Хаваццелет (газета)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хаваццелет» в «Хаваццелет (газета)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''«Хаваццелет»''' (״חֲבַצֶּלֶת״, `лилия`), газета на языке иврит, выходившая в Иерусалиме в 1863–64 гг., а затем с конца 1870 г. по 1911 г. | + | '''«Хаваццелет»''' (״חֲבַצֶּלֶת״, `лилия`), газета на языке иврит, выходившая в Иерусалиме в 1863–64 гг., а затем с конца 1870 г. по 1911 г. |
+ | == Основание == | ||
- | + | Газета была основана И. Баком (1797–1874), первый номер вышел в свет 13 июля. «Хаваццелет» была задумана как ежемесячник, однако со второго номера 1864 г. стала еженедельником. | |
+ | == История газеты == | ||
+ | |||
+ | После перерыва газета начала выходить в 1870 г.; в ее издании участвовал зять И. Бака, И. Д. Фрумкин (см. [[Фрумкин, семья]]), вскоре ставший редактором «Хаваццелет». | ||
- | + | В 1908 г. был увеличен объем газеты и она выходила три раза в неделю; в 1911 г. газета вновь стала еженедельником. | |
- | + | В 1870–71 гг. издавалось также приложение на идиш «Ди розе» и литературное приложение — «Пирхей Хаваццелет». | |
+ | |||
+ | В 1882 г. было предпринято издание приложения на французском языке под названием «Газетт де Жерузалем». | ||
+ | |||
+ | В 1884 г. под редакцией [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуды]] печаталось приложение «Мевассерет Цион». | ||
+ | == Идеологическая направленность == | ||
+ | |||
+ | «Хаваццелет» издавали хасиды (см. [[Хасидизм]]); в то время большинство в ашкеназской части [[Ишув|ишува]] в [[Иерусалим|Иерусалиме]] составляли противники хасидов — прушим (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]), поэтому «Хаваццелет» стояла в оппозиции к руководству ишува и поддерживала программы еврейского заселения Эрец-Исраэль (см. [[Алкалай, Иехуда Бен Шломо Хай|Иехуда Алкалай]]), против которых выступали иерусалимские ашкеназские раввины. | ||
+ | |||
+ | Это послужило причиной острого конфликта между «Хаваццелет» и ежемесячником «hа-Леванон» (первая газета на иврите в Эрец-Исраэль, начавшая выходить в свет на месяц раньше, чем «Хаваццелет»). | ||
+ | |||
+ | В 1873 г. «Хаваццелет» подвергла критике руководителей благотворительных организаций, занимавшихся распределением пожертвований (см. [[Халукка]]). Эти организации, в свою очередь, объявили газете и ее издателям бойкот. | ||
+ | |||
+ | «Хаваццелет» выступала в защиту идеи «продуктивизации» еврейского ишува в Эрец-Исраэль, в первую очередь, за счет развития еврейского сельского хозяйства. | ||
+ | |||
+ | Газета не поддерживала программы [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]], поскольку он симпатизировал руководителям фондов халукки. | ||
+ | |||
+ | После [[Погромы|погромов]] начала 1880-х гг. в [[Россия|России]] газета выступила в поддержку [[Алия|алии]] и призывала новоприбывших селиться на землях вокруг [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]]. | ||
+ | |||
+ | С прибытием первой волны алии из России и из [[Йемен|Йемена]] «Хаваццелет» писала о необходимости помочь [[Оле|олим]], облегчить их интеграцию в сельском хозяйстве и в иерусалимском ишуве. | ||
+ | |||
+ | Осенью 1884 г. Э. Бен-Иеhуда основал еженедельник «hа-Цви», и вскоре начался процесс идеологического размежевания между изданиями: «Хаваццелет» стала выразителем взглядов старого ишува Иерусалима, в то время как «hа-Цви» ориентировался на новый ишув, в первую очередь, на сельскохозяйственные поселения (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]). | ||
+ | |||
+ | Изменив своим прежним принципам, «Хаваццелет» стала поддерживать систему халукки, выступала против просветительской программы, которую она защищала в 1870-х гг., а позднее стала в оппозицию к политическому [[Сионизм|сионизму]]. | ||
«Хаваццелет» взрастила поколение писателей и публицистов, главным образом, представителей старого ишува, которые сыграли значительную роль в литературной, научной и общественной жизни Иерусалима и Эрец-Исраэль. | «Хаваццелет» взрастила поколение писателей и публицистов, главным образом, представителей старого ишува, которые сыграли значительную роль в литературной, научной и общественной жизни Иерусалима и Эрец-Исраэль. |
Версия 09:00, 14 января 2013
Источник: | ||||||||
|
«Хаваццелет» (״חֲבַצֶּלֶת״, `лилия`), газета на языке иврит, выходившая в Иерусалиме в 1863–64 гг., а затем с конца 1870 г. по 1911 г.
Основание
Газета была основана И. Баком (1797–1874), первый номер вышел в свет 13 июля. «Хаваццелет» была задумана как ежемесячник, однако со второго номера 1864 г. стала еженедельником.
История газеты
После перерыва газета начала выходить в 1870 г.; в ее издании участвовал зять И. Бака, И. Д. Фрумкин (см. Фрумкин, семья), вскоре ставший редактором «Хаваццелет».
В 1908 г. был увеличен объем газеты и она выходила три раза в неделю; в 1911 г. газета вновь стала еженедельником.
В 1870–71 гг. издавалось также приложение на идиш «Ди розе» и литературное приложение — «Пирхей Хаваццелет».
В 1882 г. было предпринято издание приложения на французском языке под названием «Газетт де Жерузалем».
В 1884 г. под редакцией Э. Бен-Иехуды печаталось приложение «Мевассерет Цион».
Идеологическая направленность
«Хаваццелет» издавали хасиды (см. Хасидизм); в то время большинство в ашкеназской части ишува в Иерусалиме составляли противники хасидов — прушим (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк), поэтому «Хаваццелет» стояла в оппозиции к руководству ишува и поддерживала программы еврейского заселения Эрец-Исраэль (см. Иехуда Алкалай), против которых выступали иерусалимские ашкеназские раввины.
Это послужило причиной острого конфликта между «Хаваццелет» и ежемесячником «hа-Леванон» (первая газета на иврите в Эрец-Исраэль, начавшая выходить в свет на месяц раньше, чем «Хаваццелет»).
В 1873 г. «Хаваццелет» подвергла критике руководителей благотворительных организаций, занимавшихся распределением пожертвований (см. Халукка). Эти организации, в свою очередь, объявили газете и ее издателям бойкот.
«Хаваццелет» выступала в защиту идеи «продуктивизации» еврейского ишува в Эрец-Исраэль, в первую очередь, за счет развития еврейского сельского хозяйства.
Газета не поддерживала программы М. Монтефиоре, поскольку он симпатизировал руководителям фондов халукки.
После погромов начала 1880-х гг. в России газета выступила в поддержку алии и призывала новоприбывших селиться на землях вокруг Петах-Тиквы.
С прибытием первой волны алии из России и из Йемена «Хаваццелет» писала о необходимости помочь олим, облегчить их интеграцию в сельском хозяйстве и в иерусалимском ишуве.
Осенью 1884 г. Э. Бен-Иеhуда основал еженедельник «hа-Цви», и вскоре начался процесс идеологического размежевания между изданиями: «Хаваццелет» стала выразителем взглядов старого ишува Иерусалима, в то время как «hа-Цви» ориентировался на новый ишув, в первую очередь, на сельскохозяйственные поселения (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк).
Изменив своим прежним принципам, «Хаваццелет» стала поддерживать систему халукки, выступала против просветительской программы, которую она защищала в 1870-х гг., а позднее стала в оппозицию к политическому сионизму.
«Хаваццелет» взрастила поколение писателей и публицистов, главным образом, представителей старого ишува, которые сыграли значительную роль в литературной, научной и общественной жизни Иерусалима и Эрец-Исраэль.
См. также Периодическая печать. Эрец-Исраэль.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «ХАВАЦЦЕЛЕТ» в ЭЕЭ