Шакед, Гершон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 27: Строка 27:
'''Шакед, Гершон''' (1929, Вена, – 2006, Иерусалим), израильский литературовед и литературный критик.  
'''Шакед, Гершон''' (1929, Вена, – 2006, Иерусалим), израильский литературовед и литературный критик.  
 +
== Биографические сведения ==
Прибыл с родителями в Эрец-Исраэль в 1939 г. В 1948 г. окончил гимназию «Герцлия» (см. [[Образование еврейское. Новое и новейшее время. Эрец-Исраэль]]).  
Прибыл с родителями в Эрец-Исраэль в 1939 г. В 1948 г. окончил гимназию «Герцлия» (см. [[Образование еврейское. Новое и новейшее время. Эрец-Исраэль]]).  
Строка 38: Строка 39:
Читал курсы лекций по [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературе]] в [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], в [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейской теологической семинарии]] (почетный доктор этих учебных заведений), в университетах Беркли, Сан-Паулу и других.
Читал курсы лекций по [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературе]] в [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], в [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейской теологической семинарии]] (почетный доктор этих учебных заведений), в университетах Беркли, Сан-Паулу и других.
-
Шакед рассматривает литературу как диалектический процесс, в ходе которого историко-социальные факторы взаимодействуют с собственно литературными и биографическими. Показывая своеобразие каждого писателя и произведения, исследователь не упускает из виду развитие литературы как живого целостного организма. Главное содержание литературного процесса Шакед определяет как противоречие между «детерминизмом, ограничивающим человека... в силу воздействия на него генетических, наследственных и социальных законов...» и попыткой индивида (в данном случае писателя) «противостоять детерминизму, добиваясь независимости». В лучших литературных произведениях, прежде всего в прозе [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]], Шакед прослеживает творческое обновление предшествующего литературного канона и те тенденции, которые найдут дальнейшее развитие в будущем. Этот подход воплотился в монументальном труде исследователя «Толдот hа-сиппорет hа-иврит, 1880–1980» («История художественной прозы на иврите, 1880–1980») в пяти томах (1977–98), за который в 1986 г. ему была присуждена премия имени [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]. За более чем 25-летний срок работы над этим сочинением менялись взгляды самого автора и его методология, от марксистской диалектики к психоанализу личности автора и формалистскому подходу к произведению как таковому.
+
Шакед рассматривает литературу как диалектический процесс, в ходе которого историко-социальные факторы взаимодействуют с собственно литературными и биографическими.  
-
На протяжении многих лет Шакед публиковал критические статьи и эссе о новинках ивритской литературы. Лучшие из этих работ вошли в книгу «Гал хадаш ба-сифрут hа-иврит» («Новая волна в ивритской литературе», 1971). Среди других книг Шакеда — «Ле-ло моца» («Безысходность», 1973) о [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннере]], [[Шофман, Гершон|Г. Шофмане]], [[Гнесин, Ури Нисан|У. Н. Гнесине]] и [[Бердичевский|М. И. Бердичевском]]; «Если ты забудешь...» (на английском языке, 1972) о еврейских писателях США; «Эйн маком ахер» («Нет иного места», 1983) о современных проблемах еврейского народа и Государства Израиль.
+
Показывая своеобразие каждого писателя и произведения, исследователь не упускает из виду развитие литературы как живого целостного организма.
 +
 
 +
Главное содержание литературного процесса Шакед определяет как противоречие между «детерминизмом, ограничивающим человека... в силу воздействия на него генетических, наследственных и социальных законов...» и попыткой индивида (в данном случае писателя) «противостоять детерминизму, добиваясь независимости».
 +
 
 +
В лучших литературных произведениях, прежде всего в прозе [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]], Шакед прослеживает творческое обновление предшествующего литературного канона и те тенденции, которые найдут дальнейшее развитие в будущем.
 +
 
 +
Этот подход воплотился в монументальном труде исследователя «Толдот hа-сиппорет hа-иврит, 1880–1980» («История художественной прозы на иврите, 1880–1980») в пяти томах (1977–98), за который в 1986 г. ему была присуждена премия имени [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]].
 +
 
