Уайлдер, Билли

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}{{другие значения|Уайлдер}}
}}{{другие значения|Уайлдер}}
-
{{Кинематографист
+
{{Персона
-
|имя                 = Билли Уайлдер
+
|имя             = Билли Уайлдер
-
|оригинал имени       = Billy Wilder
+
|оригинал имени   = Billy Wilder
-
|изображение         = Wilder-billy.jpg
+
|портрет         = Wilder-billy.jpg
-
|ширина              =  
+
|размер          = 220px
-
|описание изображения =  
+
|описание         =  
-
|имя при рождении     = Samuel Wilder
+
|имя при рождении = שמואל ווילדער
-
|дата рождения       = 22.6.1906
+
|род деятельности = Кинематографист
-
|место рождения       = [[Суха-Бескидзка|Суха]], Польская [[Галиция]]
+
|дата рождения   = 22.6.1906
-
|дата смерти         = 27.3.2002
+
|место рождения   = Суха-Бескидзка, Польская [[Галиция]]
-
|место смерти         = [[Беверли Хиллз]], [[Калифорния]]
+
|гражданство      =
-
|профессия            = {{кинорежиссёр|США}}, {{кинопродюсер|США}}, {{сценарист|США}}
+
|подданство      = Австро-Венгрия, {{USA}}
-
|гражданство          = {{USA}}
+
|дата смерти     = 27.3.2002
-
|годы активности      = [[1934 год в кино|1934]]—[[1981 год в кино|1981]]
+
|место смерти     = [[Беверли Хиллз]], [[Калифорния]]
-
|направление         =  
+
|отец            =  
-
|киностудия          =  
+
|мать            =  
-
|награды             = «[[Золотая пальмовая ветвь|Гран-При Каннского фестиваля]]» ([[1946 год в кино|1946]])<br />«[[Оскар (премия)|Оскар]]» ([[1946 год в кино|1946]], [[1961 год в кино|1961]]){{Большой офицерский крест ордена За заслуги перед ФРГ}}
+
|супруг          =  
-
|imdb_id              = 0000697
+
|супруга         =  
-
|сайт                 =  
+
|дети            =  
 +
|награды и премии = «Гран-При Каннского фестиваля» (|1946)<br />«Оскар» (1946, 1961){{Большой офицерский крест ордена За заслуги перед ФРГ}}
 +
|сайт             =  
}}
}}
-
'''Би́лли Уа́йлдер''' ({{lang-en|Billy Wilder}}, [[22 июня]], [[1906]], [[Суха-Бескидзка|Суха]], Польская [[Галиция]] — [[27 марта]] [[2002]], [[Беверли Хиллз]]) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть [[Оскар (премия)|Оскаров]] (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988).
+
 
 +
'''Би́лли Уа́йлдер''' ({{lang-en|Billy Wilder}}, [[22 июня]], [[1906]], [[Суха-Бескидзка|Суха]], Польская [[Галиция]] — [[27 марта]] [[2002]], [[Беверли Хиллз]]) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988).
== Биография ==
== Биография ==
-
Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]], в [[еврей]]ской семье (был сыном владельца гостиничной сети). Поступил в [[Венский университет]], намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. В 1920-е гг. работал журналистом в [[Берлин]]е, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]].
+
Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]], в [[еврей]]ской семье (был сыном владельца гостиничной сети).  
 +
 
 +
=== Начало жизни ===
 +
Поступил в [[Венский университет]], намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет.  
 +
 
 +
В 1920-е гг. работал журналистом в [[Берлин]]е, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу».  
 +
 
 +
После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]].
 +
 
 +
=== Работа в Голливуде ===
 +
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие.
 +
 
 +
Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов.
 +
 
 +
По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла ''Грета Гарбо'') и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).
-
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие. Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов. По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «[[Ниночка]]» Любича (главную роль в которой сыграла [[Грета Гарбо]]) и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).
+
В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
-
В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре [[нуар]] — «[[Двойная страховка]]». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, [[Чандлер, Раймонд|Раймондом Чандлером]].
+
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б. Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские [[концентрационный лагерь|концлагеря]], проституция и бессмысленность современной жизни.
-
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б.Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как [[алкоголизм]], нацистские [[концентрационный лагерь|концлагеря]], [[проституция]] и бессмысленность современной жизни.
+
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).
-
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «[[Потерянный уикенд (фильм)|Потерянный уикенд]]» (1946) и «[[Бульвар Сансет (фильм)|Бульвар Сансет]]» (1951).
+
Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).
-
Начиная с фильма «[[Зуд седьмого года]]» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится [[комедия]] в самых разнообразных проявлениях: комедия-[[фарс]] («[[В джазе только девушки]]», 1959), [[романтическая комедия]] («[[Любовь после полудня (фильм)|Любовь после полудня]]», 1957), комедия с оттенком [[сатира|сатиры]] («[[Квартира (фильм, 1960)|Квартира]]», 1960).
+
Почти все эти ленты основаны на сценариях [[И. А. Л. Даймонд]]а. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн.
-
Почти все эти ленты основаны на сценариях [[И. А. Л. Даймонд]]а. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были [[Леммон, Джек|Джек Леммон]], [[Мэрилин Монро]],
+
Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
-
[[Одри Хэпберн]].
+
-
Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной [[Американский институт киноискусства|Американским институтом киноискусства]], больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
+
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).
Строка 181: Строка 196:
{{Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу 1943—1960}}
{{Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу 1943—1960}}
-
+
{{WikiCopyRight}}
-
+
[[Категория:Евреи в Европе]]
-
+
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
-
+
[[Категория:Лауреаты премии «Оскар»]]
-
+
-
+
-
 
+
-
[[an:Billy Wilder]]
+
-
[[ar:بيلي وايلدر]]
+
-
[[ast:Billy Wilder]]
+
-
[[az:Billi Uaylder]]
+
-
[[bg:Били Уайлдър]]
+
-
[[bn:বিলি ওয়াইল্ডার]]
+
-
[[ca:Billy Wilder]]
+
-
[[cs:Billy Wilder]]
+
-
[[da:Billy Wilder]]
+
-
[[de:Billy Wilder]]
+
-
[[el:Μπίλι Γουάιλντερ]]
+
-
[[en:Billy Wilder]]
+
-
[[eo:Billy Wilder]]
+
-
[[es:Billy Wilder]]
+
-
[[et:Billy Wilder]]
+
-
[[eu:Billy Wilder]]
+
-
[[fa:بیلی وایلدر]]
+
-
[[fi:Billy Wilder]]
+
-
[[fr:Billy Wilder]]
+
-
[[gl:Billy Wilder]]
+
-
[[he:בילי ויילדר]]
+
-
[[hr:Billy Wilder]]
+
-
[[hu:Billy Wilder]]
+
-
[[id:Billy Wilder]]
+
-
[[it:Billy Wilder]]
+
-
[[ja:ビリー・ワイルダー]]
+
-
[[ka:ბილი უაილდერი]]
+
-
[[ko:빌리 와일더]]
+
-
[[lv:Billijs Vailders]]
+
-
[[nah:Billy Wilder]]
+
-
[[nl:Billy Wilder]]
+
-
[[nn:Billy Wilder]]
+
-
[[no:Billy Wilder]]
+
-
[[pl:Billy Wilder]]
+
-
[[pt:Billy Wilder]]
+
-
[[ro:Billy Wilder]]
+
-
[[sh:Billy Wilder]]
+
-
[[simple:Billy Wilder]]
+
-
[[sr:Били Вајлдер]]
+
-
[[sv:Billy Wilder]]
+
-
[[tr:Billy Wilder]]
+
-
[[uk:Біллі Вайлдер]]
+
-
[[vi:Billy Wilder]]
+
-
[[zh:比利·懷德]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+

Версия 10:12, 27 декабря 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Билли Уайлдер
Billy Wilder
Файл:Wilder-billy.jpg
Имя при рождении:

שמואל ווילדער

Род деятельности:

Кинематографист

Дата рождения:

22 июня 1906(1906-06-22)

Место рождения:

Суха-Бескидзка, Польская Галиция

Подданство:

Австро-Венгрия, Соединённые Штаты Америки США

Дата смерти:

27 марта 2002(2002-03-27) (95 лет)

Место смерти:

Беверли Хиллз, Калифорния

Награды и премии:

«Гран-При Каннского фестиваля» (

Би́лли Уа́йлдер (англ. Billy Wilder, 22 июня, 1906, Суха, Польская Галиция — 27 марта 2002, Беверли Хиллз) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988).

Содержание

Биография

Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей Австро-Венгрии, в еврейской семье (был сыном владельца гостиничной сети).

Начало жизни

Поступил в Венский университет, намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет.

В 1920-е гг. работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу».

После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.

Работа в Голливуде

Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие.

Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов.

По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла Грета Гарбо) и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).

В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.

Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б. Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.

Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).

Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).

Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн.

Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».

Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).

Фильмография

  • 1939 — Ниночка / Ninotchka — автор сценария
  • 1942 — Майор и малютка / Major and the Minor, The
  • 1943 — Пять гробниц по пути в Каир / Five Graves to Cairo
  • 1944 — Двойная страховка / Double Indemnity
  • 1945 — Потерянный уикэнд / Lost Weekend, The
  • 1948 — Императорский вальс / Emperor Waltz, The
  • 1948 — Зарубежный роман / A Foreign Affair
  • 1950 — Бульвар Сансет / Sunset Blvd.
  • 1951 — Туз в рукаве / Ace in the Hole
  • 1953 — Лагерь для военнопленных № 17 / Stalag 17
  • 1954 — Сабрина / Sabrina
  • 1955 — Зуд седьмого года / Seven Year Itch, The
  • 1957 — Дух Сент-Луиса / Spirit of St. Louis, The
  • 1957 — Любовь после полудня / Love in the Afternoon
  • 1957 — Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution
  • 1959 — В джазе только девушки / Some Like It Hot
  • 1960 — Квартира / Apartment, The
  • 1961 — Один, два, три / One, Two, Three
  • 1963 — Нежная Ирма / Irma la Douce
  • 1964 — Поцелуй меня, глупенький / Kiss Me, Stupid
  • 1966 — Азарт удачи / Fortune Cookie, The
  • 1970 — Частная жизнь Шерлока Холмса / Private Life of Sherlock Holmes, The
  • 1972 — Аванти! / Avanti!
  • 1974 — Первая полоса / Front Page, The
  • 1978 — Федора / Fedora
  • 1981 — Друг-приятель / Buddy Buddy

Награды «Оскар»

Год Награждение Фильм
Премия «Оскар»:
1946 Лучший оригинальный сценарий Потерянный уикэнд
1946 Лучший режиссёр
1951 Лучший оригинальный сценарий Бульвар Сансет
1961 Лучший оригинальный сценарий Квартира
1961 Лучший режиссёр
1961 Лучший кинофильм
1988 Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга За высокое качество общего творческого вклада в кино
Номинации на «Оскар»:
1940 Лучший оригинальный сценарий Ниночка
1942 Лучший адаптированный сценарий Hold Back the Dawn
1942 Лучший оригинальный сюжет Огненный мир
1945 Лучший адаптированный сценарий Двойная страховка
1945 Лучший режиссёр
1949 Лучший адаптированный сценарий Зарубежный роман
1951 Лучший режиссёр Бульвар Сансет
1952 Лучший сюжет и сценарий Туз в рукаве
1954 Лучший режиссёр Лагерь для военнопленных № 17
1955 Лучший адаптированный сценарий Сабрина
1955 Лучший режиссёр
1958 Лучший режиссёр Свидетель обвинения
1960 Лучший сценарий В джазе только девушки
1960 Лучший режиссёр
1967 Лучший оригинальный сценарий Азарт удачи

Шаблон:Фильмы Билли Уайлдера Шаблон:Премия «Оскар» за лучшую режиссуру 1941-1960 Шаблон:Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий 1940—1960 Шаблон:Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий 1927—1947 Шаблон:Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу 1943—1960

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация