Крупник, Игорь Ильич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
Строка 52: Строка 52:
В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».
В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».
-
С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследованийСмитсоновского института ([[Вашингтон]]), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.
+
С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследований Смитсоновского института ([[Вашингтон]]), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.
Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).
Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).
Строка 79: Строка 79:
Как ученый секретарь ЕИЭК (1981–87) и Комиссии этнографии Московского филиала Географического общества СССР содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства.  
Как ученый секретарь ЕИЭК (1981–87) и Комиссии этнографии Московского филиала Географического общества СССР содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства.  
-
Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в [[Москва|Москве]] «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).  
+
Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в [[Москва|Москве]] «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).
== Научная деятельность ==
== Научная деятельность ==

Версия 08:55, 5 января 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.07.2012
Внешнее изображение (транслируется с www.anthropology.si.edu)
Krupnk.jpg
Игорь Крупник в своём кабинете в Смитсонианском музее
Игорь Ильич Крупник
Род деятельности:

Антрополог, бывший участник еврейского национального движения в СССР

Дата рождения:

1951 год(1951)

Место рождения:

Ростов-на-Дону, Россия

Гражданство:

Флаг США, Флаг России

Сайт:

http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik

И́горь Ильи́ч Кру́пник (р. 1951, Ростов-на-Дону) - современный антрополог, этнолог, этноисторик, специалист по народам крайнего Севера и еврейский общественный деятель.

В 1970-х - 1980-х годах был активистом еврейского национального движения в СССР.

Содержание

Биография

Сын писателя И. Н. Крупника. Родился в 1951 г. в Ростове-на-Дону.

Окончил географический факультет МГУ по специальности "Экология и физическая геграфия" в 1973 году.

Профессиональная деятельность

С 1976 года - сотрудник Института этнографии Академии наук СССР. Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по антропологии в Институте этнографии Академии наук СССР по теме «Факторы устойчивости и развития традиционного хозяйства народов Севера: К методике изучения этноэкологических систем». Был учёным секретарём комиссии этнографии Московского филиала Всесоюзного географического общества. В конце 1970-х — начале 1980-х годов изучал древние поселения эскимосов.

В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».

С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследований Смитсоновского института (Вашингтон), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.

Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).

Участие в еврейском национальном движении в СССР

Во времена советского государственного антисемитизма наряду с Михаилом Членовым, Наталией Юхнёвой и некоторыми другими советскими учёными-этнографами стал одним из наиболее активных сторонников возрождения советской иудаики и фактическим еврейским общественным деятелем. [1]

Участвовал в организации в 1981 году Еврейской историко-этнографической комиссии (ЕИЭК) в Москве под эгидой журнала "Советиш Геймланд" (совместно с Михаилом Членовым). После запрета властями комиссия продолжила работу в рамках неофициальных еврейских структур. В 1981—1987 годах был учёным секретарём ЕИЭК.

Наталия Юхнёва вспоминала о встрече с Игорем Крупником в 1984 году:

...В Москве я встретилась с Игорем Ильичом Крупником. В нашем институте он занимался этнографией народов Севера. Кроме того, возглавлял этнографическую комиссию в московском филиале Географического общества, организовал там интересные циклы докладов, среди них были и доклады по иудаике: Географическое общество давало для этого известные возможности, в нём сохранялся более или менее свободный дух и стиль. Игорь сидел за машинкой в пустой комнате своего отдела и печатал статью о лахлухах (курдистанских евреях), написанную им совместно с М. Куповецким, который был тогда аспирантом нашего института. Я попросила посмотреть.
— Вам интересно? <...> Смотрите, — говорил Игорь, — тут что ни фраза, то слово евреи. Вот редактор-то испугается!
Статья появилась на страницах журнала «Советская этнография» только через четыре года — во втором номере за 1988 г.[1]

Крупник опубликовал серию статей об истории этнографического изучения российских евреев и о еврейских музейных и архивных фондах.

Он идентифицировал еврейские коллекции Государственного музея этнографии народов СССР как часть считавшегося утраченным собрания этнографической экспедиции С. Ан-ского.

Как ученый секретарь ЕИЭК (1981–87) и Комиссии этнографии Московского филиала Географического общества СССР содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства.

Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в Москве «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).

Научная деятельность

Специалист по малым народам, в первую очередь северным.

Предложил выделять в истории оленеводства три стадии:

  • мобильных охотников-рыболовов с транспортным вспомогательным оленеводством;
  • кочевых охотников с крупностадным транспортным оленеводством;
  • высокоспециализированных кочевников-оленеводов.[2]

Один из проектов Игоря Крупника в Центре арктических исследований, «Сику» (по-эскимосски лёд), относится к этнолингвистике и связан с разными названиями состояний льда в эскимосско-алеутских языках, которых в разных диалектах набралось больше ста.[3]

Деятельность Игоря Крупника в Институте этнографии АН СССР в советское время выходила за рамки научной — в общественную и, дальше, в диссидентскую. Искандер Измайлов так писал об этой стороне жизни Крупника:

Самым настоящим диссидентом был Игорь Крупник, в конце концов уехавший из страны, но в те годы он будировал общественность различными мероприятиями, прямо не запрещёнными, но подпадавшими под негласный запрет. Так, он в Московском филиале Всесоюзного географического общества (при АН СССР) организовал несколько семинаров, в т. ч. и по крымчакам и крымским татарам, куда пригласил и Д. Исхакова, сделавшего выступление на этом семинаре о татарах казанских.[4]

Библиография

Публикации Игоря Крупника

Монографии

  • Арутюнов С. А., Крупник И. И., Членов М. А. Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. — М., 1982.
  • Крупник И. И. Основные направления этноэкологии американской Арктики. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. — 1988.
  • Крупник И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / Отв. ред С. А. Арутюнов. — М.: Наука, 1989. — 270 с.

Статьи

Об Игоре Крупнике

  • Крупник Игорь Ильич // Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Бранновер. — Т. 2. — М.: Эпос, 1995. — С. 98.
  • Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.

Источники

Примечания

  1. 1,0 1,1 Юхнёва Наталия. Минувшее проходит предо мной // Нева. — 2006. — № 4.
  2. Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.
  3. Родионова Наталья. «Ещё можно что-то записать» // Region 87.
  4. Измайлов Искандер. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове // Открытая Уфа. — 2012. — 18 января.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация