Хайнеман, Ицхак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Философы по алфавиту» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Еврейские философы» с помощью HotCat)
Строка 62: Строка 62:
[[Категория:Учёные Израиля]]
[[Категория:Учёные Израиля]]
[[Категория:Философы по алфавиту]]
[[Категория:Философы по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские философы]]

Версия 20:22, 13 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хайнеман, Ицхак (Heinemann, Isaac; 1876, Франкфурт-на-Майне, – 1957, Иерусалим), израильский философ и ученый.

Биографические сведения

Получил университетское образование в Германии, учился также в Берлинской раввинской семинарии.

В 1918–38 гг. читал лекции по еврейской литературе и философии в Еврейской теологической семинарии в Бреслау (см. Вроцлав), где со временем получил пост профессора.

С 1920 г. был редактором «Монатсшрифт фюр гешихте унд виссеншафт дес юдентумс».

В 1939 г. поселился в Иерусалиме, продолжал изучение еврейской философии.

Труды

Среди трудов Хайнемана по эллинистической и средневековой еврейской философии на немецком языке написаны: «Греческий источник Премудрости Соломона» (1921; см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), «Метафизические сочинения Посидония» (1921–28), «Учение о предназначении человека в греко-римской древности и в еврейском средневековье» (1926), «Греческое и еврейское образование Филона» (тт. 1–2; 1929–32), «Древние еврейские аллегории» (1936); на иврите: «Таамей hа-мицвот бе-сифрут Исраэль» («Обоснования заповедей в еврейской литературе», 1942–57) и «Дархей hа-Аггада» («Пути Аггады», 1950). В 1947 г. Хайнеман опубликовал сокращенный комментированный перевод на английском языке «Сефер hа-кузари» Иехуды hа-Леви.

Свои философские взгляды на проблемы современного еврейства и влияние на него европейской культуры Хайнеман выразил в опубликованных по-немецки лекциях «Современные проблемы в свете еврейского жизненного мировоззрения» (1921) и очерках «Исторические корни гуманистической мысли нового времени» (1930).

В этих трудах ученый рассматривает такие актуальные проблемы, как милитаризм и пацифизм, анализируя подходы, основанные на греческой, христианской и немецкой традициях, в сравнении с еврейским подходом в Священном Писании.

Эти сравнения позволили Хайнеману сделать вывод о правильности еврейского подхода и о том, что еврейство должно опираться на свою собственную традицию и занять место в мировой культуре не путем отказа от своей веры, а напротив, путем приверженности к ней.

В труде «Учение о предназначении человека в греко-римской древности и в еврейском средневековье» Хайнеман доказывал, что хотя еврейская философия восприняла идеи греческой, это произошло лишь после того, как учения Аристотеля и Платона были реинтерпретированы в духе иудаизма и христианства и впитали в себя эсхатологическое мировоззрение.

Поэтому греческое влияние на иудаизм не привело к внутреннему конфликту в нем, а напротив, способствовало развитию оригинальной еврейской философской мысли, которая, в свою очередь, оказала влияние на европейскую культуру и которая поэтому образует важное звено в истории западной философии.

Признание заслуг

В 1955 г. был удостоен Государственной премии Израиля по иудаистике.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙНЕМАН Ицхак в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация