Цадок (священник)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Категория:ТаНаХ - Герои и персонажи» на «Категория:Библейские персонажи») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Цадок (ЭЕЭ)» в «Цадок») |
Версия 18:25, 4 февраля 2013
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Цадок (צָדוֹק), священник (см. Кохен) в годы царствования Давида и Соломона. В книге Самуила Цадок упоминается в связи с мятежом Авшалома: когда Давид бежал из Иерусалима, Цадок оказал ему помощь через своего сына Ахимааца (II Сам. 15:25–36). В II Сам. 20:25 Цадок и Эвиатар упомянуты в списке приближенных Давида в качестве священников. В споре за престолонаследие между сыновьями Давида Соломоном и Адонией Цадок поддержал Соломона, в то время как Эвиатар (Эвьятар) стал на сторону Адонии (I Ц. 1:7–8). Поэтому именно Цадок по приказу Давида помазал Соломона на царствование (I Ц. 31–39). Соломон лишил Эвиатара должности священнослужителя (I Ц. 2:26–27), и Цадок остался единственным, кто исполнял должность первосвященника при Соломоне. (Упоминание Эвиатара вместе с Цадоком в качестве священников Соломона в I Ц. 4:4 явно ошибочно.) При Соломоне сын Цадока Азария занимал одну из высших придворных должностей (I Ц. 4:2).
Конфликт между Цадоком и Эвиатаром во время борьбы сыновей Давида за престолонаследие объясняется тем, что Эвиатар примкнул к Давиду еще до того, как тот стал царем, а Цадок был назначен священником после воцарения Давида, и его назначение ограничило полномочия Эвиатара.
От Цадока вели происхождение все первосвященники эпохи Первого и Второго храма вплоть до времени Хасмонеев. Поскольку Хасмонеи не принадлежали к потомкам Цадока, переход к ним первосвященнических обязанностей был нарушением многовековой традиции и не мог не встретить оппозиции со стороны различных групп населения.
В документах кумранской общины говорится о «сынах Цадока» как о священниках — хранителях Завета. Цадокидами там именуются также священники, которые в будущем возглавят общину Израиля. Некоторые исследователи допускают, что одна из ветвей цадокидов стала ядром кумранской общины. Упоминаемое у Иосифа Флавия религиозно-политическое течение конца эпохи Второго храма — цадоким (см. Саддукеи) получило, по мнению исследователей, свое название от возглавлявшей его первосвященнической династии, которая вела происхождение от Цадока.