Крупник, Игорь Ильич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Крупник, Игорь» в «Крупник, Игорь Ильич»: Уточнение)
Строка 15: Строка 15:
{{Файл|файл = http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik/images/Krupnk.jpg|подпись = Игорь Крупник в своём кабинете в Смитсонианском музее |сайт = www.anthropology.si.edu|размещение = }}
{{Файл|файл = http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik/images/Krupnk.jpg|подпись = Игорь Крупник в своём кабинете в Смитсонианском музее |сайт = www.anthropology.si.edu|размещение = }}
{{Персона
{{Персона
-
|имя              = Игорь Крупник
+
|имя              = Игорь Ильич Крупник
|оригинал имени  =  
|оригинал имени  =  
|портрет          =  
|портрет          =  
Строка 23: Строка 23:
|род деятельности = Антрополог, бывший участник еврейского национального движения в СССР
|род деятельности = Антрополог, бывший участник еврейского национального движения в СССР
|дата рождения    = 1951
|дата рождения    = 1951
-
|место рождения  = [[Ростов-на-Дону]]
+
|место рождения  = [[Ростов-на-Дону]], [[Россия]]
-
|гражданство      = США
+
|гражданство      = {{США}}, {{Россия}}
|подданство      =  
|подданство      =  
|дата смерти      =  
|дата смерти      =  
Строка 36: Строка 36:
|сайт            = http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik
|сайт            = http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik
}}
}}
 +
'''И́горь Ильи́ч Кру́пник''' (р. 1951, [[Ростов-на-Дону]]) - современный антрополог, этнолог, этноисторик, специалист по народам крайнего Севера и еврейский общественный деятель.
-
'''Игорь Ильич Крупник''' (р. 1951, [[Ростов-на-Дону]]) - современный антрополог, этнолог, этноисторик, специалист по народам крайнего Севера. В 1970-х - 1980-х годах был активистом еврейского национального движения в СССР.
+
В 1970-х - 1980-х годах был активистом еврейского национального движения в СССР.
-
Сын [[Крупник, Илья Наумович (писатель)|писателя И. Н. Крупника]]
+
== Биография ==
 +
Сын [[Крупник, Илья Наумович (писатель)|писателя И. Н. Крупника]]. Родился в 1951 г. в Ростове-на-Дону.
-
== Образование ==
+
Окончил географический факультет МГУ по специальности "Экология и физическая геграфия" в 1973 году.  
-
Окончил географический факультет МГУ по специальности "Экология и физическая геграфия" в 1973 году. С 1976 года - сотрудник Института этнографии Академии наук СССР. Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.
+
-
Защитил кандидатскую диссертацию по антропологии в Институте этнографии Академии наук СССР в 1977 году. Защитил докторскую диссертацию в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве в 1991 году.
+
-
== Профессиональная деятельность ==
+
=== Профессиональная деятельность ===
-
С 1991 работает в Смитсоновском институтете ([[Вашингтон]]), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики.
+
С 1976 года - сотрудник Института этнографии Академии наук СССР. Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.
-
Автор многих научных работ по этой тематике.
+
В  1977 году защитил кандидатскую диссертацию по антропологии в Институте этнографии Академии наук СССР по теме «Факторы устойчивости и развития традиционного хозяйства народов Севера: К методике изучения этноэкологических систем». Был учёным секретарём комиссии этнографии Московского филиала Всесоюзного географического общества. В конце 1970-х — начале 1980-х годов изучал древние поселения эскимосов.
-
== Участие в еврейском национальном движении в СССР ==
+
В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».
-
Во времена советского государственного антисемитизма участвовал в попытке организации в 1981 году Еврейской историко-этнографической комиссии (ЕИЭК) в [[Москва|Москве]] под эгидой журнала "[[Советиш Геймланд]]" (совместно с [[Членов, Михаил Анатольевич|Михаилом Членовым]]). После запрета властями этого мероприятия комиссия продолжила работу в рамках неофициальных еврейских структур.
+
 
 +
С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследованийСмитсоновского института ([[Вашингтон]]), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.
 +
 
 +
Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).
 +
 
 +
=== Участие в еврейском национальном движении в СССР ===
 +
Во времена советского [[Антисемитизм в СССР|государственного антисемитизма]] наряду с [[Членов, Михаил Анатольевич|Михаилом Членовым]], Наталией Юхнёвой и некоторыми другими советскими учёными-этнографами стал одним из наиболее активных сторонников возрождения советской [[Иудаика|иудаики]] и фактическим еврейским общественным деятелем. <ref name=autogenerated1>''Юхнёва Наталия''. Минувшее проходит предо мной // Нева. — 2006. — № 4.</ref> 
 +
 
