Чайков, Иосиф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Чайков, Иосиф Моисеевич''' (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор. Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. [[Писец]]). В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в [[Киев|Киеве]]. В 1910 г. при содействии скульптора [[Аронсон, Наум|Н. Аронсона]] Чайков получил стипендию для поездки в [[Париж]], где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него. Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13). В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).
+
'''Чайков, Иосиф Моисеевич''' (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор.  
 +
== Биографические сведения ==
-
В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе [[Култур-Лиге|Култур-лиге]] в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией. В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], 1918–20, Киев). В том же году Чайков переехал в [[Москва|Москву]] и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.). В 1922–23 гг. Чайков жил в [[Берлин|Берлине]], участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы. В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву. В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества. В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства». В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки. В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]] (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона). Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.
+
Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. [[Писец]]).  
-
Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля. Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства. Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво. К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие). Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем. В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.
+
В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в [[Киев|Киеве]].
 +
 
 +
В 1910 г. при содействии скульптора [[Аронсон, Наум|Н. Аронсона]] Чайков получил стипендию для поездки в [[Париж]], где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него.
 +
 
 +
Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13).
 +
 
 +
В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).
 +
 
 +
В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.
 +
 
 +
В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе [[Култур-Лиге|Култур-лиге]] в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией.
 +
 
 +
В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве.
 +
 
 +
Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], 1918–20, Киев).
 +
 
 +
В том же году Чайков переехал в [[Москва|Москву]] и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.).
 +
 
 +
В 1922–23 гг. Чайков жил в [[Берлин|Берлине]], участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы.
 +
 
 +
В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву.
 +
 
 +
В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества.
 +
 
 +
В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства».
 +
 
 +
В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки.
 +
 
 +
В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]] (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона).
 +
 
 +
Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.
 +
== Особенности творчества ==
 +
 
 +
Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля.  
 +
 
 +
Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства.  
 +
 
 +
Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво.  
 +
 
 +
К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие).  
 +
 
 +
Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем. В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.
На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму. Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.
На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму. Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.

Версия 18:33, 3 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Чайков, Иосиф Моисеевич (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор.

Биографические сведения

Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. Писец).

В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в Киеве.

В 1910 г. при содействии скульптора Н. Аронсона Чайков получил стипендию для поездки в Париж, где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него.

Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13).

В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).

В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.

В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией.

В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве.

Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст К. Маркса, 1918–20, Киев).

В том же году Чайков переехал в Москву и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.).

В 1922–23 гг. Чайков жил в Берлине, участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы.

В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву.

В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества.

В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства».

В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки.

В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в Нью-Йорке (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона).

Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.

Особенности творчества

Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля.

Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства.

Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво.

К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие).

Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем. В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.

На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму. Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.

С 1930-х гг. Чайков окончательно перешел на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики. Он вернулся к классическим формам в скульптуре; одним из проявлений этого было обращение к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея). Одно из самых известных произведений Чайкова — «Футболисты» (1928–38, Третьяковская галерея). В этой работе Чайков поставил и решил чрезвычайно сложные пластические задачи — создать динамическую композицию, не отказываясь при этом от принципа равновесия фигур и, кроме того, построить само это равновесие, использовав лишь одну точку опоры. Однако, в отличие от раннего конструктивистского периода, эта задача решалась в традиционных формах реалистической скульптуры; экспрессивность образов вступала в противоречие с академической моделировкой. В 1938 г. Чайков несколько переработал скульптуру, после чего она экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Впоследствии скульптура была установлена перед зданием Третьяковской галереи в Москве.

Мелкая пластика Чайкова (бронза, фарфор, майолика) представляет собой жанровую скульптуру («Рыбак», 1926, Третьяковская галерея, Москва; «Планерист», 1939, там же; «Бег с препятствиями», 1958, Торговая палата, Москва). Чайков создал также множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, 1943, собрание Б. Квитко, Москва; В. Маяковский, 1944, Русский музей, Санкт-Петербург; А. Хачатурян, 1972, Министерство культуры, Москва, и другие).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация