Шаммаш (должность)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шаммаш» в «Шаммаш (должность)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Шаммаш''' (שַׁמָּשׁ — `служитель`; на идиш шамес), ответственный за административную и хозяйственную деятельность [[Синагога|синагоги]], раввинского суда (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]) или добровольного сообщества (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]). | + | '''Шаммаш''' (שַׁמָּשׁ — `служитель`; на идиш шамес), ответственный за административную и хозяйственную деятельность [[Синагога|синагоги]], раввинского суда (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]) или добровольного сообщества (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]). |
+ | == История возникновения == | ||
- | + | Подобные должности издавна существовали в социальной структуре еврейских [[Община Еврейская|общин]]. | |
- | В | + | В талмудической литературе служитель в синагоге обозначен как [[Хаззан|хаззан]] (на арамейском) или синагогус (на греческом), в раввинском суде — шалиах бет-дин (`посланник суда`). |
- | + | Шаммашами называли, как правило, прислужников, подающих еду (Бр. 52б). | |
+ | Слово шаммаш для обозначения должности служителя появилось в позднем средневековье в Европе. | ||
- | [[ | + | Одно из первых упоминаний о шаммаше содержится в [[Тосафот]] к трактату Рош hа-Шана, где говорится о том, что три должности — [[Раввин|раввин]], кантор (см. [[Хаззан|Хаззан]]) и шаммаш — стержень общины. |
+ | |||
+ | Шаммаш от имени бет-дина приглашал в суд тяжущихся или свидетелей, а также выполнял другие поручения суда. | ||
+ | |||
+ | Шаммаш в хевра каддиша отвечал за ведение хозяйства и взимание денег. Шаммаш синагоги был секретарем, [[Писец|писцом]] и распорядителем. | ||
+ | |||
+ | Как правило, у него был помощник, так называемый унтер-шамес (идиш). В некоторых общинах шаммаша называли шулклапер (идиш, `тот, кто созывает в синагогу стуком`), поскольку в его обязанности входило стучать в ставни прихожан, созывая их на утреннюю молитву (см. [[Шахарит]]), в канун [[Суббота|субботы]] объявлять на рыночной площади, что настало время закрывать магазины, и делать другие объявления — о собраниях, свадьбах, похоронах. | ||
+ | |||
+ | Выработалась даже особая манера будить прихожан: три удара в ритме, который был хорошо знаком всем членам общины. | ||
+ | |||
+ | Нередко шаммаш занимался также сбором пожертвований для синагоги. Шаммаш наряду с раввином получал жалованье от общины. | ||
+ | == В современном Израиле == | ||
+ | |||
+ | В современном Израиле должность шаммаша в большинстве синагог практически упразднена, административные и прочие функции берет на себя избранное руководство синагоги (см. [[Габбай]]). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14732|ШАММАШ}} |
Версия 17:20, 19 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шаммаш (שַׁמָּשׁ — `служитель`; на идиш шамес), ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги, раввинского суда (см. Бет-дин) или добровольного сообщества (см. Хевра каддиша).
История возникновения
Подобные должности издавна существовали в социальной структуре еврейских общин.
В талмудической литературе служитель в синагоге обозначен как хаззан (на арамейском) или синагогус (на греческом), в раввинском суде — шалиах бет-дин (`посланник суда`).
Шаммашами называли, как правило, прислужников, подающих еду (Бр. 52б).
Слово шаммаш для обозначения должности служителя появилось в позднем средневековье в Европе.
Одно из первых упоминаний о шаммаше содержится в Тосафот к трактату Рош hа-Шана, где говорится о том, что три должности — раввин, кантор (см. Хаззан) и шаммаш — стержень общины.
Шаммаш от имени бет-дина приглашал в суд тяжущихся или свидетелей, а также выполнял другие поручения суда.
Шаммаш в хевра каддиша отвечал за ведение хозяйства и взимание денег. Шаммаш синагоги был секретарем, писцом и распорядителем.
Как правило, у него был помощник, так называемый унтер-шамес (идиш). В некоторых общинах шаммаша называли шулклапер (идиш, `тот, кто созывает в синагогу стуком`), поскольку в его обязанности входило стучать в ставни прихожан, созывая их на утреннюю молитву (см. Шахарит), в канун субботы объявлять на рыночной площади, что настало время закрывать магазины, и делать другие объявления — о собраниях, свадьбах, похоронах.
Выработалась даже особая манера будить прихожан: три удара в ритме, который был хорошо знаком всем членам общины.
Нередко шаммаш занимался также сбором пожертвований для синагоги. Шаммаш наряду с раввином получал жалованье от общины.
В современном Израиле
В современном Израиле должность шаммаша в большинстве синагог практически упразднена, административные и прочие функции берет на себя избранное руководство синагоги (см. Габбай).