Цвейфель, Элиэзер Цви hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Цвейфель Эли‘эзер Цви hа-Кохен (ЭЕЭ)» в «Цвейфель Эли‘эзер Цви hа-Коhен (ЭЕЭ)»: Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
 +
'''Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен''' (1815, Могилев, Белоруссия, – 1888, Глухов, Украина), еврейский писатель и публицист. Писал на [[иврит]]е и — в меньшей мере — на [[идиш]]е.
 +
== Начало жизни ==
 +
Его отец, [[Хабад|любавичский хасид]], занимал скромную должность [[меламед]]а.
 +
Цвейфель получил основательное домашнее образование и славился знанием [[раввинист]]ической и [[хасид]]ской литературы.
 +
Родители женили Цвейфеля в юном возрасте, но его семейная жизнь не сложилась, и молодость он провел, скитаясь и зарабатывая [[Магид (проповедник)|проповедями]] и преподаванием.
 +
== Зрелые годы ==
 +
В эти годы он познакомился с [[Иврит Новая Литературасодержание| новой ивритской литературой]] и стал приверженцем [[Ѓаскала|Ѓаскалы]], оставаясь в то же время религиозным человеком.
 +
В 1853 г. был назначен преподавателем [[Талмуд]]а в [[раввин]]ское училище в [[Житомир]]е и стал любимым наставником нескольких поколений воспитанников (среди них — [[Линецкий, Ицхак Иоэль|И. И. Линецкий]], [[Паперна, Аврахам Яаков|А. Я. Паперна]], [[Мазе, Яков Исаевич|Я. Мазе]] и многие другие). В 1873 г., когда училище было преобразовано в учительский институт, Цвейфель был уволен и вернулся к ненадежному заработку бродячего учителя. В старости поселился в доме дочери.
 +
== Литературное творчество ==
 +
Литературное творчество Цвейфеля отличается разнообразием жанров (стихотворения, рассказы, публицистика, проповеди, труды по истории, литературно-критические статьи) и новизной стиля.
 +
Цвейфель оказался предтечей поздних [[маскилим]], которые использовали в [[иврит]]е как лексические слои [[ТАНАХ]]а, так и слова и лексические обороты [[талмуд]]ической литературы, а также с должным уважением относились к творчеству [[Ѓалаха|hалахистов]], далеких от [[Ѓаскала|Ѓаскалы]]. Эти новации вызвали отпор в среде современников Цвейфеля, активных поборников [[Ѓаскала|Ѓаскалы]].
-
'''Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен''' (1815, Могилев, Белоруссия, – 1888, Глухов, Украина), еврейский писатель и публицист. Писал на [[Иврит Язык|иврите]] и — в меньшей мере — на [[Идиш Язык|идиш]]. Его отец, любавичский хасид (см. [[Хабад]], [[Хасидизм]]), занимал скромную должность [[Меламед|меламеда]]. Цвейфель получил основательное домашнее образование и славился знанием раввинистической и хасидской литературы. Родители женили Цвейфеля в юном возрасте, но его семейная жизнь не сложилась, и молодость он провел, скитаясь и зарабатывая проповедями (см. [[Маггид]]) и преподаванием; в эти годы он познакомился с [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературой]] и стал приверженцем [[Хаскала|Хаскалы]], оставаясь в то же время религиозным человеком. В 1853 г. был назначен преподавателем [[Талмуд|Талмуда]] в раввинское училище в [[Житомир|Житомире]] и стал любимым наставником нескольких поколений воспитанников (среди них — [[Линецкий, Ицхак Иоэль|И. И. Линецкий]], [[Паперна, Аврахам Яаков|А. Я. Паперна]], [[Мазе Яаков|Я. Мазе]] и многие другие). В 1873 г., когда училище было преобразовано в учительский институт, Цвейфель был уволен и вернулся к ненадежному заработку бродячего учителя; в старости поселился в доме дочери.
+
Первый сборник стихотворений и статей Цвейфеля «Миним ве-угав» («Струны и орган», [[Вильна]], 1858) был встречен в штыки, в частности, и юным студентом училища Ш. Я. Абрамовичем, будущим [[Менделе Мохер Сфарим]]ом (сборник памфлетов «Мишнат шалом», 1860). Однако в 1880-е гг. именно Менделе Мохер Сфарим развивал и усовершенствовал литературный иврит в том направлении, которое наметил Цвейфель.  
-
Литературное творчество Цвейфеля отличается разнообразием жанров (стихотворения, рассказы, публицистика, проповеди, труды по истории, литературно-критические статьи) и новизной стиля. Цвейфель оказался предтечей поздних [[Маскилим|маскилим]], которые использовали в иврите как лексические слои [[Библия|Библии]], так и слова и лексические обороты талмудической литературы, а также с должным уважением относились к творчеству галахистов, далеких от Хаскалы. Эти новации вызвали отпор в среде современников Цвейфеля, активных поборников Хаскалы. Первый сборник стихотворений и статей Цвейфеля «Миним ве-угав» («Струны и орган», Вильна, 1858) был встречен в штыки, в частности, и юным студентом училища Ш. Я. Абрамовичем, будущим [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфаримом]] (сборник памфлетов «Мишнат шалом», 1860). Однако в 1880-е гг. именно Менделе Мохер Сфарим развивал и усовершенствовал литературный иврит в том направлении, которое наметил Цвейфель В 1867 г. вышел сборник рассказов и стихотворений Цвейфеля «Тушия» («Мудрость»).
+
В 1867 г. вышел сборник рассказов и стихотворений Цвейфеля «Тушия» («Мудрость»).
-
Для распространения идей умеренного просветительства Цвейфель обратился к творчеству на идиш; его трактаты «Мусар хаскел» («Нравственное наставление», 1862), «Тохахат хаим» («Жизненное порицание», 1865), рассказ «Дер гликлихер мафтир» («Счастливый [[Мафтир|мафтир]]», 1886) и другие произведения пользовались широкой популярностью. Однако наибольшую славу (но и наибольшее неприятие) принесло Цвейфелю его крупнейшее произведение на иврите — четырехтомный исторический труд «Шалом ал Исраэль» («Мир Израилю», Житомир—Вильна, 1868–73), посвященный истории хасидизма. [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимский]], в то время цензор еврейской печати, попытался воспрепятствовать выходу 1-го тома, сочтя труд чересчур апологетичным; когда, несмотря на это, книга вышла, Слонимский, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]] и другие выступили в печати с резкими нападками на историческую концепцию Цвейфеля. Тем не менее, работа «Шалом ал Исраэль», опирающаяся на обширный документальный материал и изобилующая впервые введенными в научный оборот фактами религиозной борьбы в еврейской среде 18 в., была высоко оценена позднейшими историками (в частности, [[Дубнов, Семен Маркович|Ш. Дубновым]], [[Городецкий, Шмуэль Абба|Ш. А. Городецким]]) и пользовалась вниманием писателей ([[Бердичевский|М. И. Бердичевского]], [[Бубер, Мартин|М. Бубера]]).
+
Для распространения идей умеренного просветительства Цвейфель обратился к творчеству на [[идиш]]е. Его трактаты «Мусар хаскел» («Нравственное наставление», 1862), «Тохахат хаим» («Жизненное порицание», 1865), рассказ «Дер гликлихер мафтир» («Счастливый [[Мафтир|мафтир]]», 1886) и другие произведения пользовались широкой популярностью.  
 +
 
 +
Однако наибольшую славу (но и наибольшее неприятие) принесло Цвейфелю его крупнейшее произведение на [[иврит]]е — четырехтомный исторический труд «Шалом аль Исраэль» («Мир Израилю», [[Житомир]]—[[Вильна]], 1868–73), посвященный истории [[хасидизм]]а. [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимский]], в то время цензор еврейской печати, попытался воспрепятствовать выходу 1-го тома, сочтя труд чересчур апологетичным.
 +
 
 +
Когда, несмотря на это, книга вышла, Слонимский, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]] и другие выступили в печати с резкими нападками на историческую концепцию Цвейфеля. Тем не менее, работа «Шалом аль Исраэль», опирающаяся на обширный документальный материал и изобилующая впервые введенными в научный оборот фактами религиозной борьбы в еврейской среде XVIII в., была высоко оценена позднейшими историками (в частности, [[Дубнов, Семен Маркович|Ш. Дубновым]], [[Городецкий, Шмуэль Абба|Ш. А. Городецким]]) и пользовалась вниманием писателей ([[Бердичевский|М. И. Бердичевского]], [[Бубер, Мартин|М. Бубера]]).
Цвейфель — автор популярных исторически-философских трактатов «Хешбоно шел олам» («Высший счет», 1878), «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля», 1884). Большой труд «Санегор» («Защитник», 1885) — значительное произведение [[Апологетическая Литература|апологетической литературы]].
Цвейфель — автор популярных исторически-философских трактатов «Хешбоно шел олам» («Высший счет», 1878), «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля», 1884). Большой труд «Санегор» («Защитник», 1885) — значительное произведение [[Апологетическая Литература|апологетической литературы]].
-
Цвейфель снискал известность и как публикатор и комментатор художественных, публицистических и проповеднических произведений. Он подготовил к печати и снабдил комментариями сборник «Мусар ав» («Отцовское наставление», 1865), в котором помещены письма [[Маймонид|Маймонида]] и Иехуды Ибн Тиббона (см. [[Тиббониды]]) своим сыновьям; книгу испанского раввина 13 в. Шем-Това Ибн Шапрута «Пардес риммоним» («Гранатовый сад», 1866; комментарий к произведениям аггадической литературы — см. [[Аггада]]); сборник статей своего умершего коллеги — преподавателя Житомирского раввинского училища Хирша Сегаля «Ликкутей Цви» («Сочинения Цви /Хирша/», 1866); переиздал комментарий Шломо Паппенхайма к литургическому гимну «Хомер бе-яд hа-йоцер» («Глина в руках Творца», 1868), опубликован впервые в начале 19 в., а также трактат о морали И. Л. Маргалиота «Бет миддот» («Храм», 1870), впервые опубликован в 1777 г.
+
== Редакторская работа ==
 +
Цвейфель снискал известность и как публикатор и комментатор художественных, публицистических и проповеднических произведений. Он подготовил к печати и снабдил комментариями  
 +
* сборник «Мусар ав» («Отцовское наставление», 1865), в котором помещены письма [[Маймонид]]а и [[Тиббониды|Иехуды ибн Тиббона]]) своим сыновьям;
 +
* книгу испанского раввина XIII в. Шем-Това ибн Шапрута «Пардес риммоним» («Гранатовый сад», 1866;
 +
* комментарий к произведениям [[Агада|агадической литературы]];
 +
* сборник статей своего умершего коллеги — преподавателя Житомирского раввинского училища Хирша Сегаля «Ликкутей Цви» («Сочинения Цви /Хирша/», 1866);
 +
* переиздал комментарий Шломо Паппенхайма к литургическому гимну «Хомер бе-яд hа-йоцер» («Глина в руках Творца», 1868), опубликован впервые в начале XIX в., а также
 +
* трактат о морали И. Л. Маргалиота «Бет миддот» («Храм», 1870), впервые опубликован в 1777 г.
-
{{ElevenCopyRight|14594|ЦВЕЙФЕЛЬ Элиэзер Цви hа-Коhен}}
+
== Источники ==
 +
* КЕЭ, том 9, кол. 1015–1017
 +
{{ElevenCopyRight|14594|ЦВЕЙФЕЛЬ Элиэзер Цви hа-Коhен}}
[[Категория:Литература на иврите]]
[[Категория:Литература на иврите]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские писатели]]
 +
[[Категория:Писатели по алфавиту]]
 +
[[Категория:Писатели на идиш]]
 +
[[Категория:История евреев Украины]]
 +
[[Категория:Хасидизм]]
 +
[[Категория:Учёные по алфавиту]]

Версия 17:01, 22 декабря 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен (1815, Могилев, Белоруссия, – 1888, Глухов, Украина), еврейский писатель и публицист. Писал на иврите и — в меньшей мере — на идише.

Содержание

Начало жизни

Его отец, любавичский хасид, занимал скромную должность меламеда.

Цвейфель получил основательное домашнее образование и славился знанием раввинистической и хасидской литературы.

Родители женили Цвейфеля в юном возрасте, но его семейная жизнь не сложилась, и молодость он провел, скитаясь и зарабатывая проповедями и преподаванием.

Зрелые годы

В эти годы он познакомился с новой ивритской литературой и стал приверженцем Ѓаскалы, оставаясь в то же время религиозным человеком.

В 1853 г. был назначен преподавателем Талмуда в раввинское училище в Житомире и стал любимым наставником нескольких поколений воспитанников (среди них — И. И. Линецкий, А. Я. Паперна, Я. Мазе и многие другие). В 1873 г., когда училище было преобразовано в учительский институт, Цвейфель был уволен и вернулся к ненадежному заработку бродячего учителя. В старости поселился в доме дочери.

Литературное творчество

Литературное творчество Цвейфеля отличается разнообразием жанров (стихотворения, рассказы, публицистика, проповеди, труды по истории, литературно-критические статьи) и новизной стиля.

Цвейфель оказался предтечей поздних маскилим, которые использовали в иврите как лексические слои ТАНАХа, так и слова и лексические обороты талмудической литературы, а также с должным уважением относились к творчеству hалахистов, далеких от Ѓаскалы. Эти новации вызвали отпор в среде современников Цвейфеля, активных поборников Ѓаскалы.

Первый сборник стихотворений и статей Цвейфеля «Миним ве-угав» («Струны и орган», Вильна, 1858) был встречен в штыки, в частности, и юным студентом училища Ш. Я. Абрамовичем, будущим Менделе Мохер Сфаримом (сборник памфлетов «Мишнат шалом», 1860). Однако в 1880-е гг. именно Менделе Мохер Сфарим развивал и усовершенствовал литературный иврит в том направлении, которое наметил Цвейфель.

В 1867 г. вышел сборник рассказов и стихотворений Цвейфеля «Тушия» («Мудрость»).

Для распространения идей умеренного просветительства Цвейфель обратился к творчеству на идише. Его трактаты «Мусар хаскел» («Нравственное наставление», 1862), «Тохахат хаим» («Жизненное порицание», 1865), рассказ «Дер гликлихер мафтир» («Счастливый мафтир», 1886) и другие произведения пользовались широкой популярностью.

Однако наибольшую славу (но и наибольшее неприятие) принесло Цвейфелю его крупнейшее произведение на иврите — четырехтомный исторический труд «Шалом аль Исраэль» («Мир Израилю», ЖитомирВильна, 1868–73), посвященный истории хасидизма. Х. З. Слонимский, в то время цензор еврейской печати, попытался воспрепятствовать выходу 1-го тома, сочтя труд чересчур апологетичным.

Когда, несмотря на это, книга вышла, Слонимский, А. Б. Готлобер и другие выступили в печати с резкими нападками на историческую концепцию Цвейфеля. Тем не менее, работа «Шалом аль Исраэль», опирающаяся на обширный документальный материал и изобилующая впервые введенными в научный оборот фактами религиозной борьбы в еврейской среде XVIII в., была высоко оценена позднейшими историками (в частности, Ш. Дубновым, Ш. А. Городецким) и пользовалась вниманием писателей (М. И. Бердичевского, М. Бубера).

Цвейфель — автор популярных исторически-философских трактатов «Хешбоно шел олам» («Высший счет», 1878), «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля», 1884). Большой труд «Санегор» («Защитник», 1885) — значительное произведение апологетической литературы.

Редакторская работа

Цвейфель снискал известность и как публикатор и комментатор художественных, публицистических и проповеднических произведений. Он подготовил к печати и снабдил комментариями

  • сборник «Мусар ав» («Отцовское наставление», 1865), в котором помещены письма Маймонида и Иехуды ибн Тиббона) своим сыновьям;
  • книгу испанского раввина XIII в. Шем-Това ибн Шапрута «Пардес риммоним» («Гранатовый сад», 1866;
  • комментарий к произведениям агадической литературы;
  • сборник статей своего умершего коллеги — преподавателя Житомирского раввинского училища Хирша Сегаля «Ликкутей Цви» («Сочинения Цви /Хирша/», 1866);
  • переиздал комментарий Шломо Паппенхайма к литургическому гимну «Хомер бе-яд hа-йоцер» («Глина в руках Творца», 1868), опубликован впервые в начале XIX в., а также
  • трактат о морали И. Л. Маргалиота «Бет миддот» («Храм», 1870), впервые опубликован в 1777 г.

Источники

  • КЕЭ, том 9, кол. 1015–1017
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦВЕЙФЕЛЬ Элиэзер Цви hа-Коhен в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация