Каббала
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Проблема соотношения каббалы и гностики: оформление) |
м (→Ранняя еврейская мистика: дополнение) |
||
Строка 62: | Строка 62: | ||
Каббала как отдельный аспект иудаизма начала выделяться во времена Талмуда. В эту эпоху вообще произошло выделение из общего дерева иудаизма отдельных предметов – галахи (законодательства), агады (рассказов и историй), и также каббалы. | Каббала как отдельный аспект иудаизма начала выделяться во времена Талмуда. В эту эпоху вообще произошло выделение из общего дерева иудаизма отдельных предметов – галахи (законодательства), агады (рассказов и историй), и также каббалы. | ||
+ | Источниками каббалы считаются следующие. | ||
- | + | ==== Мистические отрывки ТаНаХа ==== | |
- | + | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в [[Эрец-Исраэль]] и [[Вавилония|Вавилонии]] на основании первой главы книги [[Бытие]] и первой главы книги пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] — ''маасе брешит'' и ''маасе меркава''; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием '''сифрут hа-[[меркава]]''' (`литература колесницы`), или '''сифрут hа-хехалот''' (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут hа-хехалот являются видения мистиков (''иордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой [[Апокалиптическая Литература]] ([[книга Эноха]], четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ [[ангел]]а [[Метатрон]]а. | |
- | + | ====[[Сефер Йецира]]==== | |
- | + | Сефер Йецира ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), вероятно, написанная между II и VI вв. в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система [[сфирот]], но здесь она находится еще в начальном, не разработанном, как в последующей каббале, состоянии. | |
- | + | ||
{{main|Сефер Йецира}} | {{main|Сефер Йецира}} | ||
- | + | ==== Книги 6–8 века ==== | |
- | + | Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». | |
+ | |||
+ | Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва [[Кдушша]] и многие гимны, включенные в литургию [[Десять Дней Покаяния|Десяти дней покаяния]]). | ||
+ | ==== [[Хасидей Ашкеназ]] ==== | ||
+ | Оформлению каббалы предшествовало появление в 12 в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — [[Хасидей Ашкеназ]]. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом [[херувим]]е (торат hа-крув hа-меюхад). Хасидей Ашкеназ ([[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид]], [[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]]) проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в [[Молитва|молитве]] (каввана). | ||
+ | ==== Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье ==== | ||
=== Каббала в Провансе 12 в. === | === Каббала в Провансе 12 в. === |
Версия 13:40, 8 января 2013
Источник: | ||||||||||||
|
Данная статья импортирована из Википедии и пока еще не редактировалась в Ежевике.
В некоторых частях этой статья информация приведена неадекватно, и в дальнейшем она должна быть исправлена. |
Каббала |
|
Святые книги | |
Сефер Ецира • Книга Зогар • Эц Хаим | |
Основы | |
Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот |
|
Каббалисты | |
РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь |
|
Миры Абеа | |
Адам Кадмон • Ацилут • Брия |
|
Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предании») — эзотерический (мистический) аспект иудаизма. Открытые публикации по каббале появились в XII веке. С тех пор каббала играет важную роль в еврейском религиозном мире.
Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей природы и человека, смысла существования.
Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.
Следует особенно отметить, что мудрецы каббалы во всех поколениях были выдающимися раввинами, знатоками еврейского учения во всех его аспектах, Письменной и Устной Торы, строго соблюдающими все предписания иудаизма. Главные каббалистические авторитеты были одновременно авторитетами Галахи, и именно они сформировали иудаизм в течение поколений. Поэтому каббала неотделима от иудаизма, его развития и реализации как в древности, так и сегодня.
Характеристика каббалы
Как и любая мистика, каббала основана на желании человека непосредственно воспринимать Божественность. Но кроме этого стремления и специфического каббалистического мистического опыта, который очень трудно передать словами (и который, однако, каббалисты пытались передать), есть еще философский аспект каббалы, описывающий структуру Божественности (теософию) и взаимовлияние человека и Бога (теургию).
В теософии специфической особенностью каббалы является представление о сфирот – различных аспектах Божественности, через которые проявляется Божественное управление миром. Именно система сфирот является характеристическим признаком каббалы; поэтому элементы еврейской мистики, которые не содержат этой системы (или содержат ее в недостаточно развитом виде) относят скорее к источникам или предварительным элементам каббалы.
Классическая каббала Прованса и Испании содержала систему сфирот в разработанном и развернутом виде. Каббалистический подход утверждает, что все уровни мироздания подобны друг другу. Это означает, что система Десяти сфирот – не только система Божественного управления миром, но также система сотворения мира, а также система устройства человеческой души, и также система устройства национальной еврейской души. Более того, любая цельная часть мироздания (в том числе, каждая из сфирот) содержит в себе ту же самую систему Десяти сфирот. Такая фрактальная (подобная себе на всех уровнях, где высшие уровни отражаются и в низших, и в деталях, и каждая деталь подобна общему) дает возможность каждому человеку, заглянув внутрь себя, понять устройство мира. Тем самым изучение каббалы сводится не к простому описанию сфирот, а к тому, чтобы прочувствовав их в самом себе, научиться чувствовать их в мироздании, и через это подобие правильно понимать мир и правильно с ним взаимодействовать.
Статус каббалы
Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.
Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания Торы, называемые «Пардес»(букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:
- «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
- «Ремез» — букв. «намёк»;
- «Драш» — толкование;
- «Сод» — тайна.
Таким образом, иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Поэтому считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, однако оно может быть успешным лишь при условии, что сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона и Учения.
Понятие "каббалист"
Каббалист (на иврите – "мекубаль") – это носитель каббалы. Но это понятие включает не просто изучение или знание каббалы.
История развития Каббалы
Ранняя еврейская мистика
Поскольку специфической особенностью каббалы является понятийный аппарат, основанный на системе сфирот, то ранние мистические тексты, в которых еще нет этого аппарата, обычно не относят к каббале (хотя они могут быть отнесены к уровню "сод", т.е. тайное – внутреннее, эзотерическое - содержание еврейских текстов и учения); они считаются предварением каббалы или ее источниками.
Каббала как отдельный аспект иудаизма начала выделяться во времена Талмуда. В эту эпоху вообще произошло выделение из общего дерева иудаизма отдельных предметов – галахи (законодательства), агады (рассказов и историй), и также каббалы.
Источниками каббалы считаются следующие.
Мистические отрывки ТаНаХа
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля — маасе брешит и маасе меркава; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием сифрут hа-меркава (`литература колесницы`), или сифрут hа-хехалот (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут hа-хехалот являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой Апокалиптическая Литература (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона.
Сефер Йецира
Сефер Йецира (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»), вероятно, написанная между II и VI вв. в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система сфирот, но здесь она находится еще в начальном, не разработанном, как в последующей каббале, состоянии.
Книги 6–8 века
Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен».
Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдушша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния).
Хасидей Ашкеназ
Оформлению каббалы предшествовало появление в 12 в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — Хасидей Ашкеназ. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом херувиме (торат hа-крув hа-меюхад). Хасидей Ашкеназ (Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид, Элазар бен Иехуда из Вормса) проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в молитве (каввана).
Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье
Каббала в Провансе 12 в.
Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы: в их текстах система сфирот предстает в более развернутом виде, но в них еще нет многих важнейших понятий, характерных для классической каббалы последующих столетий.
Сефер hа-Баhир
Опубликованная в 1200 г. книга «Сефер hа-Баhир» (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) была наиболее влиятельным и цитируемым текстом каббалы до публикации «Зоhара». Его цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на «Сефер Йецира». К нему «Баhир» постоянно обращался раби Моше бен Нахман (Рамбан)в своем комментарии к Торе. Кроме того, «Баhир» обширно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».
Испанская каббала 13-15 вв.
Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.
Нахманид
Рабби Моше бен Нахман (Нахманид) был одним из величайших испанских каббалистов XIII в. Он, однако не написал отдельной книги, посвященной каббале, но включал каббалистические идеи в другие свои книги, например, в комментарии к Торе, избегая при этом чисто каббалистической терминологии.
Книга «Зоhар»
Наиболее знаменитой каббалистической книгой является книга «Зоhар» (ивр. זוהר, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. рабби Моше де-Леоном и ставшая для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. .
«Зоhар» оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и в целом на духовную жизнь еврейства.
Цфатская школа (XVI в.)
На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошло после изгнания евреев из Испании в 1492 г., приведшее к мощному взрыву мессианского стремления. В результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине XVI в.
Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алькабец, Йосеф Каро и Ицхак Лурия.
Учение Ари
Огромный и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них, р. Хаим Виталь, (при помощи своего сына, Шмуэля Виталя,) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי). Эта книга стала второй по важности после Книги Зоhар. Одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари» является книга «Эц Хаим» («Древо Жизни»).
Изменения, которые Ари внес в каббалу, заключаются, прежде всего, в динамичном к ней подходе. В то время как испанская школа занималась, в основном, описанием системы сфирот и их соотношениями, Ари показывает динамику возникновения и развития системы сфирот. Переход к динамическому восприятию сфирот кореллировал с общим переходом мира от Средневековья к Новому времени, когда статика Средневековья сменилась динамическим восприятием мира, свойственным людям Нового времени.
