Цвейг, Арнольд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Еврейские проблемы)
Строка 79: Строка 79:
В период своего увлечения сионизмом Цвейг считал, что возвращение в Эрец-Исраэль в сочетании с коллективистскими формами жизни может возродить еврейский народ и обновить его духовность.
В период своего увлечения сионизмом Цвейг считал, что возвращение в Эрец-Исраэль в сочетании с коллективистскими формами жизни может возродить еврейский народ и обновить его духовность.
-
Несмотря на свою принадлежность к литературной элите ГДР, Цвейг находился в оппозиции к официальной линии коммунистических властей в вопросах сионизма и арабо-израильского конфликта. В январе 1953 г., в разгар антисемитской кампании в Советском Союзе и восточноевропейских странах (см. [[Сланского Процесс|Сланского процесс]], [[Врачей Дело|Врачей дело]]) в ответ на письмо [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]], который был обеспокоен «погромными» событиями во всех «советских странах», Цвейг ответил «Открытым письмом», которое, по его утверждению, он отправил в газету «Таг» (орган Объединения жертв нацизма). В феврале 1953 г. Цвейг писал Фейхтвангеру, что его «Открытое письмо» «люди из Объединения жертв нацизма все же не поместили». Используя коммунистическую фразеологию, Цвейг в «Открытом письме» мужественно отстаивал сионистское движение, являющееся «сводным братом социализма», и выступал против тех, кто «порочит движение, позволившее другому, несравненно меньшему народу... доказать свое национальное возрождение блестящими боевыми подвигами против значительно более сильного врага». В 1967 г. после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] Цвейг отказался подписать письмо деятелей культуры ГДР с осуждением «израильской агрессии» против арабских стран.
+
Несмотря на свою принадлежность к литературной элите ГДР, Цвейг находился в оппозиции к официальной линии коммунистических властей в вопросах сионизма и арабо-израильского конфликта.  
-
Кроме пьесы «Ритуальное убийство в Венгрии» (см. выше), еврейской теме посвящены также драма Цвейга «Возвращение» (1925) и роман «Де Фриндт возвращается домой» (1932) — о жизни и смерти [[Хаан, Якоб Исраэль Де|Я. де Хаана]]. О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные» (1934). Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан» (1927), «Евреи на немецкой сцене» (1928), «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» (1934), и др.
+
В январе 1953 г., в разгар антисемитской кампании в Советском Союзе и восточноевропейских странах (см. [[Сланского Процесс|Сланского процесс]], [[Врачей Дело|Врачей дело]]) в ответ на письмо [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]], который был обеспокоен «погромными» событиями во всех «советских странах», Цвейг ответил «Открытым письмом», которое, по его утверждению, он отправил в газету «Таг» (орган Объединения жертв нацизма).
 +
 
 +
В феврале 1953 г. Цвейг писал Фейхтвангеру, что его «Открытое письмо» «люди из Объединения жертв нацизма все же не поместили».
 +
 
 +
Используя коммунистическую фразеологию, Цвейг в «Открытом письме» мужественно отстаивал сионистское движение, являющееся «сводным братом социализма», и выступал против тех, кто «порочит движение, позволившее другому, несравненно меньшему народу... доказать свое национальное возрождение блестящими боевыми подвигами против значительно более сильного врага».
 +
 
 +
В 1967 г. после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] Цвейг отказался подписать письмо деятелей культуры ГДР с осуждением «израильской агрессии» против арабских стран.
 +
=== В творчестве ===
 +
 
 +
Кроме пьесы «Ритуальное убийство в Венгрии» (см. выше), еврейской теме посвящены также драма Цвейга «Возвращение» (1925) и роман «Де Фриндт возвращается домой» (1932) — о жизни и смерти [[Хаан, Якоб Исраэль Де|Я. де Хаана]]. О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные» (1934).  
 +
 
 +
Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан» (1927), «Евреи на немецкой сцене» (1928), «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» (1934), и др.
Элементы биографии и черты характера Цвейга послужили основой для образа немецкого писателя, еврея Э. Левенталя, в романе израильского писателя [[Шахам, Натан|Н. Шахама]] «Квартет Розендорфа» (Т.-А., 1987; русский перевод издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иер., 1994).
Элементы биографии и черты характера Цвейга послужили основой для образа немецкого писателя, еврея Э. Левенталя, в романе израильского писателя [[Шахам, Натан|Н. Шахама]] «Квартет Розендорфа» (Т.-А., 1987; русский перевод издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иер., 1994).

Версия 12:29, 5 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Цвейг, Арнольд А. Цвейг.


Цвейг, Арнольд (Zweig, Arnold; 1887, Грос-Глогау, – 1968, Берлин), немецкий писатель.

Содержание

Биографические сведения

Родился в семье ремесленника. Изучал филологию, философию, историю искусств в университетах Бреслау, Мюнхена, Берлина, Гёттингена, Ростока, Тюбингена.

Печататься начал в 1908 г. Первый литературный успех Цвейгу принес роман «Новеллы о Клавдии» (1912). В 1915 г.

Цвейг был удостоен премии имени Г. Клейста за драму «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914), посвященную кровавому навету в городе Тисаэслар.

В годы Первой мировой войны Цвейг служил в германской армии. Военные впечатления оказали сильное влияние на формирование леворадикального и пацифистского мировоззрения писателя и на темы его творчества.

Вместе с Г. Штруком издал книгу «Лик восточного еврейства» (Берлин, 1920). После окончания войны Цвейг жил сначала в Мюнхене, а с 1923 г. — в Берлине, активно участвуя в литературной и общественной жизни.

В Эрец-Исраэль

В 1933 г., после прихода к власти нацистов Цвейг покинул Германию и в 1934 г. перебрался в Эрец-Исраэль.

Он жил в Хайфе, где в 1942–43 гг. был соредактором еженедельника «Ориент». Здесь же был издан (в переводе на иврит) его антифашистский роман «Вандсбекский топор» («hа-кардом шел Вандсбек», 1943; в 1951 экранизирован).

В годы войны Цвейг стал одним из основателей, а затем и президентом Лиги помощи Советской России («Лига Ви [Victory]»).

Писатель, однако, так и не смог освоиться в ивритоязычной культурной среде.

Наполовину ослепнув из-за нажитого во время Первой мировой войны туберкулеза сетчатки, он не освоил иврита. К тому же Цвейгу казалось, что официальные круги ишува, в частности, руководство Еврейского агентства не уделяют ему — сионистскому активисту и публицисту, более десяти лет сотрудничавшему в сионистских периодических изданиях, — достаточного внимания в период, когда его материальное положение (особенно после начала Второй мировой войны) стало бедственным.

Постепенно нарастали и разногласия Цвейга с политической линией руководства ишува (в соответствии со своими левыми убеждениями Цвейг выступал за создание двунационального еврейско-арабского государства в Палестине).

В ГДР

В 1948 г. Цвейг покинул Израиль и поселился вначале в Праге, но в том же году переехал в Восточный Берлин.

В 1950 г. он был избран президентом Германской академии искусств (в 1950–53 гг. — президент, затем до конца жизни — почетный президент).

Власти ГДР окружили его официальным почетом (в 1949–67 гг. — депутат Народной палаты ГДР, в 1950 г. — Национальная премия ГДР), однако литературное творчество Цвейга в этот период отмечено явными признаками упадка.

В 1958 г. Цвейгу, который был членом Всемирного совета мира, была присуждена Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

Писатель

На протяжении десятков лет Цвейг работал над эпическим циклом романов под общим названием «Большая война белых людей» — о Первой мировой войне, ее причинах и последствиях.

Романы объединены образом (во многом автобиографическим) главного героя Вернера Бертина, писателя еврейского происхождения, путь которого типичен для широких слоев немецкой интеллигенции того времени.

Произведения Цвейга отмечены сюжетным драматизмом и достоверностью психологического анализа, точностью в воссоздании духовной и общественной атмосферы эпохи.

Наибольшую славу принес Цвейгу роман «Спор об унтере Грише» (1927), который был переведен на многие языки и признан одним из лучших антивоенных произведений своего времени. Это история русского военнопленного, без вины осужденного на смерть немецким военным судом. Приговор должен послужить устрашающим примером для немецких солдат, склонных поддаться «революционному соблазну».

Роман Цвейга содержит яркое обличение прусского милитаризма и юридической системы, а также протест против жестокости и несправедливости войны.

Другие известные романы цикла: «Молодая женщина 1914 года» (1931), «Воспитание под Верденом» (1935), «Возведение на престол» (1937).

Еврейские проблемы

Цвейг с молодых лет интересовался еврейскими проблемами и принимал участие в сионистском движении. В 1920-е гг. он редактировал в Берлине сионистский журнал «Юдише рундшау».

В период своего увлечения сионизмом Цвейг считал, что возвращение в Эрец-Исраэль в сочетании с коллективистскими формами жизни может возродить еврейский народ и обновить его духовность.

Несмотря на свою принадлежность к литературной элите ГДР, Цвейг находился в оппозиции к официальной линии коммунистических властей в вопросах сионизма и арабо-израильского конфликта.

В январе 1953 г., в разгар антисемитской кампании в Советском Союзе и восточноевропейских странах (см. Сланского процесс, Врачей дело) в ответ на письмо Л. Фейхтвангера, который был обеспокоен «погромными» событиями во всех «советских странах», Цвейг ответил «Открытым письмом», которое, по его утверждению, он отправил в газету «Таг» (орган Объединения жертв нацизма).

В феврале 1953 г. Цвейг писал Фейхтвангеру, что его «Открытое письмо» «люди из Объединения жертв нацизма все же не поместили».

Используя коммунистическую фразеологию, Цвейг в «Открытом письме» мужественно отстаивал сионистское движение, являющееся «сводным братом социализма», и выступал против тех, кто «порочит движение, позволившее другому, несравненно меньшему народу... доказать свое национальное возрождение блестящими боевыми подвигами против значительно более сильного врага».

В 1967 г. после Шестидневной войны Цвейг отказался подписать письмо деятелей культуры ГДР с осуждением «израильской агрессии» против арабских стран.

В творчестве

Кроме пьесы «Ритуальное убийство в Венгрии» (см. выше), еврейской теме посвящены также драма Цвейга «Возвращение» (1925) и роман «Де Фриндт возвращается домой» (1932) — о жизни и смерти Я. де Хаана. О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные» (1934).

Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан» (1927), «Евреи на немецкой сцене» (1928), «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» (1934), и др.

Элементы биографии и черты характера Цвейга послужили основой для образа немецкого писателя, еврея Э. Левенталя, в романе израильского писателя Н. Шахама «Квартет Розендорфа» (Т.-А., 1987; русский перевод издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1994).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦВЕЙГ Арнольд в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация