Шелем, Маттитьяhу

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Шелем, Маттитьяху» в «Шелем, Маттитьяhу»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Шелем, Маттитьяху''' (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог. Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]]. В 1927 г. вступил в [[Киббуц|киббуц]] [[Бет-Альфа]], был пастухом. В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу [[Патриархи|патриархов]]. В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. [[Хасидизм]]) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль. Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. [[Фольклор|Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор]]), одним из инициаторов которого он был.
+
'''Шелем, Маттитьяhу''' (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог.  
 +
== Биографические сведения ==
-
С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии [[Мапай]], перешел в киббуц [[Рамат-Иоханан]]. С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе [[Алия Молодёжная|алии молодежной]]). В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний. Одна из них — празднование [[Омер|омера]] — разработана Шелемом на основе сохранившихся в [[Мишна|Мишне]] описаний принесения в [[Храм]] первых снопов нового урожая. В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора. Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.
+
Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]].  
-
Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова. В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.
+
В 1927 г. вступил в [[Киббуц|киббуц]] [[Бет-Альфа]], был пастухом.  
-
{{ElevenCopyRight|14796|ШЕЛЕМ Маттитьяху}}
+
В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу [[Патриархи|патриархов]].
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
+
В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. [[Хасидизм]]) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль.  
 +
 
 +
Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. [[Фольклор|Фольклор.
 +
 
 +
Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор]]), одним из инициаторов которого он был.
 +
 
 +
С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии [[Мапай]], перешел в киббуц [[Рамат-Иоханан]].
 +
 
 +
С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе [[Алия Молодёжная|алии молодежной]]).
 +
 
 +
В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний.
 +
 
 +
Одна из них — празднование [[Омер|омера]] — разработана Шелемом на основе сохранившихся в [[Мишна|Мишне]] описаний принесения в [[Храм]] первых снопов нового урожая.
 +
 
 +
В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора.
 +
 
 +
Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.
 +
 
 +
Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.
 +
 
 +
В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|14796|ШЕЛЕМ Маттитьяху}}
[[Категория:Музыка]]
[[Категория:Музыка]]

Версия 12:01, 10 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шелем, Маттитьяhу (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог.

Биографические сведения

Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы hа-Шомер hа-цаир.

В 1927 г. вступил в киббуц Бет-Альфа, был пастухом.

В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу патриархов.

В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. Хасидизм) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль.

Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор), одним из инициаторов которого он был.

С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии Мапай, перешел в киббуц Рамат-Иоханан.

С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе алии молодежной).

В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний.

Одна из них — празднование омера — разработана Шелемом на основе сохранившихся в Мишне описаний принесения в Храм первых снопов нового урожая.

В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора.

Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.

Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из Библии (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.

В отличие от большинства песен халуцим 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШЕЛЕМ Маттитьяху в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация