Хаммурапи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Автор свода законов) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Своим объемом кодекс Хаммурапи значительно превосходит все предшествующие законодательные своды, на которых он основывается: 282 параграфа кодекса трактуют уголовное, гражданское и коммерческое право. | Своим объемом кодекс Хаммурапи значительно превосходит все предшествующие законодательные своды, на которых он основывается: 282 параграфа кодекса трактуют уголовное, гражданское и коммерческое право. | ||
- | Кодекс Хаммурапи отражает деление общества на три основных класса: свободных людей (авилум), государственных крепостных (мушкенум, ср. ивритское мискеним, `бедняки`) и рабов (вардум). Язык кодекса — ранний образец классического аккадского языка, и его литературное влияние превосходит юридическое: кодекс в целом и в особенности его литературной части — введение и заключение — превратились в стилистический образец, изучавшийся в течение последующего тысячелетия в месопотамских школах клинописи. Во многих существенных чертах кодекс Хаммурапи служит ключом к пониманию правовой мысли Ближнего Востока и проливает свет на библейское законодательство. | + | Кодекс Хаммурапи отражает деление общества на три основных класса: свободных людей (авилум), государственных крепостных (мушкенум, ср. ивритское мискеним, `бедняки`) и рабов (вардум). |
+ | |||
+ | Язык кодекса — ранний образец классического аккадского языка, и его литературное влияние превосходит юридическое: кодекс в целом и в особенности его литературной части — введение и заключение — превратились в стилистический образец, изучавшийся в течение последующего тысячелетия в месопотамских школах клинописи. | ||
+ | |||
+ | Во многих существенных чертах кодекс Хаммурапи служит ключом к пониманию правовой мысли Ближнего Востока и проливает свет на библейское законодательство. | ||
{{ElevenCopyRight|14437|ХАММУРАПИ}} | {{ElevenCopyRight|14437|ХАММУРАПИ}} |
Версия 10:13, 31 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хаммурапи, шестой царь (1792–1750 гг. до н. э.) первой династии Вавилона (см. Месопотамия, Вавилония).
Завоеватель
Когда Хаммурапи взошел на престол, Вавилон был небольшим аморрейским (см. Аморреи) городом-царством. На протяжении первого десятилетия правления Хаммурапи Вавилон был вассалом Ассирии (см. Месопотамия).
Со смертью ассирийского царя Шамши-Адада I начался упадок ассирийской мощи. К 29-му году своего правления Хаммурапи удалось объединить под своей властью соседние города и начать кампанию по завоеванию всей Месопотамии, которой он овладел на протяжении последующего десятилетия.
В 30-й год своего правления Хаммурапи нанес поражение правителю Ларсы Рим-Сину, в 32-й год завоевал Мари, а в 38-й год полностью подчинил Ассирию.
Автор свода законов
Хаммурапи был автором свода законов, продолжавшего традицию шумерского законодательного кодекса Ур-Намму (конец 3 тыс. до н. э.) и во многих существенных чертах близкого к несколько более древнему кодексу Эшнунна.
Полный текст кодекса Хаммурапи сохранился на обнаруженной в 1902 г. двухметровой стеле черного камня.
Своим объемом кодекс Хаммурапи значительно превосходит все предшествующие законодательные своды, на которых он основывается: 282 параграфа кодекса трактуют уголовное, гражданское и коммерческое право.
Кодекс Хаммурапи отражает деление общества на три основных класса: свободных людей (авилум), государственных крепостных (мушкенум, ср. ивритское мискеним, `бедняки`) и рабов (вардум).
Язык кодекса — ранний образец классического аккадского языка, и его литературное влияние превосходит юридическое: кодекс в целом и в особенности его литературной части — введение и заключение — превратились в стилистический образец, изучавшийся в течение последующего тысячелетия в месопотамских школах клинописи.
Во многих существенных чертах кодекс Хаммурапи служит ключом к пониманию правовой мысли Ближнего Востока и проливает свет на библейское законодательство.