Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хол hа-Мо‘эд» в «Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Хол hа-Моэд''' (חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד, буквально `будни праздника`), дни в [[Песах]] и [[Суккот]], не обладающие статусом праздника, но и не будни. | '''Хол hа-Моэд''' (חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד, буквально `будни праздника`), дни в [[Песах]] и [[Суккот]], не обладающие статусом праздника, но и не будни. | ||
+ | == В Пятикнижии == | ||
+ | |||
+ | [[Библия]] не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в [[Суббота|субботу]], предписывается не совершать созидательного [[Труд|труда]] (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд. | ||
- | + | В течение этих семи дней предписано совершать добавочное [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] — [[Мусаф|мусаф]]. | |
+ | == В Талмуде == | ||
- | Только в [[Талмуд|Талмуде]] промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд | + | Только в [[Талмуд|Талмуде]] промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд. |
- | В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14). Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. В [[Мидраш|мидраше]] [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]] написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян. Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из [[Амораи|амораев]] сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно [[Мишна|Мишне]] (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. [[Брак]]). В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, [[Тосефта|Тосефты]] и Талмуда. | + | Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава [[Хуна|Хуны]]. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б). |
+ | == В Устном Законе == | ||
+ | |||
+ | В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов. | ||
+ | |||
+ | Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд» (Тос., МК. 1:11). | ||
+ | |||
+ | В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14). | ||
+ | |||
+ | Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. | ||
+ | |||
+ | В [[Мидраш|мидраше]] [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]] написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян. | ||
+ | |||
+ | Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из [[Амораи|амораев]] сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно [[Мишна|Мишне]] (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. [[Брак]]). | ||
+ | |||
+ | В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. | ||
+ | |||
+ | Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, [[Тосефта|Тосефты]] и Талмуда. | ||
{{ElevenCopyRight|14541|ХОЛ hа-МОЭД}} | {{ElevenCopyRight|14541|ХОЛ hа-МОЭД}} |
Версия 12:11, 20 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хол hа-Моэд (חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד, буквально `будни праздника`), дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.
В Пятикнижии
Библия не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.
В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношение — мусаф.
В Талмуде
Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.
Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
В Устном Законе
В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.
Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд» (Тос., МК. 1:11).
В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14).
Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.
В мидраше Псикта де-рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.
Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно Мишне (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. Брак).
В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы.
Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОЛ hа-МОЭД в ЭЕЭ