Каббалисты Цфата (16 в.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(создание статьи)
Следующая правка →

Версия 15:04, 8 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Дата создания: 08/01/2013

Каббалисты Цфата - своеобразная группа каббалистов, объединённых скорее общим местом — Цфатом, — чем общим учением

История

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошло после изгнания евреев из Испании в 1492 г., приведшее к мощному взрыву мессианского стремления.

В Каббале складываются два основных направления: «классическое», развивающее и систематизирующее уже известные теории испанской каббалы, и новое, сложившееся в результате миграции нескольких наиболее учёных испанских каббалистов в Цфате в Галилее.

Так Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине XVI в.

Кабалисты Цфата

Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алкабец, Иосеф Каро и Ицхак Лурия.

Учение Моше Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой ее демифологизации и подведения под нее философской базы. Одной из основных проблем, стоявших перед Кордоверо, являлась диалектика единства и множества: перехода от скрытого Бога — Эйн Соф (понятие, тождественное трансцендентной, неизменяемой, простой первопричине в средневековой философии) к сфирот — сложному, хотя и Божественному множеству. Чтобы объяснить этот переход, Кордоверо вводит в свою теорию три световые сущности (цахцахот), потенциально пребывающие в Эйн-Соф. Вечное существование этих промежуточных сущностей обеспечивает логически непротиворечивый переход от единства к множеству.

Несмотря на важное место, принадлежащее в истории каббалы учению Кордоверо, оно не получило распространения, частично в силу своего абстрактного характера, но главным образом из-за появления и расцвета лурианской каббалы. Огромное влияние этого учения на последующие поколения, несомненно, связано с трагедией, постигшей испанское еврейство.

Изгнание евреев из Испании было воспринято современниками как космическая катастрофа, предвещающая конец мира. Последующие поколения жили в ожидании космических перемен, которые будут одновременно переменами в судьбе еврейского народа.

Примечания

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Каббала в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация