Шаргород ( еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Двадцатый век)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=

Версия 16:56, 9 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Шаргород . Синагога крепостного типа 17 в. Фото С. Клименко


Шаргород (на идиш Шаригрод), районный центр Винницкой области, Украина.

В 1588 г. король Сигизмунд III даровал Шаргороду статус местечка, жителям были даны различные привилегии.

Содержание

Возникновение общины

Евреи стали селиться в Шаргороде в 1588–89 гг.; в 1589 г. в городе была построена синагога крепостного типа. Евреев обязали платить подати настоятелю костела.

Семнадцатый век

В первой половине 17 в. еврейская община Шаргорода была одной из крупнейших в Подолии.

По разным сведениям, в Шаргороде насчитывалось от 300 до 1000 еврейских домов. Раввинами Подолии были представители семейства Мах. Во время восстания казаков под предводительством Б. Хмельницкого, в конце июля 1648 г. Шаргород был захвачен отрядами повстанцев М. Кривоноса, и еврейская община города была уничтожена.

В период турецкого господства в Подолии (1672–99) в Шаргород переселились евреи из Турции.

С 1699 г. Шаргород в составе Польши.

Восемнадцатый век

В 18 в. еврейское население Шаргорода резко увеличилось.

В 1734 г. город пострадал от погрома, устроенного гайдамаками.

Раввинами Шаргорода в первой половине 18 в. были рабби Моше Элханан Хальперин, рабби Нафтали Херц Каhан, рабби Авраhам бен Меир (умер в 1744 г.).

Шаргород стал одним из центров распространения хасидизма в Подолии. Яаков Иосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного, ученик Бешта (см. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов), был раввином Шаргорода.

В 1748 г. его изгнали из Шаргорода за пропаганду хасидизма. Хасидскими раввинами были Яаков бен Авраhам и Давид Цви (тесть рабби Натана Штернхарца из Немирова, 1780–1845).

В Шаргороде, как и во всей Подолии, были очень распространены мистическо-мессианские настроения.

В городе жили последователи Саббатая Цви и франкисты (см. Я. Франк), ученики Бешта, рабби Давид из Шаргорода, рабби Залман из Шаргорода (умер в 1782 г.).

С 1793 г. Шаргород — местечко Подольской губернии в составе России.

Девятнадцатый век

В 1847 г. в Шаргороде проживало 3670 евреев, в 1897 г. — 3989. Основными занятиями евреев были ремесла и торговля. Так, в 1820–30 гг. в Шаргороде жили три купца разных гильдий, все трое — евреи.

В конце 19 в. – начале 20 в. евреям принадлежали все торговые заведения Шаргорода, лесные склады, типография, гостиницы.

В 1799 г. было открыто новое еврейское кладбище. С введением в 1827 г. «натуральной воинской повинности для евреев» (см. Военная служба.) на кагал была возложена ответственность за своевременную поставку рекрутов.

Кагал Шаргорода сдавал в солдаты в основном детей бедных родителей, часто вне очереди.

В 1834 г. злоупотребления кагала по сдаче внеочередных рекрутов были раскрыты.

Во второй половине 19 в. большинство еврейского населения Шаргорода были последователями Ружинско-Садагорской династии (см. Ружинский цаддик, Хасидизм).

Раввином Шаргорода был Ханох Крупник, дед израильского писателя Б. Кару. В конце 1880-х гг. в городе было шесть синагог, в начале 20 в. — девять.

Двадцатый век

В начале 1910 г. в Шаргороде функционировали частное еврейское училище для мальчиков и смешанное еврейское училище.

Евреи Шаргорода пострадали в годы революции и гражданской войны (1917–20). Так, летом 1919 г. подчинявшиеся Директории во главе с С. Петлюрой вооруженные отряды устроили в Шаргороде еврейский погром, во время которого было убито около 100 человек.

В 1923 г. в Шаргороде проживало 1918 евреев, в 1926 г. — 2697 евреев (61% от общей численности населения), в 1939 г. — 1664 еврея (74% населения).

С середины 1920-х гг. в Шаргороде функционировала семилетняя еврейская школа, был создан еврейский колхоз «Красный пахарь». В 1930-е гг. в городе были закрыты все синагоги.

Немецко-румынская оккупация

В июле 1941 г. немецко-румынские войска заняли Шаргород; город был включен в состав Транснистрии, находившейся под контролем румынских властей.

В городе было устроено гетто, население которого в декабре 1941 г. составляло около семи тысяч человек. Большинство обитателей гетто составляли депортированные румынским правительством евреи из Бессарабии, Буковины и Румынии.

Созданный в гетто еврейский комитет под руководством М. Тайча делал все возможное для спасения евреев.

В гетто смогли укрыться многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из районов, оккупированных немцами.

В гетто были пекарни, столовая для бедных, аптека, больница, детский дом, ремесленный и потребительский кооперативы.

Зимой 1941–42 гг. от инфекционных заболеваний, в основном от тифа, в гетто умерли около 1400 человек.

Благодаря самоотверженной работе медицинского персонала зимой 1942–43 гг. смертность от инфекционных заболеваний почти прекратилась (умерли всего четыре человека).

В Шаргороде оккупационные власти не проводили акций по уничтожению еврейского населения; евреев использовали на дорожных работах.

Шаргород был местом на оккупированных территориях Советского Союза, в котором уцелело большинство еврейского населения.

Вторая половина двадцатого века

В конце 1940-х гг. в Шаргороде проживало более тысячи евреев; в частном доме собирался миньян, был свой шохет.

В начале 1990 г. в Шаргороде было образовано Общество еврейской культуры, в 1994 г. зарегистрирована еврейская община.

По данным Еврейского агентства, в 1993 г. в Шаргороде насчитывалось около 700 евреев.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАРГОРОД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация