Шива (семь дней со дня погребения)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шив‘а (ЭЕЭ)» в «Шив‘а») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шив‘а» в «Шива») |
Версия 20:28, 23 февраля 2013
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Шива (שִׁבְעָה — `семь`), траурный срок, семь дней со дня погребения.
Согласно Устному Закону, во время шива скорбящим (прямым родственникам: детям, родителям, жене, мужу, братьям и сестрам) запрещено носить кожаную обувь, работать, стричься и бриться, мыться в теплой воде, стирать и гладить одежду (см. Траур, Шлошим). Скорбящие не выходят из дому и сидят не на стульях, а на полу (этот древний обычай упомянут в Библии; Плач 2:10). Траурные законы подчеркивают состояние скорби и всячески «умаляют радость». В связи с этим есть запрет на изучение Библии (см. Талмуд-тора), разрешено лишь чтение книг Иов, Плач Иеремии и изучение тех разделов Галахи, в которых обсуждаются законы траура.
Первая трапеза скорбящего после похорон называется сеудат хавраа (`трапеза утешения`). Друзья и соседи приносят в дом еду, поскольку по талмудическому установлению «скорбящему запрещено есть его собственный хлеб в первый день» (МК. 27б). В первый день было запрещено также накладывать тфиллин (Кт. 6б). Во время шива принято навещать скорбящего и проводить возле него немного времени, утешая его (нихум авелим — `утешение скорбящих`). Посетитель при этом может сидеть на стуле. Скорбящий не отвечает на приветствия, а утешающий, прощаясь, произносит традиционную формулу утешения: «Пусть утешит тебя Всевышний со всеми скорбящими Сиона и Иерусалима».