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращении»), «швират келим» («разбиении «сосудов»), «гилгулим» («переселениях душ»), «иббур» («объединении душ»), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «каванот», «цадиким» («праведниках») и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления и переселения душ.
Наиболее знаменитыми являются четыре идеи Лурианской каббалы: бесконечность («Эйн Соф») сжалась ("цимцум"), образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие Божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение искр в систему («тикун»), для чего необходимо вернуть в мир Божественный порядок.
Каббала с середины XVI до середины XVIII вв.
Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лжемессианского движения Шабтая Цви (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, веком позже, — восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём.
В сефардских общинах наиболее выдающимися каббалистами были Авраам Азулай,Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар.
В европейских странах наиболее известными представителями каббалы в этот период были Маhараль, Исраэль Саруг, Менахем Азарья де Фано. Важный вклад в развитие каббалы в первой половине XVIII в. внес Моше Хаим Луцатто.
Каббала в 18-19 вв.
Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Бааль Шем Тов, о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как Дов Бер из Межерича, Шнеур Залман из Ляд, Нахман из Брацлава, рабби Менахем из Чернобыля, Элимелех из Лежайска и многих других.
Этим хасидизм в некотором смысле посмотрел на каббалу "с противоположной стороны": существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей.
Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. [1]
Каббала Литовской школы
Наиболее выдающимся каббалистическим лидером "литовского" направления в иудаизме был Виленский Гаон. Выдающимися каббалистами XVIII-XIX вв. были и р. Менахем Мендель из Шклова и его ученики, а также р. Шломо Эльяшив (Лешем).
Каббала в первой половине ХХ в.
р.Авраам-Ицхак Кук
Огромное влияние на развитие Каббалы в 20 в. оказал р. А. И. Кук (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935),который построил на ее базе учение религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.
Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.
р. Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам
Большое влияние на развитие Каббалы оказал каббалист Йегуда Ашлаг, Бааль Сулам. Ему принадлежит важный современный учебник по каббале „Талмуд эсэр сфирот“. Йегуда Ашлаг являлся сторонником массового распространения каббалы, что было осуществлено его учениками. Однако это привело также к тому, что современные школы вульгаризации и профанации каббалы (Лайтман, Берг) также основаны на системе р. Ашлага.
Каббала во второй половине ХХ века
Во второй половине ХХ века наиболее выдающимися представителями каббалы можно считать: Любавичского Ребе – рава Менахема-Мендла Шнеерсона, рава Иеhуду-Леона Ашкенази-Маниту, рава Ицхака Кадури, рава Моше Лурию, рава Ицхака Гинзбурга.
Для второй половины ХХ в. характерно более широкое, чем ранее, распространение каббалы. Первоначально это распространение было инициировано хасидизмом, в дальнейшем оно расширилось, возникло множество ешив и отдельных раввинов, довольно широко преподающих каббалу. Для сохранения аутентичности соблюдаются два принципа:
1) Каббала рассматривается как интегральная часть иудаизма, связанная с галахой, соблюдением заповедей, изучением Торы и т.д. Такой подход не является просто волюнтаристским – он необходим, потому что настоящее изучение каббалы невозможно для тех, кто не разбирается в системе еврейского учения в целом, Талмуде, законах и т.д.; не может продвинуться в каббале также и тот, кто не соблюдает заповеди. Так, выводы и общие принципы теории относительности известны очень широкому кругу людей, однако по-настоящему знают эту теорию, включая выведение формул и вычисления те, кто успешно изучил курс высшей математики.
2) Широкой общественности преподаются базовые понятия и общие принципы каббалы – "популярная каббала"; при этом настоящая система остается уделом небольшой группы.
Профанация каббалы
Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого ее преподавания следующими аспектами:
- каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии;
- утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать заповеди не нужно: на жизнь повлияет само изучение каббалы;
- каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно - что давать ближнему необходимо для того, чтобы можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев.
Наиболее активно профанацией каббалы занимаются Лайтман и Берг. Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного.
Ввиду их многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.
В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
Университетские исследователи каббалы не признают идеи движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.
Научное изучение каббалы
В эпоху научного изучения еврейских текстов в XIX в. властвовали рациональные концепции, поэтому учение каббалы считалось чем-то второстепенным. Лишь в начале XX научное изучение каббалы стало развиваться широко. В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
Наиболее серьезный вклад в научное изучение каббалы внесли Гершом Шолем и Моше Идель, книги которых были переведены на русский язык. Между этими главными авторитетами есть серьезные разногласия о древности каббалистических текстов: Г. Шолем, поскольку не существует текстов, указывающих на более раннее появление каббалы, следовательно, она появилась тогда, когда появились эти тексты, следовательно книга Зоhар была написана Моше де Леоном в конце XIII в. В то время как, по мнению Моше Иделя, мистические и каббалистические воззрения передавались устно на протяжении нескольких веков, прежде чем были записаны, и что без этого невозможно понять, как эта идея приобрела множество сторонников среди раввинов той эпохи: такие фигуры, как, например, Нахманид, были величайшими знатоками иудаизма, галахи, Талмуда, и, если бы каббала не передавалась по традиции, ее бы не приняли. И это произошло не с одним или несколькими людьми, а с огромной массой еврейского религиозного истеблишмента.
Влияние Каббалы на современную культуру
Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.
Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»[2], в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.
Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием "Каббала денудата", которое является, видимо, искаженным еврейским /.../ и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах. В частности, она повлияла на таких европейских мистиков, как Беме и др.
В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе Умберто Эко "Маятник Фуко" главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованный читатель знаком с предметом.
Критика Каббалы в иудаизме
Каббалу принимали не всегда и не все. С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.
Каббала не является всеобщей и обязательной вещью – есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады, или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.
- В начале XX века Ихие Капах, один из лидеров йеменских раввинов, выступил против Каббалы в целом, объявив Зоhар и учение Ари лжеучениями. На эту тему им была написана книга «Войны Всевышнего» ("Мильхамот hа-Шем"). Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
- Многие воззрения Капаха поддержал Йешаягу Лейбович, известный израильский религиозный философ крайне левых политических взглядов.
Проблема соотношения каббалы и гностики
Есть внешнее сходство некоторых элементов каббалы и гностики,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.
- В отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.
- B отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения - проявлением Божественной доброты.
См. также
Примечания
- ↑ Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15.
- ↑ Мадонна исполняет песню «Исаак»
Ссылки
Внешние ссылки в этой статье не соответствуют правилам Википедии.
Вы можете улучшить эту статью, удалив из неё ссылки, не соответствующие правилам.
|
Каббалистические группы и направления
- "Галь Эйнай" - Центр изучения каббалы и хасидизма под руководством рава Ицхака Гинзбурга
- Каббала и хасидизм
- Каббалистический бейт мидраш рава Авраама Готлиба
- Каббала! Каббала? Тайное учение иудаизма
Дополнительные ссылки
- древо жизни (на английском)
- Лекции по Каббале и Хасидизму в формате MP3 (на русском)
- Каббалистический википортал на русском, английском и литовском языках
- Каталог «Каббала» по Бааль Суламу
- Телевизионная трансляция уроков Каббалы
- Форум Каббалистов «Путь Творца»
- Форум Каббалистов «IsraMagic» — Израиль
- Обширнейшая библиотека первоисточников по каббале и хасидуту
- Медиаархив (видео, аудио)
- Книги по Каббале на KabbalahBooks.ru
- Книги по Каббале в Израиле и Европе на KabbalahBooks.il
- Электронный вариант израильской газеты «Каббала сегодня»
- Каббала и её связь с Раджа-Йогой, а также разъяснения фундаментальных понятий, таких как: душа, жизнь после жизни, судьба и т. п. (см. в разделе статьи)
- «Семь дней творения»
- Каббала раскрывается — Адам Ришон, Авраам, Моше ,РАШБИ, АРИ. Бааль Сулам, РАБАШ, РАМЛАН
- Каббала. Открытый литературный клуб.
- «Как стать Волшебником»: Каббала для детей
- Каббала: Огромный выбор книг и статей
- Каббала — Бааль Сулам
- Санкт-Петербургский центр Международной академии Каббалы
- Кинокомпания «ARI Films»
- «Сефэр аИлан»-Древо состояний -виртуально
- Интерактивный еврейско-английско-числовой каббалистический «словарь» (свыше 5000 словарных единиц) (на английском языке)
- «Практическая кабалла для начинающих» — статья на сайте booknik.ru
- Каббалист Израэль Регарди на «Энигме»
- Ask in Wiki
- Каббала Открытый Каталог АРИ -Ашлаг
- Торнтон Уайлдер. Каббала. Роман
- Хэрольд Блюм. Каббала и литературная критика // Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. 1, апрель-июнь 1990. М., 1990, с. 45-75.
- Андреас Б. Кильхер. Языковой миф каббалы и эстетический модернизм // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с. 445—474.
- Раввин А. Штейнзальц. «Разговор о Каббале».
- Интернет-газета «Каббала миру»
- Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».
- Статья «Храни меня, мой талисман, или Практическая каббала для начинающих».
- Еврейская религия и философия
- Еврейская философия и каббала
- ДААТ ТВУНОТ — одна из основных книг каббалы
- "Живая каббала Аризаля – учение о душе" - оригинальное изложение основных концепций каббалы для начинающих
- "Что Вы должны знать о Каббале" - вводные лекции по каббале рава Ицхака Гинзбурга