Шахарит
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
м (викификация) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | '''Шахари́т''' ( | + | '''Шахари́т''' (в [[ашкеназ]]ском произношении ''Шахарис'') ({{lang-he|שַׁחֲרִית}} — `утренний`, `рассветный`) — утренняя [[молитва]] в [[иудаизм]]е. |
+ | |||
== Обоснование молитвы == | == Обоснование молитвы == | ||
[[Шулхан Арух|Еврейский свод законов]] предписывает [[евреи|евреям]] молиться три раза в день. | [[Шулхан Арух|Еврейский свод законов]] предписывает [[евреи|евреям]] молиться три раза в день. |
Версия 15:17, 17 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шахари́т (в ашкеназском произношении Шахарис) (ивр. שַׁחֲרִית — `утренний`, `рассветный`) — утренняя молитва в иудаизме.
Содержание |
Обоснование молитвы
Еврейский свод законов предписывает евреям молиться три раза в день.
Шахарит впервые упоминается в талмудической литературе. Согласно агадической интерпретации стиха из книги Бытие (19:27), праотец Авраам был первым, кто установил обязанность молиться утром. Талмуд полагает, что Шахарит — это своеобразное замещение существовавшего в храмовую эпоху жертвоприношения тамид, совершавшегося на рассвете[1].
Время для молитвы
Время Шахарит регламентируется теми же галахическими нормами, которые определяют время молитвы Шма (от рассвета и до четверти светового дня[2]) и Амида (от восхода и до трети светового дня[3]). У благочестивых людей существует обычай начинать Шахарит еще до восхода солнца, чтобы произнесение Шма пришлось на момент зари, сразу вслед за этим читают молитву Амида[4]. Можно молиться и в более позднее время до середины светового дня[5].
Порядок молитвы
Шахарит, как и Минха и Маарив, представляет собой молитвенную службу, отправляемую в миньяне. Один из молящихся выступает в роли шалиах цибур (`посланник общины`) и произносит текст вслух. В определенных местах молящиеся вторят ему или произносят те или иные части молитвы самостоятельно.
Шахарит отправляют, облачаясь в талит и тфилин, в субботу и праздники — только в талит. В девятое ава в знак траура во время утренней молитвы не облачаются ни в талит, ни в тфилин. Согласно Шулхан Аруху[6], начиная с определенного места в Шахарит и до Амиды не следует разговаривать или прерывать молитву.
Структура Шахарит
Шахарит включает следующие части:
- Брахот hа-шахар (или брахот hа-бокер) — утренние благословения, в которых человек благословляет Всевышнего;
- Псукей де-зимра (на арамейском - `стихи песнопения`) — подборка псалмов;
- Шма Исраэль с сопутствующими бенедикциями;
- Амида;
- Таханун (`просьба о милости`), покаянная молитва, которую не следует произносить в субботу, праздничные дни, а также в дни, им предшествующие, хол hа-моэд, новолуние, в присутствии жениха или в день радостного события;
- Чтение Торы (Пятикнижия) в те дни, когда это предписано;
- Ашрей;
- Алейну лешабеах — древний пиют, которым принято заканчивать службы.
В текст Шахарит в субботу, праздники и особенные даты включаются добавочные отрывки, посвященные тому или иному событию. Так, в молитве Амида в субботу и праздники ряд бенедикций не произносится, а вместо них появляются другие. В составе псукей де-зимра в субботу и праздники читаются добавочные псалмы. В паломнические праздники, новолуние и Хануку в Шахарит включают также hалель. В разных общинах кантор иногда произносит различные дополнительные литургические произведения.
См. также
- Минха (Дневная молитва)
- Маарив (вечерняя молитва)
- Каддиш
- Кдушша