Фрайнд (газета)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Фрайнд» в «Фрайнд (газета)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''«Фрайнд»''' (״דער פֿרײַנד״, «Дер фрайнд» — «Друг»), ежедневная газета на идиш. Издавалась в Петербурге, а затем в Варшаве. Издатель Ш. Раппопорт (1862–1928) добивался разрешения на издание газеты с 1895 г. Первый номер вышел 14 января 1903 г. с подзаголовком «Первая ежедневная газета на жаргоне». Хотя ранее в Российской империи издавались и распространялись другие газеты на идиш (первая — еженедельник «Кол мевассер» — выходила в Одессе еще в 1864–71 гг.), именно начало издания «Фрайнд» считается «днем рождения современной еврейской печати». Появление «Фрайнд» стало мощным стимулом для развития языка идиш и литературы на нем. | + | '''«Фрайнд»''' (״דער פֿרײַנד״, «Дер фрайнд» — «Друг»), ежедневная газета на идиш. Издавалась в Петербурге, а затем в Варшаве. |
+ | == Направленность издания == | ||
+ | |||
+ | Издатель Ш. Раппопорт (1862–1928) добивался разрешения на издание газеты с 1895 г. Первый номер вышел 14 января 1903 г. с подзаголовком «Первая ежедневная газета на жаргоне». | ||
+ | |||
+ | Хотя ранее в Российской империи издавались и распространялись другие газеты на идиш (первая — еженедельник «Кол мевассер» — выходила в Одессе еще в 1864–71 гг.), именно начало издания «Фрайнд» считается «днем рождения современной еврейской печати». | ||
+ | |||
+ | Появление «Фрайнд» стало мощным стимулом для развития языка идиш и литературы на нем. | ||
Первые два года редактором газеты был [[Гинзбург, Шаул|Ш. Гинзбург]], придавший ей сионистскую направленность; впоследствии «Фрайнд» заняла нейтральную позицию в спорах представителей различных течений еврейской политической мысли, а во время событий 1905 г. призывала к активной борьбе за гражданские права. | Первые два года редактором газеты был [[Гинзбург, Шаул|Ш. Гинзбург]], придавший ей сионистскую направленность; впоследствии «Фрайнд» заняла нейтральную позицию в спорах представителей различных течений еврейской политической мысли, а во время событий 1905 г. призывала к активной борьбе за гражданские права. | ||
+ | |||
В публицистике «Фрайнд» продолжала традиции еврейского просветительства (см. [[Хаскала]]), значительное место в материалах газеты занимали призывы к повышению общего образования, к реформированию [[Хедер|хедеров]] (см. также [[Образование Еврейскоесодержание|Образование еврейское]]), наряду с политическими обзорами публиковались многочисленные научно-популярные статьи. | В публицистике «Фрайнд» продолжала традиции еврейского просветительства (см. [[Хаскала]]), значительное место в материалах газеты занимали призывы к повышению общего образования, к реформированию [[Хедер|хедеров]] (см. также [[Образование Еврейскоесодержание|Образование еврейское]]), наряду с политическими обзорами публиковались многочисленные научно-популярные статьи. | ||
- | Язык идиш, который вначале рассматривался лишь как орудие пропаганды просветительских взглядов, приобретал в глазах издателей, авторов и читателей «Фрайнд» все большую национально-культурную ценность. Редактор газеты И. Лурье (1871–1937) утверждал: «Благодаря жаргону народ становится более национальным, чем через древнееврейский язык». Авторами «Фрайнд» были выдающиеся еврейские писатели и публицисты своего времени: [[Динезон Яаков|Я. Динезон]], [[Менделе Мохер Сфарим]], [[Ратнер, Марк Борисович|М. Ратнер]], [[Рывкин, Мирон Давидович|М. Рывкин]], [[Сегалович, Зусман|З. Сегалович]], [[Тайч, Моше|М. Тайч]], [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруг]], [[Шалом Алейхем]] и многие другие. В 1905 г. при газете выпускался ежемесячный журнал под тем же названием. Упорядоченная орфография языка идиш, введенная редакцией газеты, распространилась на другие еврейские издания и стала нормативной. | + | |
+ | Язык идиш, который вначале рассматривался лишь как орудие пропаганды просветительских взглядов, приобретал в глазах издателей, авторов и читателей «Фрайнд» все большую национально-культурную ценность. | ||
+ | |||
+ | Редактор газеты И. Лурье (1871–1937) утверждал: «Благодаря жаргону народ становится более национальным, чем через древнееврейский язык». | ||
+ | == Авторский коллектив == | ||
+ | |||
+ | Авторами «Фрайнд» были выдающиеся еврейские писатели и публицисты своего времени: [[Динезон Яаков|Я. Динезон]], [[Менделе Мохер Сфарим]], [[Ратнер, Марк Борисович|М. Ратнер]], [[Рывкин, Мирон Давидович|М. Рывкин]], [[Сегалович, Зусман|З. Сегалович]], [[Тайч, Моше|М. Тайч]], [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруг]], [[Шалом Алейхем]] и многие другие. | ||
+ | == Успех газеты == | ||
+ | |||
+ | В 1905 г. при газете выпускался ежемесячный журнал под тем же названием. Упорядоченная орфография языка идиш, введенная редакцией газеты, распространилась на другие еврейские издания и стала нормативной. | ||
+ | |||
Коммерческий успех газеты (уже в 1903 г. тираж достиг 50 тысяч экземпляров) позволил поднять ее техническую базу и оформление на уровень лучших российских периодических изданий начала века. | Коммерческий успех газеты (уже в 1903 г. тираж достиг 50 тысяч экземпляров) позволил поднять ее техническую базу и оформление на уровень лучших российских периодических изданий начала века. | ||
+ | |||
+ | |||
12 декабря 1905 г. власти приостановили издание газеты в связи с опубликованием в ней манифеста петербургского Совета рабочих депутатов, и до 30 июня 1906 г. газета выходила под названием «Дос лебн». В 1908 г. из-за экономических трудностей издание газеты было прервано на два месяца, но вскоре она вновь стала выходить в Варшаве под редакцией Ш. Розенфельда (1869–1943). В 1913 г. цензурные притеснения вновь привели к приостановке выхода издания, после чего издатели вернулись к названию «Дос лебн»; окончательно власти закрыли газету в августе 1914 г. | 12 декабря 1905 г. власти приостановили издание газеты в связи с опубликованием в ней манифеста петербургского Совета рабочих депутатов, и до 30 июня 1906 г. газета выходила под названием «Дос лебн». В 1908 г. из-за экономических трудностей издание газеты было прервано на два месяца, но вскоре она вновь стала выходить в Варшаве под редакцией Ш. Розенфельда (1869–1943). В 1913 г. цензурные притеснения вновь привели к приостановке выхода издания, после чего издатели вернулись к названию «Дос лебн»; окончательно власти закрыли газету в августе 1914 г. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
Под тем же названием — «Фрайнд» — выходили другие периодические издания на идиш в разных странах: в США (орган культурно-общественной организации [[Арбетер Ринг|Арбетер ринг]], Нью-Йорк, 1910–67), Нидерландах (орган еврейских ремесленников, Антверпен, 1922), Польше (орган компартии, Варшава, 1934–35), Мексике (Мехико-Сити, 1962–65). | Под тем же названием — «Фрайнд» — выходили другие периодические издания на идиш в разных странах: в США (орган культурно-общественной организации [[Арбетер Ринг|Арбетер ринг]], Нью-Йорк, 1910–67), Нидерландах (орган еврейских ремесленников, Антверпен, 1922), Польше (орган компартии, Варшава, 1934–35), Мексике (Мехико-Сити, 1962–65). | ||
Версия 18:52, 22 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
«Фрайнд» (״דער פֿרײַנד״, «Дер фрайнд» — «Друг»), ежедневная газета на идиш. Издавалась в Петербурге, а затем в Варшаве.
Направленность издания
Издатель Ш. Раппопорт (1862–1928) добивался разрешения на издание газеты с 1895 г. Первый номер вышел 14 января 1903 г. с подзаголовком «Первая ежедневная газета на жаргоне».
Хотя ранее в Российской империи издавались и распространялись другие газеты на идиш (первая — еженедельник «Кол мевассер» — выходила в Одессе еще в 1864–71 гг.), именно начало издания «Фрайнд» считается «днем рождения современной еврейской печати».
Появление «Фрайнд» стало мощным стимулом для развития языка идиш и литературы на нем. Первые два года редактором газеты был Ш. Гинзбург, придавший ей сионистскую направленность; впоследствии «Фрайнд» заняла нейтральную позицию в спорах представителей различных течений еврейской политической мысли, а во время событий 1905 г. призывала к активной борьбе за гражданские права.
В публицистике «Фрайнд» продолжала традиции еврейского просветительства (см. Хаскала), значительное место в материалах газеты занимали призывы к повышению общего образования, к реформированию хедеров (см. также Образование еврейское), наряду с политическими обзорами публиковались многочисленные научно-популярные статьи.
Язык идиш, который вначале рассматривался лишь как орудие пропаганды просветительских взглядов, приобретал в глазах издателей, авторов и читателей «Фрайнд» все большую национально-культурную ценность.
Редактор газеты И. Лурье (1871–1937) утверждал: «Благодаря жаргону народ становится более национальным, чем через древнееврейский язык».
Авторский коллектив
Авторами «Фрайнд» были выдающиеся еврейские писатели и публицисты своего времени: Я. Динезон, Менделе Мохер Сфарим, М. Ратнер, М. Рывкин, З. Сегалович, М. Тайч, С. Фруг, Шалом Алейхем и многие другие.
Успех газеты
В 1905 г. при газете выпускался ежемесячный журнал под тем же названием. Упорядоченная орфография языка идиш, введенная редакцией газеты, распространилась на другие еврейские издания и стала нормативной.
Коммерческий успех газеты (уже в 1903 г. тираж достиг 50 тысяч экземпляров) позволил поднять ее техническую базу и оформление на уровень лучших российских периодических изданий начала века.
12 декабря 1905 г. власти приостановили издание газеты в связи с опубликованием в ней манифеста петербургского Совета рабочих депутатов, и до 30 июня 1906 г. газета выходила под названием «Дос лебн». В 1908 г. из-за экономических трудностей издание газеты было прервано на два месяца, но вскоре она вновь стала выходить в Варшаве под редакцией Ш. Розенфельда (1869–1943). В 1913 г. цензурные притеснения вновь привели к приостановке выхода издания, после чего издатели вернулись к названию «Дос лебн»; окончательно власти закрыли газету в августе 1914 г.
Под тем же названием — «Фрайнд» — выходили другие периодические издания на идиш в разных странах: в США (орган культурно-общественной организации Арбетер ринг, Нью-Йорк, 1910–67), Нидерландах (орган еврейских ремесленников, Антверпен, 1922), Польше (орган компартии, Варшава, 1934–35), Мексике (Мехико-Сити, 1962–65).