Шакед, Гершон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шакед, Гершон (ЭЕЭ)» в «Шакед, Гершон») |
Версия 21:59, 7 февраля 2013
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Шакед, Гершон (1929, Вена, – 2006, Иерусалим), израильский литературовед и литературный критик. Прибыл с родителями в Эрец-Исраэль в 1939 г. В 1948 г. окончил гимназию «Герцлия» (см. Образование еврейское. Новое и новейшее время. Эрец-Исраэль). В 1960 г. окончил Еврейский университет в Иерусалиме, в 1964 г. защитил там же диссертацию по теме «hа-махазе hа-иври hа-хистори би-ткуфат hа-тхия» («Историческая драматургия на иврите в период национального возрождения»; в 1970 г. переработана в одноименную книгу). Впоследствии стажировался в университете Цюриха. С 1965 г. Шакед стал преподавателем ивритской литературы в Еврейском университете, с 1975 г. — профессор. Читал курсы лекций по иврит новой литературе в Хибру юнион колледж, в Еврейской теологической семинарии (почетный доктор этих учебных заведений), в университетах Беркли, Сан-Паулу и других.
Шакед рассматривает литературу как диалектический процесс, в ходе которого историко-социальные факторы взаимодействуют с собственно литературными и биографическими. Показывая своеобразие каждого писателя и произведения, исследователь не упускает из виду развитие литературы как живого целостного организма. Главное содержание литературного процесса Шакед определяет как противоречие между «детерминизмом, ограничивающим человека... в силу воздействия на него генетических, наследственных и социальных законов...» и попыткой индивида (в данном случае писателя) «противостоять детерминизму, добиваясь независимости». В лучших литературных произведениях, прежде всего в прозе Ш. И. Агнона, Шакед прослеживает творческое обновление предшествующего литературного канона и те тенденции, которые найдут дальнейшее развитие в будущем. Этот подход воплотился в монументальном труде исследователя «Толдот hа-сиппорет hа-иврит, 1880–1980» («История художественной прозы на иврите, 1880–1980») в пяти томах (1977–98), за который в 1986 г. ему была присуждена премия имени Х. Н. Бялика. За более чем 25-летний срок работы над этим сочинением менялись взгляды самого автора и его методология, от марксистской диалектики к психоанализу личности автора и формалистскому подходу к произведению как таковому.
На протяжении многих лет Шакед публиковал критические статьи и эссе о новинках ивритской литературы. Лучшие из этих работ вошли в книгу «Гал хадаш ба-сифрут hа-иврит» («Новая волна в ивритской литературе», 1971). Среди других книг Шакеда — «Ле-ло моца» («Безысходность», 1973) о И. Х. Бреннере, Г. Шофмане, У. Н. Гнесине и М. И. Бердичевском; «Если ты забудешь...» (на английском языке, 1972) о еврейских писателях США; «Эйн маком ахер» («Нет иного места», 1983) о современных проблемах еврейского народа и Государства Израиль.
Шакед — лауреат Государственной премии Израиля (1993).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАКЕД Гершон в ЭЕЭ