 +
За более чем 25-летний срок работы над этим сочинением менялись взгляды самого автора и его методология, от марксистской диалектики к психоанализу личности автора и формалистскому подходу к произведению как таковому.
 +
 
 +
На протяжении многих лет Шакед публиковал критические статьи и эссе о новинках ивритской литературы.  
 +
 
 +
Лучшие из этих работ вошли в книгу «Гал хадаш ба-сифрут hа-иврит» («Новая волна в ивритской литературе», 1971). Среди других книг Шакеда — «Ле-ло моца» («Безысходность», 1973) о [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннере]], [[Шофман, Гершон|Г. Шофмане]], [[Гнесин, Ури Нисан|У. Н. Гнесине]] и [[Бердичевский|М. И. Бердичевском]]; «Если ты забудешь...» (на английском языке, 1972) о еврейских писателях США; «Эйн маком ахер» («Нет иного места», 1983) о современных проблемах еврейского народа и Государства Израиль.
 +
== Признание заслуг ==
Шакед — лауреат [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1993).
Шакед — лауреат [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1993).

Версия 22:10, 7 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Шакед, Гершон. Фото Д. Поргеса. Государственное бюро печати. Израиль.


Шакед, Гершон (1929, Вена, – 2006, Иерусалим), израильский литературовед и литературный критик.

Биографические сведения

Прибыл с родителями в Эрец-Исраэль в 1939 г. В 1948 г. окончил гимназию «Герцлия» (см. Образование еврейское. Новое и новейшее время. Эрец-Исраэль).

В 1960 г. окончил Еврейский университет в Иерусалиме, в 1964 г. защитил там же диссертацию по теме «hа-махазе hа-иври hа-хистори би-ткуфат hа-тхия» («Историческая драматургия на иврите в период национального возрождения»; в 1970 г. переработана в одноименную книгу).

Впоследствии стажировался в университете Цюриха.

С 1965 г. Шакед стал преподавателем ивритской литературы в Еврейском университете, с 1975 г. — профессор.

Читал курсы лекций по иврит новой литературе в Хибру юнион колледж, в Еврейской теологической семинарии (почетный доктор этих учебных заведений), в университетах Беркли, Сан-Паулу и других.

Шакед рассматривает литературу как диалектический процесс, в ходе которого историко-социальные факторы взаимодействуют с собственно литературными и биографическими.

Показывая своеобразие каждого писателя и произведения, исследователь не упускает из виду развитие литературы как живого целостного организма.

Главное содержание литературного процесса Шакед определяет как противоречие между «детерминизмом, ограничивающим человека... в силу воздействия на него генетических, наследственных и социальных законов...» и попыткой индивида (в данном случае писателя) «противостоять детерминизму, добиваясь независимости».

В лучших литературных произведениях, прежде всего в прозе Ш. И. Агнона, Шакед прослеживает творческое обновление предшествующего литературного канона и те тенденции, которые найдут дальнейшее развитие в будущем.

Этот подход воплотился в монументальном труде исследователя «Толдот hа-сиппорет hа-иврит, 1880–1980» («История художественной прозы на иврите, 1880–1980») в пяти томах (1977–98), за который в 1986 г. ему была присуждена премия имени Х. Н. Бялика.

За более чем 25-летний срок работы над этим сочинением менялись взгляды самого автора и его методология, от марксистской диалектики к психоанализу личности автора и формалистскому подходу к произведению как таковому.

На протяжении многих лет Шакед публиковал критические статьи и эссе о новинках ивритской литературы.

Лучшие из этих работ вошли в книгу «Гал хадаш ба-сифрут hа-иврит» («Новая волна в ивритской литературе», 1971). Среди других книг Шакеда — «Ле-ло моца» («Безысходность», 1973) о И. Х. Бреннере, Г. Шофмане, У. Н. Гнесине и М. И. Бердичевском; «Если ты забудешь...» (на английском языке, 1972) о еврейских писателях США; «Эйн маком ахер» («Нет иного места», 1983) о современных проблемах еврейского народа и Государства Израиль.

Признание заслуг

Шакед — лауреат Государственной премии Израиля (1993).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАКЕД Гершон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация