Флюссер, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Флюссер, Давид (ЭЕЭ)» в «Флюссер, Давид»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Флюссер, Давид''' (Густав; Flusser, David; 1917, Вена, – 2000, Иерусалим), израильский ученый-религиевед. Вырос в Чехии, изучал классическую филологию в Пражском университете, а с 1939 г. — в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]]. В 1947–50 гг. преподавал иврит в Институте востоковедения Пражского университета. По возвращении в Израиль написал докторскую диссертацию на тему «Ивритская версия романа об Александре Македонском согласно Пармскому манускрипту» (опубликована впоследствии в виде приложения к книге [[Иосиппон]], см. ниже). С 1955 г. Флюссер преподавал в Еврейском университете; с 1962 г. — профессор, с 1989 г. — почетный (emeritus) профессор.
+
'''Флюссер, Давид''' (Густав; Flusser, David; 1917, Вена, – 2000, Иерусалим), израильский ученый-религиевед.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Флюссер был среди тех, кто заложил основы исследования раннего [[Христианство|христианства]] в Израиле. В статье «Секта Мертвого моря и предпавлианское христианство» («Скрипта Хиеросолимитана», 1958) и ряде других работ он показал, что знакомство с еврейской традицией и [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитками]] позволяет понять чисто еврейское происхождение христианства.
+
Вырос в Чехии, изучал классическую филологию в Пражском университете, а с 1939 г. — в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]].  
-
Религиозный еврей, соблюдающий [[Мицвот|мицвот]], Флюссер был чужд какого-либо догматизма и охотно вступал в диалог с представителями христианских конфессий. Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства. Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969). Книга Флюссера «Иисус» выдержала несколько изданий, приобрела большую популярность как в еврейском, так и в христианском мире и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (1990). В 1997 г. вышло ее новое, переработанное издание. [[Иисус]] в произведении Флюссера предстает как еврей, не нарушавший предписаний [[Галаха|Галахи]] своего времени. Революционное начало в проповеди Иисуса основано, по мнению Флюссера, не на критике еврейского Закона, а на радикализации заповеди о любви, призыве к новой морали и идее Царства небесного. Предварительным условием появления Иисуса было углубление и утончение нравственного сознания в иудаизме его времени, по сравнению с библейскими временами.
+
В 1947–50 гг. преподавал иврит в Институте востоковедения Пражского университета.
 +
 
 +
По возвращении в Израиль написал докторскую диссертацию на тему «Ивритская версия романа об Александре Македонском согласно Пармскому манускрипту» (опубликована впоследствии в виде приложения к книге [[Иосиппон]], см. ниже).
 +
 
 +
С 1955 г. Флюссер преподавал в Еврейском университете; с 1962 г. — профессор, с 1989 г. — почетный (emeritus) профессор.
 +
== Ученый-религиевед ==
 +
 
 +
Флюссер был среди тех, кто заложил основы исследования раннего [[Христианство|христианства]] в Израиле.
 +
 
 +
В статье «Секта Мертвого моря и предпавлианское христианство» («Скрипта Хиеросолимитана», 1958) и ряде других работ он показал, что знакомство с еврейской традицией и [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитками]] позволяет понять чисто еврейское происхождение христианства.
 +
 
 +
Религиозный еврей, соблюдающий [[Мицвот|мицвот]], Флюссер был чужд какого-либо догматизма и охотно вступал в диалог с представителями христианских конфессий.  
 +
 
 +
Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства.  
 +
 
 +
Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969). Книга Флюссера «Иисус» выдержала несколько изданий, приобрела большую популярность как в еврейском, так и в христианском мире и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (1990). В 1997 г. вышло ее новое, переработанное издание. [[Иисус]] в произведении Флюссера предстает как еврей, не нарушавший предписаний [[Галаха|Галахи]] своего времени. Революционное начало в проповеди Иисуса основано, по мнению Флюссера, не на критике еврейского Закона, а на радикализации заповеди о любви, призыве к новой морали и идее Царства небесного. Предварительным условием появления Иисуса было углубление и утончение нравственного сознания в иудаизме его времени, по сравнению с библейскими временами.
Ближе всего Иисус стоит к «фарисеям любви» из школы [[Гилель|Гилельа]], хотя фарисеем в собственном смысле он не был (см. [[Фарисеи]]). Принятый в кругах, проникнутых идеями [[Ессеи|ессеев]], принцип, требующий одинакового отношения ко всем людям, Иисус развил в заповедь о любви к врагам и требование любви, в особенности по отношению к грешникам. Для Иисуса Царство небесное — не только господство Бога, которое уже сейчас проникает в мир, но также отвечающее Божьей воле движение, которое распространяется среди людей на земле. По мнению Флюссера, Иисус вначале не считал себя [[Мессия|Мессией]], но с течением времени все более убеждался в своем мессианском призвании. Флюссер отрицает, что Иисус был казнен по приговору [[Синедрион|Синедриона]]; он пал жертвой интриг верхушки храмовой бюрократии и жестокости римских властей. В послесловии к русскому переводу своей книги Флюссер писал: «Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового. На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его собратьев по крови. Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы».
Ближе всего Иисус стоит к «фарисеям любви» из школы [[Гилель|Гилельа]], хотя фарисеем в собственном смысле он не был (см. [[Фарисеи]]). Принятый в кругах, проникнутых идеями [[Ессеи|ессеев]], принцип, требующий одинакового отношения ко всем людям, Иисус развил в заповедь о любви к врагам и требование любви, в особенности по отношению к грешникам. Для Иисуса Царство небесное — не только господство Бога, которое уже сейчас проникает в мир, но также отвечающее Божьей воле движение, которое распространяется среди людей на земле. По мнению Флюссера, Иисус вначале не считал себя [[Мессия|Мессией]], но с течением времени все более убеждался в своем мессианском призвании. Флюссер отрицает, что Иисус был казнен по приговору [[Синедрион|Синедриона]]; он пал жертвой интриг верхушки храмовой бюрократии и жестокости римских властей. В послесловии к русскому переводу своей книги Флюссер писал: «Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового. На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его собратьев по крови. Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы».

Версия 10:03, 28 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Флюссер, Давид (Густав; Flusser, David; 1917, Вена, – 2000, Иерусалим), израильский ученый-религиевед.

Биографические сведения

Вырос в Чехии, изучал классическую филологию в Пражском университете, а с 1939 г. — в Еврейском университете в Иерусалиме.

В 1947–50 гг. преподавал иврит в Институте востоковедения Пражского университета.

По возвращении в Израиль написал докторскую диссертацию на тему «Ивритская версия романа об Александре Македонском согласно Пармскому манускрипту» (опубликована впоследствии в виде приложения к книге Иосиппон, см. ниже).

С 1955 г. Флюссер преподавал в Еврейском университете; с 1962 г. — профессор, с 1989 г. — почетный (emeritus) профессор.

Ученый-религиевед

Флюссер был среди тех, кто заложил основы исследования раннего христианства в Израиле.

В статье «Секта Мертвого моря и предпавлианское христианство» («Скрипта Хиеросолимитана», 1958) и ряде других работ он показал, что знакомство с еврейской традицией и Мертвого моря свитками позволяет понять чисто еврейское происхождение христианства.

Религиозный еврей, соблюдающий мицвот, Флюссер был чужд какого-либо догматизма и охотно вступал в диалог с представителями христианских конфессий.

Ученые-христиане видят в нем одного из главных представителей «еврейской школы» в исследовании христианства.

Главные произведения Флюссера в этой области: «hа-яхадут у-мекорот hа-нацрут» («Иудаизм и происхождение христианства», 1979, английский, 1988), «Иисус согласно его свидетельствам о самом себе и памятникам пластического искусства» (немецкий, 1968), «Иисус» (английский, 1969), «Иисус в контексте истории» (в книге «Происхождение христианства», под редакцией А. Тойнби, 1969). Книга Флюссера «Иисус» выдержала несколько изданий, приобрела большую популярность как в еврейском, так и в христианском мире и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (1990). В 1997 г. вышло ее новое, переработанное издание. Иисус в произведении Флюссера предстает как еврей, не нарушавший предписаний Галахи своего времени. Революционное начало в проповеди Иисуса основано, по мнению Флюссера, не на критике еврейского Закона, а на радикализации заповеди о любви, призыве к новой морали и идее Царства небесного. Предварительным условием появления Иисуса было углубление и утончение нравственного сознания в иудаизме его времени, по сравнению с библейскими временами.

Ближе всего Иисус стоит к «фарисеям любви» из школы Гилельа, хотя фарисеем в собственном смысле он не был (см. Фарисеи). Принятый в кругах, проникнутых идеями ессеев, принцип, требующий одинакового отношения ко всем людям, Иисус развил в заповедь о любви к врагам и требование любви, в особенности по отношению к грешникам. Для Иисуса Царство небесное — не только господство Бога, которое уже сейчас проникает в мир, но также отвечающее Божьей воле движение, которое распространяется среди людей на земле. По мнению Флюссера, Иисус вначале не считал себя Мессией, но с течением времени все более убеждался в своем мессианском призвании. Флюссер отрицает, что Иисус был казнен по приговору Синедриона; он пал жертвой интриг верхушки храмовой бюрократии и жестокости римских властей. В послесловии к русскому переводу своей книги Флюссер писал: «Среди ученых я отнюдь не единственный, кто на основании критического анализа источников пришел к выводу, что Иисус был верным своей религии евреем и что он был убит оккупационными властями в качестве такового. На протяжении человеческой истории подобная судьба постигла миллионы его собратьев по крови. Если моя книга хоть немного помогла читателю осознать, что жизнь Иисуса — это жизнь еврея, она тем самым облегчила правильное восприятие слов Иисуса и понимание его судьбы».

В книге «Новая чуткость в иудаизме и христианская весть» (1968) Флюссер исследовал значение принципа любви к ближнему в двух родственных религиях. Он исследовал также проблемы происхождения раннехристианской литературы от современной ей еврейской («Притчи законоучителей и Иисус притчей», 1981). Одним из важных научных достижений Флюссера явилось осуществленное им издание книги Иосиппон (т. 1, 1979; т. 2, 1981). Статьи Флюссера собраны в сборниках: «hа-нацрут hа-кдума» («Раннее христианство», 1970), «Кат мидбар Иехуда ве-хашкафотеха» («Секта Мертвого моря и ее воззрения», 1971). Флюссер — автор ряда статей в «Энциклопедии иврит» и «Энциклопедии иудаика». В 1980 г. ему была присуждена Государственная премия Израиля.

В статье «Антихрист и евреи — от Соловьева до Беды Достопочтенного» (сборник «Omnia disce», Кёльн, 1996; см. Антихрист) Флюссер исследовал разные источники «Краткой повести об антихристе» В. Соловьева, который, по его мнению, лучше других христианских мыслителей сумел понять сущность еврейской религии. Флюссер считал, что в русской религиозной традиции христианская религия не заглушила личную веру Иисуса, что образ и неповторимый голос Иисуса в русском народе забыты меньше, чем где бы то ни было. Поэтому он надеялся на успех своей книги об Иисусе у русских читателей.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФЛЮССЕР Давид в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация