Шакед, Гершон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 22: Строка 22:
-
[[Файл: 14715_L.jpg|thumb|250px|left|[[Шакед, Гершон]] Г. Шакед. Фото Д. Поргеса. Государственное бюро печати. Израиль.]]
+
[[Файл: 14715_L.jpg|thumb|250px|left|[[Шакед, Гершон]].  
 +
Фото Д. Поргеса. Государственное бюро печати. Израиль.]]

Версия 22:04, 7 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Шакед, Гершон. Фото Д. Поргеса. Государственное бюро печати. Израиль.


Шакед, Гершон (1929, Вена, – 2006, Иерусалим), израильский литературовед и литературный критик.

Прибыл с родителями в Эрец-Исраэль в 1939 г. В 1948 г. окончил гимназию «Герцлия» (см. Образование еврейское. Новое и новейшее время. Эрец-Исраэль).

В 1960 г. окончил Еврейский университет в Иерусалиме, в 1964 г. защитил там же диссертацию по теме «hа-махазе hа-иври hа-хистори би-ткуфат hа-тхия» («Историческая драматургия на иврите в период национального возрождения»; в 1970 г. переработана в одноименную книгу).

Впоследствии стажировался в университете Цюриха.

С 1965 г. Шакед стал преподавателем ивритской литературы в Еврейском университете, с 1975 г. — профессор.

Читал курсы лекций по иврит новой литературе в Хибру юнион колледж, в Еврейской теологической семинарии (почетный доктор этих учебных заведений), в университетах Беркли, Сан-Паулу и других.

Шакед рассматривает литературу как диалектический процесс, в ходе которого историко-социальные факторы взаимодействуют с собственно литературными и биографическими. Показывая своеобразие каждого писателя и произведения, исследователь не упускает из виду развитие литературы как живого целостного организма. Главное содержание литературного процесса Шакед определяет как противоречие между «детерминизмом, ограничивающим человека... в силу воздействия на него генетических, наследственных и социальных законов...» и попыткой индивида (в данном случае писателя) «противостоять детерминизму, добиваясь независимости». В лучших литературных произведениях, прежде всего в прозе Ш. И. Агнона, Шакед прослеживает творческое обновление предшествующего литературного канона и те тенденции, которые найдут дальнейшее развитие в будущем. Этот подход воплотился в монументальном труде исследователя «Толдот hа-сиппорет hа-иврит, 1880–1980» («История художественной прозы на иврите, 1880–1980») в пяти томах (1977–98), за который в 1986 г. ему была присуждена премия имени Х. Н. Бялика. За более чем 25-летний срок работы над этим сочинением менялись взгляды самого автора и его методология, от марксистской диалектики к психоанализу личности автора и формалистскому подходу к произведению как таковому.

На протяжении многих лет Шакед публиковал критические статьи и эссе о новинках ивритской литературы. Лучшие из этих работ вошли в книгу «Гал хадаш ба-сифрут hа-иврит» («Новая волна в ивритской литературе», 1971). Среди других книг Шакеда — «Ле-ло моца» («Безысходность», 1973) о И. Х. Бреннере, Г. Шофмане, У. Н. Гнесине и М. И. Бердичевском; «Если ты забудешь...» (на английском языке, 1972) о еврейских писателях США; «Эйн маком ахер» («Нет иного места», 1983) о современных проблемах еврейского народа и Государства Израиль.

Шакед — лауреат Государственной премии Израиля (1993).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАКЕД Гершон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация