Штайнталь, Хайман
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Учёные по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Философы по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Учёные по алфавиту]] | [[Категория:Учёные по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Философы по алфавиту]] |
Версия 18:11, 24 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Штайнталь, Хайман (Хаим; Steinthal, Heymann; 1823, Берлин, – 1899, там же), немецкий филолог и философ.
Содержание |
Биографические сведения
Учился в Берлине, а также три года в Париже, изучал китайский язык и литературу.
В 1850 г. получил должность доцента филологии и мифологии в Берлинском университете, а в 1855 г. — экстраординарного профессора общей филологии.
В 1872 г. получил кафедру библеистики и философии религии в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс.
Был одним из основателей новой научной дисциплины — национальной психологии (фёлкерпсихологи); с 1860 г. издавал «Журнал национальной психологии и языкознания».
Филолог
Будучи последователем В. Гумбольдта, Штайнталь издал его труды по языкознанию (1884).
Среди многочисленных трудов Штайнталя в области языкознания — «Лингвистическая теория Вильгельма фон Гумбольдта и философия Гегеля» (1848), «Классификация языков» (1850), «Начало языка в контексте актуальных проблем других наук» (1851), «Развитие письма» (1852), «История древнегреческой и римской теории языка» (1863), «Краткий очерк языкознания» (1871–78) и другие.
Философ
Среди работ по философии следует отметить его труд «Универсальная мораль» (1885).
Еврейская тематика
На протяжении всей своей жизни Штайнталь глубоко интересовался иудаизмом и еврейской жизнью.
Штайнталь был директором Дойч-израэлитишер гемайндебунд (Объединения немецко-еврейской общины).
Статьи Штайнталя «О Библии и религиозной философии» (1890, 1895) отражают его скорее эстетический и моральный, нежели исследовательский подход к Библии.
Штайнталь видел в библейском пророчестве (см. Пророки и пророчество) характерный признак древних израильтян, отличающий их от других народов.
Сборник статей Штайнталя под названием «О евреях и еврействе» (1906; опубликован посмертно) свидетельствует о его гордости своим еврейским происхождением.
Штайнталь полемизировал со взглядами Бруно Бауэра и его единомышленников, защищал иудаизм от нападок антисемитов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШТАЙНТАЛЬ Хайман в ЭЕЭ