Хильфсферейн (организация)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (переименовал «Хильфсферейн (ЭЕЭ)» в «Хильфсферейн»)

Версия 17:34, 7 января 2013


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хильфсферейн (Hilfsverein; полное название Hilfsverein der deutschen Juden, Хильфсферейн дер дойчен юден), Союз помощи немецких евреев, одна из крупнейших еврейских филантропических организаций (см. Филантропия). Учрежден в 1901 г. в Германии в целях повышения «морального, умственного и экономического уровня евреев, живущих в Восточной Европе и Азии». Организаторы Хильфсферейна — 20 общественных деятелей, филантропов и профессоров — предусматривали, что он будет действовать примерно в тех же сферах, что и Альянс, основываясь не только на пожертвованиях богачей, но и на благотворительности широких слоев немецкого еврейства, поэтому минимальный годовой взнос был установлен низкий (пять марок). Первым председателем Хильфсферейна был финансист О. Ландау (1852–1935), вскоре его сменил промышленник Дж. Симон (1851–1932), остававшийся на этом посту до конца жизни и финансировавший многие мероприятия Союза. Управлял работой Хильфсферейна инициатор его создания, известный леволиберальный политический деятель, доктор П. Натан (1857–1927).

Хильфсферейн оказывал щедрую помощь евреям, пострадавшим от погромов, войн и стихийных бедствий, способствовал развитию ремесел (например, организовал широкую сеть мастерских по производству кружев, одежды и других в Галиции), поддерживал еврейские кредитные общества. Одним из важнейших направлений деятельности Хильфсферейна была помощь нуждавшимся еврейским эмигрантам из разных стран, однако лишь в рамках организованной эмиграции. Так, в 1902 г. было принято решение не помогать эмигрантам из Румынии, оказавшимся в Германии без средств, а направить средства на улучшение положения евреев в самой Румынии. Вместе с тем Хильфсферейн взял на себя выполнение проекта Дж. Шиффа по организованной иммиграции российских евреев в южные штаты США (хотя отказался содействовать еврейской иммиграции в Германию). Хильфсферейн создавал в пограничных и приморских городах России информационные пункты и приюты для эмигрантов, обеспечивал их медицинской помощью, продовольствием и т. п.

Хильфсферейн пытался также добиться от правительств Румынии, России и других стран улучшения правового положения евреев. После погрома 1903 г. в Кишиневе Хильфсферейн развернул широкую кампанию помощи евреям России и обратился с призывом к международной общественности поддержать ее. Поскольку П. Натан был убежден, что положение российского еврейства может улучшиться только при изменении системы правления в стране, он привлек Хильфсферейн к содействию либеральным и даже революционным движениям в России. Во время русской революции 1905 г. Хильфсферейн оказывал финансовую поддержку отрядам самообороны, организованным Бундом и сионистами (см. Сионизм). В 1904 г. П. Натан создал совместно с А. Браудо информационное агентство при Хильфсферейне, выпускавшее в 1905–14 гг. еженедельные бюллетени «Руссише корреспонденц», в которых приводились факты ущемления прав личности в России и, в первую очередь, случаи гонений на российских евреев.

Значительным размахом и высоким уровнем отличалась работа Хильфсферейна в сфере просвещения. Хильфсферейн оказывал помощь еврейским студентам, учившимся в университетах и профессиональных училищах Германии, субсидировал или содержал еврейские школы в Румынии, Турции, Греции, Болгарии, в черте оседлости Российской империи, в том числе на Украине.

Особое значение имела передовая по тем временам сеть образовательных учреждений, созданная Хильфсферейном в 1903–18 гг. в Эрец-Исраэль; ею руководил Э. Кон-Райс (1863–1943), уроженец страны, получивший образование в Берлине. В систему Хильфсферейна (ивритское название «Эзра» — `помощь`) входило более 30 учебных заведений: 14 детских садов, ряд начальных школ для мальчиков и девочек, средняя школа, приют для девочек, учительская семинария, курсы для раввинов; Хильфсферейн субсидировал четыре талмуд-торы, вечернюю школу, библиотеку, глазную клинику, художественную школу Бецалель и т. д.

По инициативе П. Натана в учебных заведениях Хильфсферейна преподавание велось на иврите, но точные и естественные науки преподавали на немецком языке. П. Натан не разделял идей сионизма и, вводя иврит как язык преподавания, не преследовал сионистской цели, но старался сплотить учащихся, принадлежавших к разным группам многоязычного ишува. Сионисты, однако, высоко ценили усилия Хильфсферейна и сотрудничали с ним, тем более что Сионистская организация не могла финансировать собственную систему учебных заведений.

Когда П. Натан выдвинул идею создания в Хайфе технического училища (на немецком — Техникум, на иврите — Технион), его горячо поддержал Ш. Левин. Им удалось получить колоссальные пожертвования от Дж. Шиффа и наследников К. Высоцкого, которые вошли в попечительский совет будущего училища вместе с тремя сионистскими деятелями: Ахад-hа-Амом, И. Членовым и Ш. Левином. Большинство в попечительском совете составляли представители Хильфсферейна, во главе стоял Дж. Симон. Некоторые лидеры немецких сионистов (К. Блюменфельд, Р. Лихтхейм, А. Хантке) и даже Ахад-hа-Ам еще в 1906 г. высказывали сомнения относительно возможности сотрудничества с Хильфсферейном, который придерживался курса на ассимиляцию. П. Натан, со своей стороны, опасался, что совместная работа с сионистами может повредить Хильфсферейну в глазах турецких властей и немецкого еврейства, и постоянно подчеркивал, что его Союз не имеет ничего общего с сионизмом. Тем не менее, общие интересы связывали обе стороны, и О. Варбург, избранный в 1911 г. президентом всемирной Сионистской организации, состоял в правлении Хильфсферейна.

Согласно первоначальному плану, одобренному всеми представленными в попечительском совете сторонами, преподавание технических дисциплин в Техникуме должно было вестись на немецком языке. На 11-м Сионистском конгрессе Х. Вейцман, ратовавший за сотрудничество с несионистами (см. Сионистские конгрессы), заявил, что преждевременное введение иврита в техническое училище может отрицательно сказаться на качестве обучения. Его поддержал И. Членов, который высоко отозвался о разработанной Хильфсферейном программе училища. Однако Ш. Левин призвал Сионистскую организацию сосредоточить в своих руках всю культурную работу в Эрец-Исраэль, оттеснив тех, кто не идет под этим знаменем. П. Натан был оскорблен, так как, по его мнению, именно Хильфсферейну по праву принадлежало первенство в сфере образования молодежи в Эрец-Исраэль.

Главным виновником нападок на Хильфсферейн Натан считал Объединение учителей в Эрец-Исраэль (см. Союз учителей Израиля); его члены утверждали, что с 1911 г. в школах Хильфсферейна немецкому языку отдается предпочтение перед ивритом. На съезде Объединения в августе 1913 г. этому вопросу уделялось большое внимание, причем основную вину возложили на Э. Кона-Райса, якобы уступившего «нажиму со стороны германского правительства». Документы свидетельствуют о том, что это мнение было ошибочным: ни Берлин, ни германское консульство в Эрец-Исраэль не пытались насаждать немецкую культуру, ущемляя иврит. В то же время сами представители Хильфсферейна любили подчеркивать роль евреев как связующего звена между Германией и Востоком и выставлять будущий Техникум «оплотом немецкости» в Святой земле. Э. Кон-Райс отверг требование учителей ускорить перевод школ Хильфсферейна на иврит. В этой обстановке «войны языков» (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) Ш. Левин обратился к П. Натану с призывом ввести в Техникуме преподавание на иврите, чтобы подчеркнуть нейтральный характер нового учебного заведения. Ахад-hа-Ам предупреждал, что, поскольку отсутствуют разработанная терминология и учебники, а также нет квалифицированных специалистов, способных преподавать технические дисциплины на иврите, поспешный переход технического училища на иврит невозможен и нецелесообразен. Вместе с тем Ахад-hа-Ам пытался убедить П. Натана в необходимости постепенного введения иврита в Техникуме. Безуспешность этих попыток создала атмосферу, в которой Объединение учителей повело борьбу против «полного запрещения иврита» и объявило забастовку во всех школах Хильфсферейна. Прибывший в Эрец-Исраэль П. Натан отказался идти на компромисс, несколько учителей было уволено. Началась широкая кампания протеста, которая вылилась в массовый бойкот школ Хильфсферейна учителями и учащимися. Руководство Хильфсферейна возложило вину за эти события на Сионистскую организацию, П. Натан опубликовал резкий памфлет «Палестина и палестинские сионисты», сионисты ответили памфлетом «В борьбе за еврейский язык» и успешно провели сбор пожертвований для фонда школ на иврите.

На заседании попечительского совета Техникума 24 февраля 1914 г. американские и российские члены совета поддержали сионистов; было решено, что школа, ранее планировавшаяся как составная часть Техникума, будет отдельным учебным заведением с преподаванием на иврите, а в самом техническом училище преподавание на иврите предусматривалось ввести в течение четырех лет. Первая мировая война помешала осуществлению этого плана.

Во время Первой мировой войны Хильфсферейн участвовал в оказании помощи евреям, пострадавшим на оккупированной германскими войсками территории Восточной Европы, в частности, распределял средства, собранные в США. Однако проводимый Хильфсферейном курс на ассимиляцию вызывал конфликты с сионистскими и другими антиассимиляторскими еврейскими организациями, что привело к усилению роли Джойнта в процессе распределения фондов, направлявшихся ранее через Хильфсферейн. После поражения Германии в Первой мировой войне значение Хильфсферейна в международных еврейских делах понизилось; после окончания войны все учебные заведения Хильфсферейна перешли к Сионистской организации. Хильфсферейн поддерживал деятельность Альянса и других несионистских организаций за рубежом, но отказался участвовать в предполагавшемся объединенном еврейском представительстве в Лиге Наций.

Главные усилия Хильфсферейна были направлены на оказание помощи еврейским эмигрантам из Германии или тем, для кого она была транзитной страной (около 350 тыс. в 1921–36 гг.). В 1930 г. в Германии действовало 290 местных отделений Хильфсферейна. После победы национал-социализма в Германии Хильфсферейн (которому в 1935 г. пришлось изменить название на Хильфсферейн дер юден ин Дойчланд — Союз помощи евреев в Германии) сначала советовал немецким евреям не торопиться покидать родину, но затем под давлением обстоятельств стал оказывать помощь желавшим эмигрировать, однако не поддерживал евреев, направлявшихся в Эрец-Исраэль. В 1939 г. Хильфсферейн был официально распущен, но продолжал действовать до 1941 г. как эмиграционный отдел в рейхспредставительстве евреев в Германии. В 1933–41 гг. Хильфсферейн помог эмиграции из Германии более 90 тыс. человек.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХИЛЬФСФЕРЕЙН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация