Хай Бен Шрира
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Хай Бен Шрира''' (939–1038), [[Гаон|гаон]] из [[Пумбедита|Пумбедиты]], сын [[Шрира Бен Ханина Гаон|гаона Шриры бен Ханины]], галахист (см. [[Галаха]]), один из наиболее видных религиозных лидеров своего времени. | + | '''Хай Бен Шрира''' (939–1038), [[Гаон|гаон]] из [[Пумбедита|Пумбедиты]], сын [[Шрира Бен Ханина Гаон|гаона Шриры бен Ханины]], галахист (см. [[Галаха]]), один из наиболее видных религиозных лидеров своего времени. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | О молодости Хая бен Шриры нет сведений. В 986 г. он стал главой [[Бет-Дин|бет-дина]] академии (см. [[Иешива]]) Пумбедиты. | |
- | + | Его деятельность на этом посту оказала влияние на характер научных занятий в академии и на ее общую ориентацию. | |
- | В своих сочинениях Хай бен Шрира детально сформулировал свой подход к [[Принципы Веры|принципам веры]] и требованиям, которым должны удовлетворять лидеры еврейской общины. В [[Пиют|пиютах]] Хая бен Шриры нашло выражение чувство горечи от жизни в изгнании (см. [[Галут]]). Хай бен Шрира верил, что тот, кто изучает мистическую литературу в состоянии святости и чистоты, способен подняться в мир ангелов. Он резко выступал против каких бы то ни было проявлений [[Антропоморфизм|антропоморфизма]] и полагал, что антропоморфические места в [[Аггада|Аггаде]] следует интерпретировать метафорически. Хай бен Шрира уделял особое внимание обязанности [[Даян|даяна]] направлять и убеждать народ. Он проявлял терпимость к местным литургическим традициям, хотя возражал против поисков причин их возникновения. | + | Согласно некоторым источникам, Хай бен Шрира был среди авторов «Послания рава Шриры» (см. [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шрира бен Ханина Гаон]]). |
+ | == Гаон == | ||
+ | |||
+ | Некоторое время спустя после освобождения из тюрьмы, куда он вместе с отцом был заключен по ложному обвинению, Хай бен Шрира стал еще при жизни отца гаоном Пумбедиты и занимал этот пост на протяжении 40 лет (998–1038). | ||
+ | |||
+ | В руководимую им академию Пумбедиты прибывали ученики из Византии и христианских стран Западной Европы, а его связи с [[Испания|Испанией]] и, в частности, его влияние на [[Шмуэль hа-Нагид|Шмуэля hа-Нагида]] хорошо известны. | ||
+ | |||
+ | Помимо широкой раввинистической образованности Хай бен Шрира обладал хорошим знанием персидского и арабского языка и арабской литературы. | ||
+ | |||
+ | Он допускал обучение детей арабскому языку и арифметике, но возражал против изучения философии и даже критиковал своего тестя Шмуэля бен Хофни (умер в 1013 г.) и «подобных ему, кто увлекается чтением книг, написанных неевреями». | ||
+ | == Авторитет в развитии Галахи == | ||
+ | |||
+ | Хаю бен Шрире принадлежит центральное место в истории развития Галахи. | ||
+ | |||
+ | Последующие поколения ученых видели в нем высший авторитет. [[Ибн Дауд Аврахам Бен Давид hа-Леви|Аврахам Ибн Дауд]] (см. также [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Историография и жанр путешествия в позднем средневековье]]) писал, что Хай бен Шрира «более, чем кто-либо другой, способствовал распространению [[Тора|Торы]] в народе Израиля... как на востоке, так и на западе... Никто из предшественников Хая бен Шриры не может сравниться с ним». | ||
+ | |||
+ | О влиянии Хая бен Шриры и об объеме его [[Респонсы|респонсов]], галахических решений и комментариев свидетельствует тот факт, что около трети всех сохранившихся гаонских респонсов принадлежит ему (некоторые — совместно с отцом). | ||
+ | |||
+ | В своих сочинениях Хай бен Шрира детально сформулировал свой подход к [[Принципы Веры|принципам веры]] и требованиям, которым должны удовлетворять лидеры еврейской общины. | ||
+ | |||
+ | В [[Пиют|пиютах]] Хая бен Шриры нашло выражение чувство горечи от жизни в изгнании (см. [[Галут]]). Хай бен Шрира верил, что тот, кто изучает мистическую литературу в состоянии святости и чистоты, способен подняться в мир ангелов. Он резко выступал против каких бы то ни было проявлений [[Антропоморфизм|антропоморфизма]] и полагал, что антропоморфические места в [[Аггада|Аггаде]] следует интерпретировать метафорически. Хай бен Шрира уделял особое внимание обязанности [[Даян|даяна]] направлять и убеждать народ. Он проявлял терпимость к местным литургическим традициям, хотя возражал против поисков причин их возникновения. | ||
Из произведений Хая бен Шриры сохранились: фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Айман» («Книга клятв») и анонимный перевод на иврит всего сочинения; фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Шрира ва-ал-Байе» («Трактат о коммерческих сделках») и ивритский перевод всей книги, сделанный Ицхаком ал-Баргелони; ивритский оригинал «Сефер hа-штарот» («Книга документов»), содержащий тексты таких документов, как [[Ктубба|ктубба]], [[Гет|гет]] и других; фрагменты комментариев на ряд трактатов Вавилонского [[Талмуд|Талмуда]]. Принадлежность некоторых других сохранившихся под его именем сочинений спорна. | Из произведений Хая бен Шриры сохранились: фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Айман» («Книга клятв») и анонимный перевод на иврит всего сочинения; фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Шрира ва-ал-Байе» («Трактат о коммерческих сделках») и ивритский перевод всей книги, сделанный Ицхаком ал-Баргелони; ивритский оригинал «Сефер hа-штарот» («Книга документов»), содержащий тексты таких документов, как [[Ктубба|ктубба]], [[Гет|гет]] и других; фрагменты комментариев на ряд трактатов Вавилонского [[Талмуд|Талмуда]]. Принадлежность некоторых других сохранившихся под его именем сочинений спорна. | ||
Строка 38: | Строка 59: | ||
{{ElevenCopyRight|11011|ХАЙ бен ШРИРА}} | {{ElevenCopyRight|11011|ХАЙ бен ШРИРА}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 20:32, 31 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хай Бен Шрира (939–1038), гаон из Пумбедиты, сын гаона Шриры бен Ханины, галахист (см. Галаха), один из наиболее видных религиозных лидеров своего времени.
Биографические сведения
О молодости Хая бен Шриры нет сведений. В 986 г. он стал главой бет-дина академии (см. Иешива) Пумбедиты.
Его деятельность на этом посту оказала влияние на характер научных занятий в академии и на ее общую ориентацию.
Согласно некоторым источникам, Хай бен Шрира был среди авторов «Послания рава Шриры» (см. Шрира бен Ханина Гаон).
Гаон
Некоторое время спустя после освобождения из тюрьмы, куда он вместе с отцом был заключен по ложному обвинению, Хай бен Шрира стал еще при жизни отца гаоном Пумбедиты и занимал этот пост на протяжении 40 лет (998–1038).
В руководимую им академию Пумбедиты прибывали ученики из Византии и христианских стран Западной Европы, а его связи с Испанией и, в частности, его влияние на Шмуэля hа-Нагида хорошо известны.
Помимо широкой раввинистической образованности Хай бен Шрира обладал хорошим знанием персидского и арабского языка и арабской литературы.
Он допускал обучение детей арабскому языку и арифметике, но возражал против изучения философии и даже критиковал своего тестя Шмуэля бен Хофни (умер в 1013 г.) и «подобных ему, кто увлекается чтением книг, написанных неевреями».
Авторитет в развитии Галахи
Хаю бен Шрире принадлежит центральное место в истории развития Галахи.
Последующие поколения ученых видели в нем высший авторитет. Аврахам Ибн Дауд (см. также Еврейская литература средних веков и Возрождения. Историография и жанр путешествия в позднем средневековье) писал, что Хай бен Шрира «более, чем кто-либо другой, способствовал распространению Торы в народе Израиля... как на востоке, так и на западе... Никто из предшественников Хая бен Шриры не может сравниться с ним».
О влиянии Хая бен Шриры и об объеме его респонсов, галахических решений и комментариев свидетельствует тот факт, что около трети всех сохранившихся гаонских респонсов принадлежит ему (некоторые — совместно с отцом).
В своих сочинениях Хай бен Шрира детально сформулировал свой подход к принципам веры и требованиям, которым должны удовлетворять лидеры еврейской общины.
В пиютах Хая бен Шриры нашло выражение чувство горечи от жизни в изгнании (см. Галут). Хай бен Шрира верил, что тот, кто изучает мистическую литературу в состоянии святости и чистоты, способен подняться в мир ангелов. Он резко выступал против каких бы то ни было проявлений антропоморфизма и полагал, что антропоморфические места в Аггаде следует интерпретировать метафорически. Хай бен Шрира уделял особое внимание обязанности даяна направлять и убеждать народ. Он проявлял терпимость к местным литургическим традициям, хотя возражал против поисков причин их возникновения.
Из произведений Хая бен Шриры сохранились: фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Айман» («Книга клятв») и анонимный перевод на иврит всего сочинения; фрагменты арабского оригинала «Китаб ал-Шрира ва-ал-Байе» («Трактат о коммерческих сделках») и ивритский перевод всей книги, сделанный Ицхаком ал-Баргелони; ивритский оригинал «Сефер hа-штарот» («Книга документов»), содержащий тексты таких документов, как ктубба, гет и других; фрагменты комментариев на ряд трактатов Вавилонского Талмуда. Принадлежность некоторых других сохранившихся под его именем сочинений спорна.
Хаю бен Шрира приписывается авторство около 25 поэтических произведений — слихот и пиютов, а также дидактической поэмы о законах и этикете и од, сложенных в честь его современников.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙ бен ШРИРА в ЭЕЭ