 +
Участвовал в организации в 1981 году [[Еврейская историко-этнографическая комиссия|Еврейской историко-этнографической комиссии]] (ЕИЭК) в [[Москва|Москве]] под эгидой журнала "[[Советиш Геймланд]]" (совместно с [[Членов, Михаил Анатольевич|Михаилом Членовым]]). После запрета властями комиссия продолжила работу в рамках неофициальных еврейских структур. В 1981—1987 годах был учёным секретарём ЕИЭК.
 +
 
 +
Наталия Юхнёва вспоминала о встрече с Игорем Крупником в [[1984 год]]у:
 +
 
 +
<blockquote>...В Москве я встретилась с Игорем Ильичом Крупником. В нашем институте он занимался этнографией народов Севера.
 +
 
 +
Кроме того, возглавлял этнографическую комиссию в московском филиале Географического общества, организовал там интересные циклы докладов, среди них были и доклады по иудаике: Географическое общество давало для этого известные возможности, в нём сохранялся более или менее свободный дух и стиль.
 +
 
 +
Игорь сидел за машинкой в пустой комнате своего отдела и печатал статью о [[Лахлухи|лахлухах]] (курдистанских евреях), написанную им совместно с [[Куповецкий, Марк Семёнович|М. Куповецким]], который был тогда аспирантом нашего института. Я попросила посмотреть.<br />
 +
 
 +
— Вам интересно? <...> Смотрите, — говорил Игорь, — тут что ни фраза, то слово евреи. Вот редактор-то испугается!<br />
 +
 
 +
Статья появилась на страницах журнала «Советская этнография» только через четыре года — во втором номере за 1988 г.<ref name=autogenerated1 /></blockquote>
Крупник опубликовал серию статей об истории этнографического изучения российских евреев и о еврейских музейных и архивных фондах.  
Крупник опубликовал серию статей об истории этнографического изучения российских евреев и о еврейских музейных и архивных фондах.  
Строка 61: Строка 81:
Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в [[Москва|Москве]] «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).  
Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в [[Москва|Москве]] «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).  
-
== Избранные статьи и книги ==
+
== Научная деятельность ==
-
* Лахлухи – курдистанские евреи в Закавказье (совместно с М.С. Куповецким) «Советская этнография», 1988, № 2);
+
Специалист по малым народам, в первую очередь северным.
-
* Проблемы этнографического изучения евреев в СССР» («Советиш геймланд», 1982, № 8);
+
 
-
* Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. М., 1982 (совм. с С.А.Арутюновым и [[Членов, Михаил Анатольевич|М.А. Членовым]] Арктическая этноэкология. М., 1989.
+
Предложил выделять в истории оленеводства три стадии:
 +
* мобильных охотников-рыболовов с транспортным вспомогательным оленеводством;
 +
* кочевых охотников с крупностадным транспортным оленеводством;
 +
* высокоспециализированных кочевников-оленеводов.<ref>''Огрызко В. В.'' Крупник Игорь Ильич // ''Огрызко В. В.'' Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.</ref>
 +
 
 +
Один из проектов Игоря Крупника в Центре арктических исследований, «Сику» (по-эскимосски ''лёд''), относится к этнолингвистике и связан с разными названиями состояний льда в [[эскимосско-алеутские языки|эскимосско-алеутских языках]], которых в разных диалектах набралось больше ста.<ref>''Родионова Наталья''. [http://www.region87.ru/index.php?nm=3&pg=12 «Ещё можно что-то записать»] // Region 87.</ref>
 +
 
 +
Деятельность Игоря Крупника в Институте этнографии АН СССР в советское время выходила за рамки научной — в общественную и, дальше, в диссидентскую. Искандер Измайлов так писал об этой стороне жизни Крупника:
 +
 
 +
<blockquote>Самым настоящим диссидентом был Игорь Крупник, в конце концов уехавший из страны, но в те годы он будировал общественность различными мероприятиями, прямо не запрещёнными, но подпадавшими под негласный запрет. Так, он в Московском филиале Всесоюзного географического общества (при АН СССР) организовал несколько семинаров, в т. ч. и по [[Крымчаки|крымчакам]] и крымским татарам, куда пригласил и Д. Исхакова, сделавшего выступление на этом семинаре о татарах казанских.<ref>[http://www.openufa.com/2011-10-21-22-44-41/2011-10-22-04-14-13/579 ''Измайлов Искандер''. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове // Открытая Уфа. — 2012. — 18 января.]</ref></blockquote>
 +
 
 +
== Библиография ==
 +
=== Публикации Игоря Крупника ===
 +
==== Монографии ====
 +
* ''Арутюнов С. А.'', ''Крупник И. И.'', ''[[Членов, Михаил Анатольевич|Членов М. А.]]'' Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. М., 1982.
 +
* ''Крупник И. И.'' Основные направления этноэкологии американской Арктики. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. — 1988.
 +
* ''Крупник И. И.'' Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / Отв. ред [[Арутюнов, Сергей Александрович|С. А. Арутюнов]]. — М.: [[Наука (издательство)|Наука]], 1989. — 270 с.
 +
 
 +
==== Статьи ====
 +
* ''Крупник И. И.'' Проблемы этнографического изучения евреев в СССР // [[Советиш геймланд]]. — 1982. — № 8.
 +
* ''Крупник И. И.'', ''[[Куповецкий, Марк Семёнович|Куповецкий М. С.]]'' Лахлухи — курдистанские евреи в Закавказье // Советская этнография. — 1988. — № 2.
 +
* ''Крупник И. И.'' Гренландцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 142.
 +
* [http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/004/04_07_krupnik-mikhailova.pdf ''Крупник Игорь'', ''Михайлова Елена''. Пейзажи, лица и истории: эскимосские фотографии Александра Форштейна (1927–1929 гг.) // Антропологический форум. — 2006. — № 4. — C. 188—219.]
 +
 
 +
=== Об Игоре Крупнике ===
 +
* [http://www.rujen.ru/index.php/%D0%9A%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%9D%D0%98%D0%9A_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87 Крупник Игорь Ильич] // Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Бранновер. — Т. 2. — М.: Эпос, 1995. — С. 98.
 +
* ''Огрызко В. В.'' Крупник Игорь Ильич // ''Огрызко В. В.'' Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.
== Источники ==
== Источники ==
-
* [http://www.rujen.ru/index.php/КРУПНИК_Игорь_Ильич Статья "" из Российской еврейской энциклопедии]
+
* [http://www.rujen.ru/index.php/КРУПНИК_Игорь_Ильич Статья "КРУПНИК Игорь Ильич" из Российской еврейской энциклопедии]
 +
* [http://ru.wikipedia.org/wiki/Крупник,_Игорь_Ильич Статья "Крупник, Игорь Ильич" из Википедии]
* [http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik/Krupnik.html Smithsonian Institution. Department of Anthropology Staff]
* [http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik/Krupnik.html Smithsonian Institution. Department of Anthropology Staff]
* [http://www.uarctic.org/SingleNewsArticle.aspx?m=350&amid=12507 University of the Arctic]
* [http://www.uarctic.org/SingleNewsArticle.aspx?m=350&amid=12507 University of the Arctic]
* [http://polit.ru/article/2011/05/24/chlenov/ Жизнь в движении]
* [http://polit.ru/article/2011/05/24/chlenov/ Жизнь в движении]
 +
* [http://www.heritage-institute.ru/index.php/traditional-culture-nature/1107-2012-07-09-14-51-45 Игорь Крупник на сайте Института Наследия]
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
[[Категория:Евреи в СССР]]
[[Категория:Евреи в СССР]]
Строка 76: Строка 127:
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Антропология,лингвистика,история]]
[[Категория:Антропология,лингвистика,история]]
 +
[[Категория:Сионистское движение в СССР, отказники]]

Версия 08:54, 5 января 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 27.07.2012
Внешнее изображение (транслируется с www.anthropology.si.edu)
Krupnk.jpg
Игорь Крупник в своём кабинете в Смитсонианском музее
Игорь Ильич Крупник
Род деятельности:

Антрополог, бывший участник еврейского национального движения в СССР

Дата рождения:

1951 год(1951)

Место рождения:

Ростов-на-Дону, Россия

Гражданство:

Флаг США, Флаг России

Сайт:

http://anthropology.si.edu/staff/Krupnik

И́горь Ильи́ч Кру́пник (р. 1951, Ростов-на-Дону) - современный антрополог, этнолог, этноисторик, специалист по народам крайнего Севера и еврейский общественный деятель.

В 1970-х - 1980-х годах был активистом еврейского национального движения в СССР.

Содержание

Биография

Сын писателя И. Н. Крупника. Родился в 1951 г. в Ростове-на-Дону.

Окончил географический факультет МГУ по специальности "Экология и физическая геграфия" в 1973 году.

Профессиональная деятельность

С 1976 года - сотрудник Института этнографии Академии наук СССР. Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по антропологии в Институте этнографии Академии наук СССР по теме «Факторы устойчивости и развития традиционного хозяйства народов Севера: К методике изучения этноэкологических систем». Был учёным секретарём комиссии этнографии Московского филиала Всесоюзного географического общества. В конце 1970-х — начале 1980-х годов изучал древние поселения эскимосов.

В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».

С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследованийСмитсоновского института (Вашингтон), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.

Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).

Участие в еврейском национальном движении в СССР

Во времена советского государственного антисемитизма наряду с Михаилом Членовым, Наталией Юхнёвой и некоторыми другими советскими учёными-этнографами стал одним из наиболее активных сторонников возрождения советской иудаики и фактическим еврейским общественным деятелем. [1]

Участвовал в организации в 1981 году Еврейской историко-этнографической комиссии (ЕИЭК) в Москве под эгидой журнала "Советиш Геймланд" (совместно с Михаилом Членовым). После запрета властями комиссия продолжила работу в рамках неофициальных еврейских структур. В 1981—1987 годах был учёным секретарём ЕИЭК.

Наталия Юхнёва вспоминала о встрече с Игорем Крупником в 1984 году:

...В Москве я встретилась с Игорем Ильичом Крупником. В нашем институте он занимался этнографией народов Севера. Кроме того, возглавлял этнографическую комиссию в московском филиале Географического общества, организовал там интересные циклы докладов, среди них были и доклады по иудаике: Географическое общество давало для этого известные возможности, в нём сохранялся более или менее свободный дух и стиль. Игорь сидел за машинкой в пустой комнате своего отдела и печатал статью о лахлухах (курдистанских евреях), написанную им совместно с М. Куповецким, который был тогда аспирантом нашего института. Я попросила посмотреть.
— Вам интересно? <...> Смотрите, — говорил Игорь, — тут что ни фраза, то слово евреи. Вот редактор-то испугается!
Статья появилась на страницах журнала «Советская этнография» только через четыре года — во втором номере за 1988 г.[1]

Крупник опубликовал серию статей об истории этнографического изучения российских евреев и о еврейских музейных и архивных фондах.

Он идентифицировал еврейские коллекции Государственного музея этнографии народов СССР как часть считавшегося утраченным собрания этнографической экспедиции С. Ан-ского.

Как ученый секретарь ЕИЭК (1981–87) и Комиссии этнографии Московского филиала Географического общества СССР содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства.

Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в Москве «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).

Научная деятельность

Специалист по малым народам, в первую очередь северным.

Предложил выделять в истории оленеводства три стадии:

  • мобильных охотников-рыболовов с транспортным вспомогательным оленеводством;
  • кочевых охотников с крупностадным транспортным оленеводством;
  • высокоспециализированных кочевников-оленеводов.[2]

Один из проектов Игоря Крупника в Центре арктических исследований, «Сику» (по-эскимосски лёд), относится к этнолингвистике и связан с разными названиями состояний льда в эскимосско-алеутских языках, которых в разных диалектах набралось больше ста.[3]

Деятельность Игоря Крупника в Институте этнографии АН СССР в советское время выходила за рамки научной — в общественную и, дальше, в диссидентскую. Искандер Измайлов так писал об этой стороне жизни Крупника:

Самым настоящим диссидентом был Игорь Крупник, в конце концов уехавший из страны, но в те годы он будировал общественность различными мероприятиями, прямо не запрещёнными, но подпадавшими под негласный запрет. Так, он в Московском филиале Всесоюзного географического общества (при АН СССР) организовал несколько семинаров, в т. ч. и по крымчакам и крымским татарам, куда пригласил и Д. Исхакова, сделавшего выступление на этом семинаре о татарах казанских.[4]

Библиография

Публикации Игоря Крупника

Монографии

  • Арутюнов С. А., Крупник И. И., Членов М. А. Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. — М., 1982.
  • Крупник И. И. Основные направления этноэкологии американской Арктики. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. — 1988.
  • Крупник И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / Отв. ред С. А. Арутюнов. — М.: Наука, 1989. — 270 с.

Статьи

Об Игоре Крупнике

  • Крупник Игорь Ильич // Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Бранновер. — Т. 2. — М.: Эпос, 1995. — С. 98.
  • Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.

Источники

Примечания

  1. 1,0 1,1 Юхнёва Наталия. Минувшее проходит предо мной // Нева. — 2006. — № 4.
  2. Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.
  3. Родионова Наталья. «Ещё можно что-то записать» // Region 87.
  4. Измайлов Искандер. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове // Открытая Уфа. — 2012. — 18 января.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация