Хевра Каддиша (погребальное объединение)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хевра Каддиша» в «Хевра Каддиша (погребальное объединение)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Хевра Каддиша''' (חֶבְרָה קַדִּישָא, на арамейском חֶבְרָא קָדִּישָא; `святое общество`), погребальное братство — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к [[Погребение|погребению]], проводят обряд похорон. Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное [[Иаков|Иаковом]] [[Иосиф|Иосифу]], толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить). | '''Хевра Каддиша''' (חֶבְרָה קַדִּישָא, на арамейском חֶבְרָא קָדִּישָא; `святое общество`), погребальное братство — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к [[Погребение|погребению]], проводят обряд похорон. Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное [[Иаков|Иаковом]] [[Иосиф|Иосифу]], толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить). | ||
+ | == Возникновение имени == | ||
- | Специальные люди, занимающиеся погребением (хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в [[Талмуд|Талмуде]] (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей (см. [[Хавура]]), сведущих в законах [[Чистота И Нечистота Ритуальные|чистоты и нечистоты ритуальных]] | + | Специальные люди, занимающиеся погребением (хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в [[Талмуд|Талмуде]] (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей (см. [[Хавура]]), сведущих в законах [[Чистота И Нечистота Ритуальные|чистоты и нечистоты ритуальных]]. |
- | Первое упоминание о деятельности Хевра каддиша содержится в [[Респонсы|респонсах]] раввина Шимона бен Цемаха Дурана (см. [[Дуран, семья]]) | + | Вероятно, упоминаемое в Талмуде слово хавурта использовано в названии Хевра каддиша, возникшей в средние века. |
+ | == Первое упоминание == | ||
+ | |||
+ | Первое упоминание о деятельности Хевра каддиша содержится в [[Респонсы|респонсах]] раввина Шимона бен Цемаха Дурана (см. [[Дуран, семья]]). | ||
- | Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]], [[Хеспед]], [[Траур]]). Со статусом умершего и обычаями [[Погребение|погребения]] связано множество hалахот (см. [[Галаха]]). Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в [[Устный Закон|Устном Законе]], которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом. Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и галахическим авторитетом обычно был [[Раввин|раввин]] общины. Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских [[Кладбище|кладбищ]], Хевра каддиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы. Часто Хевра каддиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины. Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины (см. [[Благотворительность|Благотворительность]]) и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди. Хевра каддиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить. | + | Первый из известных документов Хевры помечен 1564 г., когда раввин Элиэзер Ашкенази основал в [[Прага|Праге]] погребальное братство. |
+ | |||
+ | В 16 в. в общинах Европы возникли профессиональные союзы и добровольные общества, занимавшиеся различными видами [[Благотворительность|благотворительности]]. | ||
+ | |||
+ | Как правило, эти общества называли себя хевра или хавура, нередко добавляли к своему названию слово каддиша или кдоша, однако со временем только сообщества, занимавшиеся погребением, сохранили это название. | ||
+ | |||
+ | Члены Хевры на добровольных началах производили все действия, связанные со [[Смерть|смертью]] и погребением: они начинали свою работу, ухаживая за умирающим, а заканчивали установкой [[Надгробие|надгробия]]. | ||
+ | |||
+ | Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]], [[Хеспед]], [[Траур]]). | ||
+ | |||
+ | Со статусом умершего и обычаями [[Погребение|погребения]] связано множество hалахот (см. [[Галаха]]). | ||
+ | |||
+ | Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в [[Устный Закон|Устном Законе]], которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом. | ||
+ | |||
+ | Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и галахическим авторитетом обычно был [[Раввин|раввин]] общины. | ||
+ | |||
+ | Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских [[Кладбище|кладбищ]], Хевра каддиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы. | ||
+ | |||
+ | Часто Хевра каддиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины. | ||
+ | |||
+ | Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины (см. [[Благотворительность|Благотворительность]]) и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди. | ||
+ | |||
+ | Хевра каддиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить. | ||
В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был [[Габбай|габбай]] (`сборщик налогов`, `староста`). В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. [[Бар-Мицва|Бар-мицва]]) можно было вступить в [[Право Наследования|право наследования]]. | В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был [[Габбай|габбай]] (`сборщик налогов`, `староста`). В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. [[Бар-Мицва|Бар-мицва]]) можно было вступить в [[Право Наследования|право наследования]]. |
Версия 16:57, 17 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хевра Каддиша (חֶבְרָה קַדִּישָא, на арамейском חֶבְרָא קָדִּישָא; `святое общество`), погребальное братство — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к погребению, проводят обряд похорон. Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное Иаковом Иосифу, толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить).
Возникновение имени
Специальные люди, занимающиеся погребением (хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в Талмуде (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей (см. Хавура), сведущих в законах чистоты и нечистоты ритуальных.
Вероятно, упоминаемое в Талмуде слово хавурта использовано в названии Хевра каддиша, возникшей в средние века.
Первое упоминание
Первое упоминание о деятельности Хевра каддиша содержится в респонсах раввина Шимона бен Цемаха Дурана (см. Дуран, семья).
Первый из известных документов Хевры помечен 1564 г., когда раввин Элиэзер Ашкенази основал в Праге погребальное братство.
В 16 в. в общинах Европы возникли профессиональные союзы и добровольные общества, занимавшиеся различными видами благотворительности.
Как правило, эти общества называли себя хевра или хавура, нередко добавляли к своему названию слово каддиша или кдоша, однако со временем только сообщества, занимавшиеся погребением, сохранили это название.
Члены Хевры на добровольных началах производили все действия, связанные со смертью и погребением: они начинали свою работу, ухаживая за умирающим, а заканчивали установкой надгробия.
Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему (см. Хазкарат нешамот, Хеспед, Траур).
Со статусом умершего и обычаями погребения связано множество hалахот (см. Галаха).
Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в Устном Законе, которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом.
Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и галахическим авторитетом обычно был раввин общины.
Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских кладбищ, Хевра каддиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы.
Часто Хевра каддиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины.
Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины (см. Благотворительность) и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди.
Хевра каддиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить.
В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был габбай (`сборщик налогов`, `староста`). В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. Бар-мицва) можно было вступить в право наследования.
Члены Хевры вели учет своей деятельности, записывая все в специальную книгу — пинкас Хевра каддиша. Как и у остальных профессиональных союзов в Европе в средние века, у Хевры был свой знаменательный день. В этот день проходили различные церемонии; объявлялся пост, после окончания которого происходила большая праздничная трапеза. Во многих общинах днем Хевра каддиша было 7 адара — согласно Аггаде, день смерти Моисея. Этот обычай существует в ряде общин по сей день.
В настоящее время в Израиле у каждой общины существует своя Хевра каддиша (только в Иерусалиме 15 различных обществ); это связано с тем, что обряды погребения у выходцев из разных стран отличаются друг от друга.
См. также Община.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХЕВРА КАДДИША в ЭЕЭ