Хабиру (название группы племён)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Хабиру''' (также хапиру и апиру; по-видимому, название, производное от глагола хабару — `эмигрировать`, то есть пришельцы, разбойники, бездомные), социальный элемент в районе Плодородного полумесяца, существовавший во 2 тыс. до н. э. В ранних ассирийских и вавилонских документах (18–17 вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании местных правителей в Каппадокии, Ларсе, [[Вавилония|Вавилонии]] и [[Мари]]. Документы 15 в. до н. э. из Алалаха (Северная [[Сирия]]) перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах. Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру и отдельных хабиру, находящихся под защитой государства. В аккадских документах из [[Угарит|Угарита]] говорится о хабиру хеттского царя и о квартале хабиру в городе Халбу. С 15 в. по 12 в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и [[Ханаан|Ханаана]] и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве).
+
'''Хабиру''' (также хапиру и апиру; по-видимому, название, производное от глагола хабару — `эмигрировать`, то есть пришельцы, разбойники, бездомные), социальный элемент в районе Плодородного полумесяца, существовавший во 2 тыс. до н. э.  
-
Хабиру не составляли единую этническую группу. В Мари вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» — по имени западносемитского клана и территории в [[Месопотамия|Месопотамии]] (к западу от современного [[Багдад|Багдада]]). В документах из Мари и Алалаха упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из [[Аккад|Аккада]], [[Ассирия|Ассирии]] и других мест. Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи — смесь аккадских и несемитских имен. То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.
+
В ранних ассирийских и вавилонских документах (18–17 вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании местных правителей в Каппадокии, Ларсе, [[Вавилония|Вавилонии]] и [[Мари]].  
-
Как беженцы, покинувшие свои общины, и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены отдавать себя под власть местных правителей. Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками (ср. с подобными отрядами в Израиле в библейскую эпоху: Суд. 9:4; 11:3 и I Сам. 22:2 и об отряде [[Давид|Давида]]). Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы. В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города — иногда вместе с жителями соседних городов. Так, в 15–14 вв. до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру. Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей, или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.
+
Документы 15 в. до н. э. из Алалаха (Северная [[Сирия]]) перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах.  
-
Появление хабиру в начале 2 тыс. до н. э., равно как и их исчезновение в начале 1 тыс. до н. э. объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока. Начало 2 тыс. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества. Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране. В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале 1 тыс. до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям деклассированных элементов.
+
Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру и отдельных хабиру, находящихся под защитой государства.  
-
Лингвистическое сходство между термином хабиру и библейским названием израильтян иврим наводит многих исследователей на предположение, что иврим — производное от хабиру (см. [[Земля Израиля|Израиль. Исторический очерк]]; [[Авраам]]; [[Еврей]]). Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в [[Библия|Библии]] в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин иврим прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги [[Бытие]] и [[Исход Из Египта|Исход]]), либо в устах [[Филистимляне|филистимлян]] как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов (книга [[Самуил|Самуила]]).
+
В аккадских документах из [[Угарит|Угарита]] говорится о хабиру хеттского царя и о квартале хабиру в городе Халбу.
 +
 
 +
С 15 в. по 12 в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и [[Ханаан|Ханаана]] и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве).
 +
 
 +
Хабиру не составляли единую этническую группу. В Мари вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» — по имени западносемитского клана и территории в [[Месопотамия|Месопотамии]] (к западу от современного [[Багдад|Багдада]]).
 +
 
 +
В документах из Мари и Алалаха упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из [[Аккад|Аккада]], [[Ассирия|Ассирии]] и других мест.
 +
 
 +
Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи — смесь аккадских и несемитских имен.
 +
 
 +
То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.
 +
 
 +
Как беженцы, покинувшие свои общины, и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены отдавать себя под власть местных правителей.
 +
 
 +
Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками (ср. с подобными отрядами в Израиле в библейскую эпоху: Суд. 9:4; 11:3 и I Сам. 22:2 и об отряде [[Давид|Давида]]).
 +
 
 +
Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы.
 +
 
 +
В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города — иногда вместе с жителями соседних городов.
 +
 
 +
Так, в 15–14 вв. до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру.
 +
 
 +
Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей, или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.
 +
 
 +
Появление хабиру в начале 2 тыс. до н. э., равно как и их исчезновение в начале 1 тыс. до н. э. объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока.
 +
 
 +
Начало 2 тыс. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества.
 +
 
 +
Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране.
 +
 
 +
В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале 1 тыс. до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям деклассированных элементов.
 +
 
 +
Лингвистическое сходство между термином хабиру и библейским названием израильтян иврим наводит многих исследователей на предположение, что иврим — производное от хабиру (см. [[Земля Израиля|Израиль. Исторический очерк]]; [[Авраам]]; [[Еврей]]).  
 +
 
 +
Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в [[Библия|Библии]] в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин иврим прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги [[Бытие]] и [[Исход Из Египта|Исход]]), либо в устах [[Филистимляне|филистимлян]] как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов (книга [[Самуил|Самуила]]).
{{ElevenCopyRight|14388|ХАБИРУ}}
{{ElevenCopyRight|14388|ХАБИРУ}}

Версия 12:32, 30 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хабиру (также хапиру и апиру; по-видимому, название, производное от глагола хабару — `эмигрировать`, то есть пришельцы, разбойники, бездомные), социальный элемент в районе Плодородного полумесяца, существовавший во 2 тыс. до н. э.

В ранних ассирийских и вавилонских документах (18–17 вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании местных правителей в Каппадокии, Ларсе, Вавилонии и Мари.

Документы 15 в. до н. э. из Алалаха (Северная Сирия) перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах.

Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру и отдельных хабиру, находящихся под защитой государства.

В аккадских документах из Угарита говорится о хабиру хеттского царя и о квартале хабиру в городе Халбу.

С 15 в. по 12 в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и Ханаана и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве).

Хабиру не составляли единую этническую группу. В Мари вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» — по имени западносемитского клана и территории в Месопотамии (к западу от современного Багдада).

В документах из Мари и Алалаха упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из Аккада, Ассирии и других мест.

Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи — смесь аккадских и несемитских имен.

То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.

Как беженцы, покинувшие свои общины, и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены отдавать себя под власть местных правителей.

Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками (ср. с подобными отрядами в Израиле в библейскую эпоху: Суд. 9:4; 11:3 и I Сам. 22:2 и об отряде Давида).

Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы.

В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города — иногда вместе с жителями соседних городов.

Так, в 15–14 вв. до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру.

Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей, или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.

Появление хабиру в начале 2 тыс. до н. э., равно как и их исчезновение в начале 1 тыс. до н. э. объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока.

Начало 2 тыс. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества.

Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране.

В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале 1 тыс. до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям деклассированных элементов.

Лингвистическое сходство между термином хабиру и библейским названием израильтян иврим наводит многих исследователей на предположение, что иврим — производное от хабиру (см. Израиль. Исторический очерк; Авраам; Еврей).

Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в Библии в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин иврим прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги Бытие и Исход), либо в устах филистимлян как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов (книга Самуила).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАБИРУ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация