Фишхоф, Адольф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Фишхоф, Адольф (ЭЕЭ)» в «Фишхоф, Адольф») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Фишхоф, Адольф''' (Аврахам; Fischhoff, Adolf; 1816, Буда, – 1893, Эммерсдорф, Австро-Венгрия), австрийский общественный и политический деятель. | + | '''Фишхоф, Адольф''' (Аврахам; Fischhoff, Adolf; 1816, Буда, – 1893, Эммерсдорф, Австро-Венгрия), австрийский общественный и политический деятель. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Отец Фишхофа был [[Талмид-Хахам|талмид-хахам]]. В детстве наряду с общим Фишхоф получил традиционное еврейское образование. | |
- | В 1866 г. правительство предложило Фишхофу портфель министра-«примирителя немцев со славянами», для чего императорским указом в начале 1867 г. ему были возвращены все политические права, но это назначение не состоялось только из-за отказа Фишхофа принять христианство. Фишхоф был также одним из первых, кто в 1875 г. выступил с призывом ко всеобщему разоружению в Европе. Важной политической инициативой была предпринятая Фишхофом в 1882 г. попытка основать Немецкую народную партию, которая отстаивала бы предложенное им справедливое решение национального вопроса. Эта попытка не имела успеха, так как в самой Австрии, даже в демократически настроенных кругах, принцип автономизма, как правило, отвергался. Лишь после смерти Фишхофа его идеи получили политическое воплощение в деятельности многих демократических партий национальной ориентации, причем не только в Австро-Венгрии, но в ряде других европейских стран. | + | В 1836 г. для обучения медицине переехал в Вену. В 1845 г. окончил Венский университет и стал преуспевающим практикующим врачом. |
+ | == Общественный и политический деятель == | ||
+ | |||
+ | Убежденный либерал, Фишхоф с энтузиазмом встретил революцию 1848 г. в Вене и стал одним из ее лидеров. | ||
+ | |||
+ | Его воодушевленные речи с призывами к свободе и равенству принесли ему огромную популярность. | ||
+ | |||
+ | В течение 1848 г. Фишхоф фактически возглавлял революционное движение в австрийской столице — он был избран председателем венского Комитета общественной безопасности и командующим успешно действовавшего в течение некоторого времени Академического легиона, образованного из студентов. | ||
+ | |||
+ | В том же году Фишхоф был избран в австрийский Рейхсрат (Учредительное собрание), возглавил в нем влиятельное левое крыло и несколько месяцев входил в состав кабинета министров (впервые еврей в Австрии занял такой пост). | ||
+ | |||
+ | Тогда же муниципалитет австрийской столицы присвоил Фишхофу звание почетного гражданина Вены, а Национальная гвардия избрала его своим почетным членом. | ||
+ | |||
+ | В марте 1849 г. после поражения революции и разгона Рейхсрата Фишхоф был арестован (предупрежденный об опасности, он отказался скрыться) и обвинен в государственной измене. Суд, состоявшийся спустя девять месяцев, которые Фишхоф провел в тюремном заключении, вынес ему оправдательный приговор, однако лишил его права заниматься политической деятельностью. | ||
+ | === Публицист и литератор === | ||
+ | |||
+ | Вернувшись к врачебной практике, Фишхоф продолжал отстаивать свои либеральные и демократические идеалы как публицист и литератор. | ||
+ | |||
+ | В работах «Решение венгерского вопроса» (1861), «Австрия и ее граждане» (1869), «Права языков в государствах смешанного национального состава» (1885) он уделил основное внимание острейшему в австрийской монархии национальному вопросу. | ||
+ | |||
+ | Разработанная им программа, предусматривавшая гражданское и национальное равенство всех народов, живущих на территории Австро-Венгрии, предоставление широкой автономии каждой нации, принцип федерализма, расширение прав органов местного самоуправления и т. д., была с воодушевлением принята венграми, чехами и другими (особенно славянскими) народами, живущими под властью габсбургской монархии. | ||
+ | |||
+ | В 1866 г. правительство предложило Фишхофу портфель министра-«примирителя немцев со славянами», для чего императорским указом в начале 1867 г. ему были возвращены все политические права, но это назначение не состоялось только из-за отказа Фишхофа принять христианство. | ||
+ | == Инициативы Фишхофа == | ||
+ | |||
+ | Фишхоф был также одним из первых, кто в 1875 г. выступил с призывом ко всеобщему разоружению в Европе. | ||
+ | |||
+ | Важной политической инициативой была предпринятая Фишхофом в 1882 г. попытка основать Немецкую народную партию, которая отстаивала бы предложенное им справедливое решение национального вопроса. | ||
+ | |||
+ | Эта попытка не имела успеха, так как в самой Австрии, даже в демократически настроенных кругах, принцип автономизма, как правило, отвергался. | ||
+ | |||
+ | Лишь после смерти Фишхофа его идеи получили политическое воплощение в деятельности многих демократических партий национальной ориентации, причем не только в Австро-Венгрии, но в ряде других европейских стран. | ||
В еврейских общественной жизни Фишхоф принял участие в 1851 г., написав проект устава ассоциации еврейских сельских колонистов в Галиции. Фишхоф не выступал с требованием еврейского равноправия, считая, как и мн. др. либералы, а затем и социалисты, что общее демократическое решение национальной проблемы избавит и евреев от правовых и национальных ущемлений. Несмотря на это, Фишхоф оказал значительное влияние на еврейское национальное движение — его программные установки по национальному вопросу были почти полностью восприняты Еврейской народной партией (созданной в 1906 г. в Австро-Венгрии), [[Фолкспартей]] в России и Польше (см. также [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]]), а частично и [[Бунд|Бундом]]. | В еврейских общественной жизни Фишхоф принял участие в 1851 г., написав проект устава ассоциации еврейских сельских колонистов в Галиции. Фишхоф не выступал с требованием еврейского равноправия, считая, как и мн. др. либералы, а затем и социалисты, что общее демократическое решение национальной проблемы избавит и евреев от правовых и национальных ущемлений. Несмотря на это, Фишхоф оказал значительное влияние на еврейское национальное движение — его программные установки по национальному вопросу были почти полностью восприняты Еврейской народной партией (созданной в 1906 г. в Австро-Венгрии), [[Фолкспартей]] в России и Польше (см. также [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]]), а частично и [[Бунд|Бундом]]. |
Версия 20:31, 23 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Фишхоф, Адольф (Аврахам; Fischhoff, Adolf; 1816, Буда, – 1893, Эммерсдорф, Австро-Венгрия), австрийский общественный и политический деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Фишхофа был талмид-хахам. В детстве наряду с общим Фишхоф получил традиционное еврейское образование.
В 1836 г. для обучения медицине переехал в Вену. В 1845 г. окончил Венский университет и стал преуспевающим практикующим врачом.
Общественный и политический деятель
Убежденный либерал, Фишхоф с энтузиазмом встретил революцию 1848 г. в Вене и стал одним из ее лидеров.
Его воодушевленные речи с призывами к свободе и равенству принесли ему огромную популярность.
В течение 1848 г. Фишхоф фактически возглавлял революционное движение в австрийской столице — он был избран председателем венского Комитета общественной безопасности и командующим успешно действовавшего в течение некоторого времени Академического легиона, образованного из студентов.
В том же году Фишхоф был избран в австрийский Рейхсрат (Учредительное собрание), возглавил в нем влиятельное левое крыло и несколько месяцев входил в состав кабинета министров (впервые еврей в Австрии занял такой пост).
Тогда же муниципалитет австрийской столицы присвоил Фишхофу звание почетного гражданина Вены, а Национальная гвардия избрала его своим почетным членом.
В марте 1849 г. после поражения революции и разгона Рейхсрата Фишхоф был арестован (предупрежденный об опасности, он отказался скрыться) и обвинен в государственной измене. Суд, состоявшийся спустя девять месяцев, которые Фишхоф провел в тюремном заключении, вынес ему оправдательный приговор, однако лишил его права заниматься политической деятельностью.
Публицист и литератор
Вернувшись к врачебной практике, Фишхоф продолжал отстаивать свои либеральные и демократические идеалы как публицист и литератор.
В работах «Решение венгерского вопроса» (1861), «Австрия и ее граждане» (1869), «Права языков в государствах смешанного национального состава» (1885) он уделил основное внимание острейшему в австрийской монархии национальному вопросу.
Разработанная им программа, предусматривавшая гражданское и национальное равенство всех народов, живущих на территории Австро-Венгрии, предоставление широкой автономии каждой нации, принцип федерализма, расширение прав органов местного самоуправления и т. д., была с воодушевлением принята венграми, чехами и другими (особенно славянскими) народами, живущими под властью габсбургской монархии.
В 1866 г. правительство предложило Фишхофу портфель министра-«примирителя немцев со славянами», для чего императорским указом в начале 1867 г. ему были возвращены все политические права, но это назначение не состоялось только из-за отказа Фишхофа принять христианство.
Инициативы Фишхофа
Фишхоф был также одним из первых, кто в 1875 г. выступил с призывом ко всеобщему разоружению в Европе.
Важной политической инициативой была предпринятая Фишхофом в 1882 г. попытка основать Немецкую народную партию, которая отстаивала бы предложенное им справедливое решение национального вопроса.
Эта попытка не имела успеха, так как в самой Австрии, даже в демократически настроенных кругах, принцип автономизма, как правило, отвергался.
Лишь после смерти Фишхофа его идеи получили политическое воплощение в деятельности многих демократических партий национальной ориентации, причем не только в Австро-Венгрии, но в ряде других европейских стран.
В еврейских общественной жизни Фишхоф принял участие в 1851 г., написав проект устава ассоциации еврейских сельских колонистов в Галиции. Фишхоф не выступал с требованием еврейского равноправия, считая, как и мн. др. либералы, а затем и социалисты, что общее демократическое решение национальной проблемы избавит и евреев от правовых и национальных ущемлений. Несмотря на это, Фишхоф оказал значительное влияние на еврейское национальное движение — его программные установки по национальному вопросу были почти полностью восприняты Еврейской народной партией (созданной в 1906 г. в Австро-Венгрии), Фолкспартей в России и Польше (см. также С. Дубнов), а частично и Бундом.
В соответствии с волей Фишхофа он был похоронен на еврейское кладбище.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФИШХОФ Адольф в ЭЕЭ