Флюссер, Давид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Ученый-религиевед) |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства. | Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства. | ||
+ | == Труды == | ||
- | Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969) | + | Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969). |
- | + | Книга Флюссера «Иисус» выдержала несколько изданий, приобрела большую популярность как в еврейском, так и в христианском мире и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (1990). | |
- | В книге «Новая чуткость в иудаизме и христианская весть» (1968) Флюссер исследовал значение принципа любви к ближнему в двух родственных религиях. Он исследовал также проблемы происхождения раннехристианской литературы от современной ей еврейской («Притчи законоучителей и Иисус притчей», 1981). Одним из важных научных достижений Флюссера явилось осуществленное им издание книги Иосиппон (т. 1, 1979; т. 2, 1981). Статьи Флюссера собраны в сборниках: «hа-нацрут hа-кдума» («Раннее христианство», 1970), «Кат мидбар Иехуда ве-хашкафотеха» («Секта Мертвого моря и ее воззрения», 1971). Флюссер — автор ряда статей в «Энциклопедии иврит» и «Энциклопедии иудаика». В 1980 г. ему была присуждена [[Государственная Премия Израиля|Государственная премия Израиля]]. | + | В 1997 г. вышло ее новое, переработанное издание. [[Иисус]] в произведении Флюссера предстает как еврей, не нарушавший предписаний [[Галаха|Галахи]] своего времени. |
+ | |||
+ | Революционное начало в проповеди Иисуса основано, по мнению Флюссера, не на критике еврейского Закона, а на радикализации заповеди о любви, призыве к новой морали и идее Царства небесного. | ||
+ | |||
+ | Предварительным условием появления Иисуса было углубление и утончение нравственного сознания в иудаизме его времени, по сравнению с библейскими временами. | ||
+ | |||
+ | Ближе всего Иисус стоит к «фарисеям любви» из школы [[Гилель|Гилельа]], хотя фарисеем в собственном смысле он не был (см. [[Фарисеи]]). | ||
+ | |||
+ | Принятый в кругах, проникнутых идеями [[Ессеи|ессеев]], принцип, требующий одинакового отношения ко всем людям, Иисус развил в заповедь о любви к врагам и требование любви, в особенности по отношению к грешникам. | ||
+ | |||
+ | Для Иисуса Царство небесное — не только господство Бога, которое уже сейчас проникает в мир, но также отвечающее Божьей воле движение, которое распространяется среди людей на земле. | ||
+ | |||
+ | По мнению Флюссера, Иисус вначале не считал себя [[Мессия|Мессией]], но с течением времени все более убеждался в своем мессианском призвании. | ||
+ | |||
+ | Флюссер отрицает, что Иисус был казнен по приговору [[Синедрион|Синедриона]]; он пал жертвой интриг верхушки храмовой бюрократии и жестокости римских властей. | ||
+ | |||
+ | В послесловии к русскому переводу своей книги Флюссер писал: «Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового. | ||
+ | |||
+ | На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его собратьев по крови. | ||
+ | |||
+ | Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы». | ||
+ | |||
+ | В книге «Новая чуткость в иудаизме и христианская весть» (1968) Флюссер исследовал значение принципа любви к ближнему в двух родственных религиях. | ||
+ | |||
+ | Он исследовал также проблемы происхождения раннехристианской литературы от современной ей еврейской («Притчи законоучителей и Иисус притчей», 1981). | ||
+ | |||
+ | Одним из важных научных достижений Флюссера явилось осуществленное им издание книги Иосиппон (т. 1, 1979; т. 2, 1981). | ||
+ | |||
+ | Статьи Флюссера собраны в сборниках: «hа-нацрут hа-кдума» («Раннее христианство», 1970), «Кат мидбар Иехуда ве-хашкафотеха» («Секта Мертвого моря и ее воззрения», 1971). Флюссер — автор ряда статей в «Энциклопедии иврит» и «Энциклопедии иудаика». В 1980 г. ему была присуждена [[Государственная Премия Израиля|Государственная премия Израиля]]. | ||
В статье «Антихрист и евреи — от Соловьева до Беды Достопочтенного» (сборник «Omnia disce», Кёльн, 1996; см. [[Антихрист]]) Флюссер исследовал разные источники «Краткой повести об антихристе» [[Соловьев, Владимир Сергеевич|В. Соловьева]], который, по его мнению, лучше других христианских мыслителей сумел понять сущность еврейской религии. Флюссер считал, что в русской религиозной традиции христианская религия не заглушила личную веру Иисуса, что образ и неповторимый голос Иисуса в русском народе забыты меньше, чем где бы то ни было. Поэтому он надеялся на успех своей книги об Иисусе у русских читателей. | В статье «Антихрист и евреи — от Соловьева до Беды Достопочтенного» (сборник «Omnia disce», Кёльн, 1996; см. [[Антихрист]]) Флюссер исследовал разные источники «Краткой повести об антихристе» [[Соловьев, Владимир Сергеевич|В. Соловьева]], который, по его мнению, лучше других христианских мыслителей сумел понять сущность еврейской религии. Флюссер считал, что в русской религиозной традиции христианская религия не заглушила личную веру Иисуса, что образ и неповторимый голос Иисуса в русском народе забыты меньше, чем где бы то ни было. Поэтому он надеялся на успех своей книги об Иисусе у русских читателей. |
Версия 10:13, 28 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Флюссер, Давид (Густав; Flusser, David; 1917, Вена, – 2000, Иерусалим), израильский ученый-религиевед.
Биографические сведения
Вырос в Чехии, изучал классическую филологию в Пражском университете, а с 1939 г. — в Еврейском университете в Иерусалиме.
В 1947–50 гг. преподавал иврит в Институте востоковедения Пражского университета.
По возвращении в Израиль написал докторскую диссертацию на тему «Ивритская версия романа об Александре Македонском согласно Пармскому манускрипту» (опубликована впоследствии в виде приложения к книге Иосиппон, см. ниже).
С 1955 г. Флюссер преподавал в Еврейском университете; с 1962 г. — профессор, с 1989 г. — почетный (emeritus) профессор.
Ученый-религиевед
Флюссер был среди тех, кто заложил основы исследования раннего христианства в Израиле.
В статье «Секта Мертвого моря и предпавлианское христианство» («Скрипта Хиеросолимитана», 1958) и ряде других работ он показал, что знакомство с еврейской традицией и Мертвого моря свитками позволяет понять чисто еврейское происхождение христианства.
Религиозный еврей, соблюдающий мицвот, Флюссер был чужд какого-либо догматизма и охотно вступал в диалог с представителями христианских конфессий.
Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства.
Труды
Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969).
Книга Флюссера «Иисус» выдержала несколько изданий, приобрела большую популярность как в еврейском, так и в христианском мире и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (1990).
В 1997 г. вышло ее новое, переработанное издание. Иисус в произведении Флюссера предстает как еврей, не нарушавший предписаний Галахи своего времени.
Революционное начало в проповеди Иисуса основано, по мнению Флюссера, не на критике еврейского Закона, а на радикализации заповеди о любви, призыве к новой морали и идее Царства небесного.
Предварительным условием появления Иисуса было углубление и утончение нравственного сознания в иудаизме его времени, по сравнению с библейскими временами.
Ближе всего Иисус стоит к «фарисеям любви» из школы Гилельа, хотя фарисеем в собственном смысле он не был (см. Фарисеи).
Принятый в кругах, проникнутых идеями ессеев, принцип, требующий одинакового отношения ко всем людям, Иисус развил в заповедь о любви к врагам и требование любви, в особенности по отношению к грешникам.
Для Иисуса Царство небесное — не только господство Бога, которое уже сейчас проникает в мир, но также отвечающее Божьей воле движение, которое распространяется среди людей на земле.
По мнению Флюссера, Иисус вначале не считал себя Мессией, но с течением времени все более убеждался в своем мессианском призвании.
Флюссер отрицает, что Иисус был казнен по приговору Синедриона; он пал жертвой интриг верхушки храмовой бюрократии и жестокости римских властей.
В послесловии к русскому переводу своей книги Флюссер писал: «Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового.
На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его собратьев по крови.
Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы».
В книге «Новая чуткость в иудаизме и христианская весть» (1968) Флюссер исследовал значение принципа любви к ближнему в двух родственных религиях.
Он исследовал также проблемы происхождения раннехристианской литературы от современной ей еврейской («Притчи законоучителей и Иисус притчей», 1981).
Одним из важных научных достижений Флюссера явилось осуществленное им издание книги Иосиппон (т. 1, 1979; т. 2, 1981).
Статьи Флюссера собраны в сборниках: «hа-нацрут hа-кдума» («Раннее христианство», 1970), «Кат мидбар Иехуда ве-хашкафотеха» («Секта Мертвого моря и ее воззрения», 1971). Флюссер — автор ряда статей в «Энциклопедии иврит» и «Энциклопедии иудаика». В 1980 г. ему была присуждена Государственная премия Израиля.
В статье «Антихрист и евреи — от Соловьева до Беды Достопочтенного» (сборник «Omnia disce», Кёльн, 1996; см. Антихрист) Флюссер исследовал разные источники «Краткой повести об антихристе» В. Соловьева, который, по его мнению, лучше других христианских мыслителей сумел понять сущность еврейской религии. Флюссер считал, что в русской религиозной традиции христианская религия не заглушила личную веру Иисуса, что образ и неповторимый голос Иисуса в русском народе забыты меньше, чем где бы то ни было. Поэтому он надеялся на успех своей книги об Иисусе у русских читателей.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФЛЮССЕР Давид в ЭЕЭ