Хеллер, Джозеф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Хеллер, Джозеф (ЭЕЭ)» в «Хеллер, Джозеф»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Хеллер, Джозеф''' (Heller, Joseph; 1923, Нью-Йорк, – 1999, там же), американский писатель. Вырос в Бруклине в семье иммигрантов. Отец, социалист, приехавший в 1913 г. в Америку из России и работавший водителем грузовика, умер, когда Хеллеру было пять лет. Окончив в 1941 г. школу, Хеллер стал учеником кузнеца, потом служащим. С 1942 г. служил в ВВС, совершил более 60 боевых полетов над Средиземноморьем. В 1948 г. окончил Нью-Йоркский университет, в 1949 г. продолжил изучение английской литературы в Оксфорде, где начал писать рассказы, преимущественно о страданиях еврейских семей во время «великой депрессии». В 1950–52 гг. преподавал в колледже (впоследствии университет) штата Пенсильвания, печатал рассказы, в которых ощущалось влияние Э. Хемингуэя. Не вписавшись в академическую среду, Хеллер занялся рекламой, сотрудничал с журналом «Тайм», «Лайф» и другими.
+
'''Хеллер, Джозеф''' (Heller, Joseph; 1923, Нью-Йорк, – 1999, там же), американский писатель.  
 +
== Биографические сведения ==
-
С 1953 г. работал над романом, который вышел в 1961 г. под названием «Поправка-22» (в русском переводе впервые опубликован в 1967 г. под названием «Уловка-22»). Отзывы критики были противоречивы, но успех у публики неуклонно рос, и через 25 лет общий тираж книги, переведенной на многие языки, достиг десяти миллионов. Автор воспользовался материалом Второй мировой войны, но сатирическое изображение воинской службы с ее бездумным исполнением любого приказа, демонстрацией патриотизма, жестокостью к чужим и своим оказалось близким поколению, протестовавшему против войны во Вьетнаме. Герой романа Иоссарион приходит к выводу, что его основной долг — спасти собственную жизнь, и не только от опасности, но и от военной бюрократии. Во втором романе «Что-то случилось» (1974), продолжая атаку на общественные стереотипы, Хеллер развенчивает главного идола американской жизни — успех. По мере своего продвижения наверх рассказчик, идеальный служащий преуспевающей фирмы, утрачивает человеческие черты. В романе «Чистое золото» (1979) сатира распространяется на Белый дом. В образе профессора Голда, которому не дают покоя лавры [[Киссинджер, Генри Альфред|Г. Киссинджера]], Хеллер пытается обобщить черты еврея-интеллектуала, жертвующего достоинством ради карьеры.
+
Вырос в Бруклине в семье иммигрантов. Отец, социалист, приехавший в 1913 г. в Америку из России и работавший водителем грузовика, умер, когда Хеллеру было пять лет.
 +
 
 +
Окончив в 1941 г. школу, Хеллер стал учеником кузнеца, потом служащим.
 +
 
 +
С 1942 г. служил в ВВС, совершил более 60 боевых полетов над Средиземноморьем.
 +
 
 +
В 1948 г. окончил Нью-Йоркский университет, в 1949 г. продолжил изучение английской литературы в Оксфорде, где начал писать рассказы, преимущественно о страданиях еврейских семей во время «великой депрессии».
 +
 
 +
В 1950–52 гг. преподавал в колледже (впоследствии университет) штата Пенсильвания, печатал рассказы, в которых ощущалось влияние Э. Хемингуэя. Не вписавшись в академическую среду, Хеллер занялся рекламой, сотрудничал с журналом «Тайм», «Лайф» и другими.
 +
== Творчество ==
 +
 
 +
С 1953 г. работал над романом, который вышел в 1961 г. под названием «Поправка-22» (в русском переводе впервые опубликован в 1967 г. под названием «Уловка-22»).  
 +
 
 +
Отзывы критики были противоречивы, но успех у публики неуклонно рос, и через 25 лет общий тираж книги, переведенной на многие языки, достиг десяти миллионов.  
 +
 
 +
Автор воспользовался материалом Второй мировой войны, но сатирическое изображение воинской службы с ее бездумным исполнением любого приказа, демонстрацией патриотизма, жестокостью к чужим и своим оказалось близким поколению, протестовавшему против войны во Вьетнаме.  
 +
 
 +
Герой романа Иоссарион приходит к выводу, что его основной долг — спасти собственную жизнь, и не только от опасности, но и от военной бюрократии.  
 +
 
 +
Во втором романе «Что-то случилось» (1974), продолжая атаку на общественные стереотипы, Хеллер развенчивает главного идола американской жизни — успех.  
 +
 
 +
По мере своего продвижения наверх рассказчик, идеальный служащий преуспевающей фирмы, утрачивает человеческие черты.  
 +
 
 +
В романе «Чистое золото» (1979) сатира распространяется на Белый дом. В образе профессора Голда, которому не дают покоя лавры [[Киссинджер, Генри Альфред|Г. Киссинджера]], Хеллер пытается обобщить черты еврея-интеллектуала, жертвующего достоинством ради карьеры.
В 1981 г. у Хеллера внезапно началось тяжелое заболевание нервной системы. Эти мучительные переживания нашли выражение в мемуарной, пронизанной самоиронией книге «Не шутейное дело» (1986), где главы, написанные самим Хеллером, чередуются с главами, принадлежащими перу его друга С. Фохля, благодаря которому писатель сумел преодолеть страдания.
В 1981 г. у Хеллера внезапно началось тяжелое заболевание нервной системы. Эти мучительные переживания нашли выражение в мемуарной, пронизанной самоиронией книге «Не шутейное дело» (1986), где главы, написанные самим Хеллером, чередуются с главами, принадлежащими перу его друга С. Фохля, благодаря которому писатель сумел преодолеть страдания.
-
В 1984 г. вышла первая историческая книга Хеллера «Бог знает» — «исповедь» состарившегося царя [[Давид|Давида]], рассказывающего свою настоящую историю, которая в [[Библия|Библии]] якобы искажена. Пародийный эффект достигается в книге не столько новой трактовкой событий, сколько контрастом библейского высокого стиля с современным разговорным языком. Второй исторический роман Хеллера «Изобразите это» (1988) посвящен Голландии эпохи [[Рембрандт, Харменс Ван Рейн|Рембрандта]] и античным [[Афины|Афинам]]. В центре книги — отношения искусства и циничной правды жизни, замешанной на «деньгах и войне». Исторический скептицизм автора воплощен в образе Сократа.
+
В 1984 г. вышла первая историческая книга Хеллера «Бог знает» — «исповедь» состарившегося царя [[Давид|Давида]], рассказывающего свою настоящую историю, которая в [[Библия|Библии]] якобы искажена.  
 +
 
 +
Пародийный эффект достигается в книге не столько новой трактовкой событий, сколько контрастом библейского высокого стиля с современным разговорным языком.  
 +
 
 +
Второй исторический роман Хеллера «Изобразите это» (1988) посвящен Голландии эпохи [[Рембрандт, Харменс Ван Рейн|Рембрандта]] и античным [[Афины|Афинам]].  
 +
 
 +
В центре книги — отношения искусства и циничной правды жизни, замешанной на «деньгах и войне». Исторический скептицизм автора воплощен в образе Сократа.
 +
 
 +
В романе «Время закрытия» (1994) Хеллер возвращается к постаревшим героям «Поправки-22», которых наделяет чертами собственной биографии.  
-
В романе «Время закрытия» (1994) Хеллер возвращается к постаревшим героям «Поправки-22», которых наделяет чертами собственной биографии. Фантастико-саркастические главы о великом дельце Мило Миндербиндере, о военно-промышленном комплексе или о капеллане, который занимается производством тяжелой воды, перемежаются реалистическими фрагментами, посвященными детству, болезни, старости, где фантасмагория и острословие уступают место лирическому тону.
+
Фантастико-саркастические главы о великом дельце Мило Миндербиндере, о военно-промышленном комплексе или о капеллане, который занимается производством тяжелой воды, перемежаются реалистическими фрагментами, посвященными детству, болезни, старости, где фантасмагория и острословие уступают место лирическому тону.
 +
== Мнение критики ==
Творчеству Хеллера посвящен ряд монографий и множество статей. Некоторые критики упрекали его за рыхлость композиции, растянутость, избыточность словесной игры, другие подчеркивали, что парадоксальная стилистика, черный юмор помогают писателю воспроизвести действительность, в которой абсурд воспринимается как норма.
Творчеству Хеллера посвящен ряд монографий и множество статей. Некоторые критики упрекали его за рыхлость композиции, растянутость, избыточность словесной игры, другие подчеркивали, что парадоксальная стилистика, черный юмор помогают писателю воспроизвести действительность, в которой абсурд воспринимается как норма.

Версия 18:25, 23 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хеллер, Джозеф (Heller, Joseph; 1923, Нью-Йорк, – 1999, там же), американский писатель.

Биографические сведения

Вырос в Бруклине в семье иммигрантов. Отец, социалист, приехавший в 1913 г. в Америку из России и работавший водителем грузовика, умер, когда Хеллеру было пять лет.

Окончив в 1941 г. школу, Хеллер стал учеником кузнеца, потом служащим.

С 1942 г. служил в ВВС, совершил более 60 боевых полетов над Средиземноморьем.

В 1948 г. окончил Нью-Йоркский университет, в 1949 г. продолжил изучение английской литературы в Оксфорде, где начал писать рассказы, преимущественно о страданиях еврейских семей во время «великой депрессии».

В 1950–52 гг. преподавал в колледже (впоследствии университет) штата Пенсильвания, печатал рассказы, в которых ощущалось влияние Э. Хемингуэя. Не вписавшись в академическую среду, Хеллер занялся рекламой, сотрудничал с журналом «Тайм», «Лайф» и другими.

Творчество

С 1953 г. работал над романом, который вышел в 1961 г. под названием «Поправка-22» (в русском переводе впервые опубликован в 1967 г. под названием «Уловка-22»).

Отзывы критики были противоречивы, но успех у публики неуклонно рос, и через 25 лет общий тираж книги, переведенной на многие языки, достиг десяти миллионов.

Автор воспользовался материалом Второй мировой войны, но сатирическое изображение воинской службы с ее бездумным исполнением любого приказа, демонстрацией патриотизма, жестокостью к чужим и своим оказалось близким поколению, протестовавшему против войны во Вьетнаме.

Герой романа Иоссарион приходит к выводу, что его основной долг — спасти собственную жизнь, и не только от опасности, но и от военной бюрократии.

Во втором романе «Что-то случилось» (1974), продолжая атаку на общественные стереотипы, Хеллер развенчивает главного идола американской жизни — успех.

По мере своего продвижения наверх рассказчик, идеальный служащий преуспевающей фирмы, утрачивает человеческие черты.

В романе «Чистое золото» (1979) сатира распространяется на Белый дом. В образе профессора Голда, которому не дают покоя лавры Г. Киссинджера, Хеллер пытается обобщить черты еврея-интеллектуала, жертвующего достоинством ради карьеры.

В 1981 г. у Хеллера внезапно началось тяжелое заболевание нервной системы. Эти мучительные переживания нашли выражение в мемуарной, пронизанной самоиронией книге «Не шутейное дело» (1986), где главы, написанные самим Хеллером, чередуются с главами, принадлежащими перу его друга С. Фохля, благодаря которому писатель сумел преодолеть страдания.

В 1984 г. вышла первая историческая книга Хеллера «Бог знает» — «исповедь» состарившегося царя Давида, рассказывающего свою настоящую историю, которая в Библии якобы искажена.

Пародийный эффект достигается в книге не столько новой трактовкой событий, сколько контрастом библейского высокого стиля с современным разговорным языком.

Второй исторический роман Хеллера «Изобразите это» (1988) посвящен Голландии эпохи Рембрандта и античным Афинам.

В центре книги — отношения искусства и циничной правды жизни, замешанной на «деньгах и войне». Исторический скептицизм автора воплощен в образе Сократа.

В романе «Время закрытия» (1994) Хеллер возвращается к постаревшим героям «Поправки-22», которых наделяет чертами собственной биографии.

Фантастико-саркастические главы о великом дельце Мило Миндербиндере, о военно-промышленном комплексе или о капеллане, который занимается производством тяжелой воды, перемежаются реалистическими фрагментами, посвященными детству, болезни, старости, где фантасмагория и острословие уступают место лирическому тону.

Мнение критики

Творчеству Хеллера посвящен ряд монографий и множество статей. Некоторые критики упрекали его за рыхлость композиции, растянутость, избыточность словесной игры, другие подчеркивали, что парадоксальная стилистика, черный юмор помогают писателю воспроизвести действительность, в которой абсурд воспринимается как норма.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХЕЛЛЕР Джозеф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация