О вечном в человеке» (1921) Шелер стремился соединить католическую доктрину с феноменологическим подходом к религии. Впоследствии, занимаясь социологией религии и морали, Шелер отошел от католицизма (1924) и сформировал собственную философскую позицию в рамках пантеизма и новой формы натурфилософии. В 1924–28 гг. занимался изысканиями в области естественных наук, а также философией и социологией познания. В книге «Формы познания и общество» (1926) Шелер рассмотрел три основные формы познания — религиозную, философскую и научную — не как исторически сменяющие друг друга, а как сосуществующие в разных соотношениях в любом обществе. Он подробно обсуждал дихотомию вещественной жизни и духа, отличие сущего от явного.

Последние годы жизни Шелер посвятил также философской антропологии. Он написал труды: «Место человека во Вселенной» (1928) и «Человек в век равноправия» (издан в 1929 г.).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШЕЛЕР Макс Фердинанд в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация