Шабтай бен Меир hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 72: Строка 72:
* Сифтей Коэн, комментарии к [[Шульхан Арух]] (Амстердам, 1667)
* Сифтей Коэн, комментарии к [[Шульхан Арух]] (Амстердам, 1667)
* Ѓа-Арух, комментарий к части "Йоръэ деа" [[ТУР]]а (Берлин, 1667)
* Ѓа-Арух, комментарий к части "Йоръэ деа" [[ТУР]]а (Берлин, 1667)
-
* Некдот ha-кесеф, критика "Тур заhав" р. Давида бен Шмуэля ha-Леви (Франкфурт на Одере, 1677)
+
* Некдот ha-кесеф, критика "Тур заhав" р. Давида бен Шмуэля ha-Леви (Франкфурт-на-Одере, 1677)
-
* Tekafo Kohen, general laws concerning "teku," etc. (Frankfort-on-the-Oder, 1677)
+
* Текафо Коэн, общие законы, касающиеся "Teку" и т.д. (Франкфурт-на-Одере, 1677)
-
* Gevurat Anashim, on section 154 of the Shulchan Aruch [[Even Ha'ezer]] (Dessau, 1697)
+
* Гвурат анашим, комментарий к 154 разделу [[Шульхан Арух]] [[Эвен hа-эзер]] (Дессау, 1697)
-
* Po'el Tzedek, an arrangement of the 613 commandments of [[Maimonides]] (Jessnitz, 1720)
+
* Поэль цедек, интерпретация 613 заповедей [[Маймонид]]а (Есениц, 1720)
-
* A discourse upon the passage [[Dayenu|Kammah Ma'a lot]] in the Haggadah (Presburg, 1840; abbreviation of Kerem Shlomo)
+
* Дискурс по поводу [[Дайену|Кама маалот]] в  [[Пасхальная hагада|Агаде]] (Братислава, 1840)
-
 
+
== Синагога Шаха ==
== Синагога Шаха ==
 +
Синагога в Холешове называется ''Синагога Шаха'' в честь Шабтая hа-Коэна. Она был построена в конце XVI века, после того, как старая синагога сгорела в 1560 году. В начале XVII-го века синагога была расширена, построены боковой зал и галереи для женщин.
 +
 +
Между 1725 и 1737 году был создан интерьер в стиле барокко с украшениями в так называемом "польском стиле". Синагога является изолированным простым зданием. Она имеет прямоугольный план. В восточной стороне главного зала [[Арон hа-Кодеш]], построенный в стиле барокко. В центре зала [[бима]], построенная в виде восьмиугольной платформы с металлическими перилами.
 +
Некоторые части стен и свода украшены орнаментальными росписями с мотивами флоры и фауны и еврейским текстом. Боковой зал отделена от основного зала двумя аркадами. На первом этаже находятся женщские галереи, украшенные литургическими текстами, а второй этаж использовался как школа. Сегодня синагога является музеем, оба этажа занимает экспозиция "Евреи в Моравии".
<gallery widths=120px heights=120px perrow=6 caption="Интерьер синагоги Шаха">
<gallery widths=120px heights=120px perrow=6 caption="Интерьер синагоги Шаха">
Строка 120: Строка 123:
[[Категория:История иудаизма]]
[[Категория:История иудаизма]]
[[Категория:История евреев в новое время]]
[[Категория:История евреев в новое время]]
-
 
-
<!--
 
-
 
-
 
-
== Works ==
 
-
 
-
===The "Shakh"===
 
-
In Cracow in 1646, he published his [[magnum opus]], the ''Siftei Kohen'' ({{lang-he|שפתי כהן}}) or the ''Shakh,'' ({{lang-he|ש"ך}}) a commentary on the ''[[Shulchan Aruch]]'' ''[[Yoreh De'ah]].'' This work was approved by the greatest Polish and Lithuanian scholars and since 1674 has been published in most editions of the ''Yoreh De'ah.''
 
-
 
-
Shabbatai ha-Kohen was regarded by his contemporaries as more than usually learned. He frequently contested the decisions of his predecessors, and followed an entirely new path in the interpretation of the Talmudic law. He made light, too, of the decisions of his contemporaries, and thus drew on himself the enmity of some among them, including [[David HaLevi Segal|David ben Shmuel ha-Levi]], author of ''Ture Zahav,'' and [[Aaron Shmuel Kaidanover]], author of ''Birkhat ha-Zevach, who was the father-in-law of his brother Yonah Menachem Nachum ha-Kohen.'' Nevertheless, ''Sifsei/Siftei/Sifte Kohen,'' Shakh's commentary on the ''[[Shulchan Aruch]],'' was considered by a majority of Talmudists as of the highest authority, and they applied his decisions to actual cases as the final word of the Law. As a [[logician]] he stood, perhaps, first among the Talmudic scholars of his age.
 
-
 
-
===Other writings===
 
-
In addition to his knowledge of the Talmudic law he was versed in the [[Kabbalah|Kabbala]], which he used in explaining various passages of the [[Bible]]. His mastery of [[Hebrew language|Hebrew]] is evidenced by the ''[[selichot]]'' which he composed in commemoration of the Chmielnicki tragedies. In 1648 the communities of the [[Polish–Lithuanian Commonwealth|Polish Kingdom]] were devastated by [[Chmielnicki]], Shabbatai ha-Kohen portrayed the persecutions of the Jews in his ''Megillah Afah.''
 
-
 
-
{{cquote|On the same day 1,500 people were killed in the city of Human in Russia on the Sabbath. The nobles [Cossacks] with whom the wicked mob had again made an alliance chased all the Jews from the city into the fields and vineyards where the villains surrounded them in a circle, stripped them to their skin and ordered them to lie on the ground. The villains spoke to the Jews with friendly and consoling words: 'Why do you want to be killed, strangled and slaughtered like an offering to your God Who poured out His anger upon you without mercy? Would it not be safer for you to worship our gods, our images and crosses and we would form one people which would unite together.' "But the holy and faithful people who so often allowed themselves to be murdered for the sake of the Lord, raised their voices together to the Almighty in Heaven and cried: 'Hear o Israel the Lord our God, the Holy One and the King of the Universe, we have been murdered for Thy sake so often already. O Lord God of Israel let us remain faithful to Thee.' Afterward they recited the confession of sins and said: 'We are guilty and thus recognize the Divine judgement.' Now the villains turned upon them and there was not one of them who did not fall victim.}}
 
-
 
-
==Shakh Synagogue==
 
-
A Synagogue in Holešov is called ''Shakh Synagogue'' after Shabbatai ha-Kohen. It was built in the late 16th century, after the former synagogue had burned down in 1560. In the early 17th century the synagogue was enlarged with a sidehall and a women's gallery. Between 1725 and 1737 the interior was designed in a baroque decoration in the so-called “Polish style”. The synagogue is an isolated plain building. It has a rectangular ground plan. In the eastern side of the main hall is the [[Aron ha-Kodesh]] - built in the baroque altar style. In the centre of the hall is the [[Bemah|Almemor]], built as an octagonal platform with a metal railing. Some parts of the walls and the vault are decorated with ornamental paintings with herbal and faunal motifs and Hebrew texts. The sidehall is separated from the main hall by two arcades. On the first floor there is the women's gallery, decorated with liturgical texts, and the second floor was used as a school. Today, the synagogue is a Museum; both floors house the exhibition “The Jews in Moravia”.
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
аботы == ==
 
-
=== "Шах" ===
 
-
В Кракове в 1646 году, он опубликовал свой [[опус]],'' Siftei Коэн'' ({{Lang-он | שפתי כהן}}) или'' Шах'' ({{Lang-он | ש "ך}}) комментарий к'' [[Шулхан Арух]]'''' [[Йоре De'ah]].'' Эта работа была одобрена величайших польских и литовских ученых, а с 1674 была опубликована в Наиболее издания'' Йоре De'ah.''Шаббатай ха-Коэн считали его современники, как правило, больше, чем научилась. Он часто оспариваются решения и его предшественники, и последовали совершенно новые пути в толковании талмудического права. Он сделал свет, тоже, решения его современников, и, таким образом обратил на себя вражду некоторые из них, в том числе [[Давид Галеви Сигал | Давид бен Шмуэль ха-Леви]], автор'' Туре Захав,'' и [[Аарон Шмуэль Kaidanover]], автор'' Birkhat ха-Zevach, который был отцом-в-законе его брат Йона Менахем Нахум га-Коген''. Тем не менее,'' Sifsei / Siftei / Sifte Коэн, ' "Шах комментарий о'' [[Шулхан Арух]],'' было рассмотрено большинство талмудисты, как высшей власти, и они применяют свои решения в конкретных случаях, как последнее слово закон. В [логик []] он стоял, пожалуй, первым среди талмудических ученых своего времени.Другие писания === ===В дополнение к своим знанием талмудического закона он был сведущ в [[Каббале | Каббала]], который он использовал для объяснения различных отрывков из [[Библии]]. Его мастерство [[иврит | иврите]] свидетельствует'' [[Слихот]]'', который он сочинил в память о трагедии Хмельницкого. В 1648 году общин [[Речь Посполитая | Королевства Польского]]. Были опустошены [[Хмельницкий]], Шаббатай ха-Коэн изображал гонений на евреев в его'''' Мегилла Afah {{Cquote | В тот же день 1500 человек были убиты в городе человека в России в субботу. Дворяне [казаки], с которым нечестивые толпа снова заключил союз преследовал всех евреев из города в поля и виноградники, где злодеев окружила их в круг, раздели их на кожу и приказал им лечь на землю. Злодеев обратился к евреям с доброжелательным и утешительные слова: «Почему вы хотите, чтобы быть убитым, задушили и убили, как жертву Бог твой, Который излил свой гнев на вас без пощады? Разве не было бы безопаснее для вас, чтобы поклоняться нашим богам, наши изображения и кресты, и мы бы сформировать один народ, который бы объединил вместе. "Но святые и верные люди, которые так часто позволяли себе быть убитым ради Господа, подняли свои голоса вместе, чтобы всемогущий на небе и закричал:" Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Святый и король Вселенная, мы были убиты ради Тебя так часто уже. Господь Бог Израилев давайте оставаться верными Тебе ". Потом они читали исповедание грехов и сказал: ". Мы виноваты и тем самым признает Божественного суда" Теперь злодеев оказалось на них и не было ни одного из них, кто не жертвой.}}Шах == == синагогаСинагога в Holešov называется'''' Шах синагоги после Шаббатай ха-Коэн. Он был построен в конце 16 века, после того, как бывшая синагога сгорела в 1560 году. В начале 17-го века синагога была увеличена с sidehall и галереи женщин. Между 1725 и 1737 году интерьер был разработан в стиле барокко украшения в так называемом "польском стиле". Синагога является изолированным простым зданием. Она имеет прямоугольный план землю. В восточной стороне главного зала [[Арон ха-Кодеш]] - построенный в стиле барокко алтарь. В центре зала [[Bemah | Almemor]], построенный как восьмиугольные платформы с металлическими перилами. Некоторые части стен и свода украшены орнаментальными росписями с травяными и фауны мотивы и еврейского текста. Sidehall отделена от основного зала двумя аркадами. На первом этаже находятся женщины галереи, украшенные литургические тексты, а второй этаж использовался как школа. Сегодня синагога является музей, оба этажа дома Выставка "Евреи в Моравии".<gallery widths=120px heights=120px perrow=6 caption="Interior Шах Synagogue">Файл: Šachova Synagoga interier.jpg | AlmemorФайл: Šachova Synagoga 01.jpg | Арон ха-кодешФайл: Šachova Synagoga 04.jpg | Первый этажФайл: Šachova Synagoga 02.jpg | Первый этажФайл: Šachova Synagoga 05.jpg | Первый этажФайл: Šachova Synagoga 06.jpg | Второй этаж</ Галерея>
 
-
 
-
Опубликованные работы == ==* Слихот на 20 [[Сиван]], в память о погибших во время трагедии 1648 (Амстердам, 1651)* Sifte Коэн, на Шулхан Арух [[Хошен Мишпат]] (Амстердам, 1667)* Ха-Арух, комментарии к разделу Йоре De'ah из [[Тур]] (Берлин, 1667)* Nekuddot ха-Кесеф, критика Туре Захав из дивиде б. Шмуэль Ха-Леви (Франкфурт-на-Одере, 1677)* Tekafo Коэн, общие законы, касающиеся "Teku" и т.д. (Франкфурт-на-Одере, 1677)* Gevurat Anashim, на участке 154 из Шулхан Арух [[Даже Ha'ezer]] (Dessau, 1697)* Po'el Цедек, расположение 613 заповедей [[Маймонид]] (Jessnitz, 1720)* Дискурса при прохождении [[Dayenu | Kammah та'а много]] в Агада (Presburg, 1840; аббревиатура Керем Шломо)
 
-
 
-
Литература
 
-
 
-
== ==* Дэвид Басс: [http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Shabetai_ben_Meir_ha-Kohen'' Shabetai бен Me'ir га-Коген''] Статья в:'' Энциклопедия YIVO евреев в Восточной Европе'' , 2 тома, Yale University Press, New Haven 2008* Шломо Эйдельберг: [http://go.galegroup.com/ps/i.do?&id=GALE% 7CCX2587518119 & V = 2,1 и U = unizur и она = г и р = GVRL & SW = W'' Шабтая бен Меира га-Коген'']
 
-
 
-
 
-
 
-
Статья в :'''' Еврейской энциклопедии. Ред. Майкл Беренбаум и Фред Школьник. 2-е издание, том 18. Детройт: Macmillan Reference USA, 2007 стр. 338-339.. Гейл Виртуальная справочная библиотека* Кроуфорд Хауэлл игрушка, Бернхард Friedberg: [http://www.jewishencyclopedia.com/view_page.jsp?artid=525&letter=S&pid=0 Шавфай Б. Меир ха-Коэн (Шак)] Статья в: еврейская энциклопедия* Цитаты в разделе котировки напрямую от: '' Польских евреев'']* [Http://hol.vytvarno.cz/servis/historie_en.php'' Holešov: синагоге'' Schah автора]== Ссылки =={{Commons категория | внутренних дел Шах синагоги в Holešov | Шах синагоги в Holešov}}* Олам-Общество: [http://olam.cz/english/index1.html иудаики Holešov]* Люди подшипников фамилия'''' Shakhmundes (этимологически означает'' Губы священника'') собирают ссылки и исследований в [http://shakhmundes.net'' Shakhmundes, Schakmundes, Schachmundes'']
 
-
-->
 

Версия 17:03, 19 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Шабтай бен Меир hа-Коhен (Шах)
(שבתי בן מאיר הכהן (הש"ך
Файл:Shabbatai HaKohen.jpg
Рабби Шах в последние годы жизни
Род деятельности:

Раввин, галахист, каббалист

Дата рождения:

1621 год(1621)

Место рождения:

Амститов, близ Вилкавишкиса (Волковыска), Литва

Подданство:

Австрия

Дата смерти:

8 февраля 1663(1663-02-08)

Место смерти:

Голешов, Чехия

Шабтай бен Меир hа-Коhен (известен также как Шах, שַׁ"ךְ — акроним названия его книги «Сифтей коhен», «שִׂפְתֵי כֹּהֵן» — «Уста священника», ср. Мал. 2:7; 1621, Амститов, близ Вилкавишкиса, – 1662, Голешов, Богемия), литовский раввин, посек и автор комментария к Шулхан аруху и галахических постановлений, действовавших долгое время.

Содержание

Биография и творчество

Учился у своего отца, а затем у А. И. Хешела в йешиве Тыкочина. Затем он поехал в Краков и Люблин учиться у Нафтали бен-Ицхака hа-Коhена.

Вернувшись в Литву, он женился на дочери виленского богача Ш. Вольфа, правнука Моше Иссерлеса.

«Сифтей коhен»

Снискав вскоре широкое признание среди раввинистических ученых, Шабтай бен Меир получил пост даяна. В 1646 г. он опубликовал в Кракове комментарий к разделу «Иоре деа» правового кодекса И. Каро Шулхан арух. Этот комментарий, носивший название «Сифтей коhен», был одобрен крупнейшими еврейскими учеными Польши и Литвы и с 1674 г. включался в большинство изданий «Иоре деа».

Одновременно с трудом Шабтая бен Меира в Люблине под заглавием «Турей захав» («Золотые столбцы»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10) вышел в свет комментарий к «Иоре деа», составленный Давидом бен Шмуэлем hа-Леви, который к тому времени был признанным посеком.

Дискуссия с Давидом бен Шмуэлем hа-Леви

Шабтай бен Меир написал возражения на комментарий Давида бен Шмуэля («Некуддот hа-кесеф» — «Серебряные блестки»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10), которые были изданы только после смерти обоих ученых, но частично стали известны Давиду бен Шмуэлю, ответившему на них в приложении (с названием «Даф ахарон» — «Последняя страница») ко второму изданию своего комментария. Ознакомившись с ответом Давида бен Шмуэля, Шабтай бен Меир составил новые возражения («Кунтерес ахарон» — «Последний лист»), которые вышли в свет после смерти Шабтая бен Меира вместе с «Некуддот hа-кесеф».

Диспут был продолжен другими учеными после смерти обоих поским. Большинство раввинов Польши и Литвы приняли сторону Шабтая бен Меира, в то время как раввины Германии следовали мнениям Давида бен Шмуэля.

Шабтай бен Меир составил также комментарий к разделу Шулхан аруха «Хошен мишпат». Этот комментарий был издан вместе с текстом Шулхан аруха в Амстердаме (1663). Комментарии Шабтая бен Меира стали классическими и по сей день пользуются авторитетом среди hалахических ученых.

Бегство от хмельничины и свидетельство о ней

Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами Б. Хмельницкого на Украине (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из Вильны в Люблин вместе со всей общиной города. Однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир отправился в Прагу, а затем в Дрешин в Моравии.

Несколько позднее он получил пост раввина в Голешове (по-немецки Холешау, Богемия), который занимал до смерти. Там Шабтай бен Меир подружился с христианским ученым В. Видрайхом. В академической библиотеке в Лейпциге хранится письмо Шабтая бен Меира, написанное на иврите и адресованное «тому, кого я люблю как самого себя, магистру философии Валентино Видрайху».

Могила Шаха на старом еврейском кладбище в Голешове сохранилась и посещается людьми со всего мира.

В своем сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир описывает погромы Хмельницкого и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки. В написанных тогда же слихот (Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир горько сетует на обрушившееся на еврейский народ бедствие.

Опубликованные труды

  • Слихот на 20-е сивана, в память о погибших от хмельничины (Амстердам, 1651)
  • Сифтей Коэн, комментарии к Шульхан Арух (Амстердам, 1667)
  • Ѓа-Арух, комментарий к части "Йоръэ деа" ТУРа (Берлин, 1667)
  • Некдот ha-кесеф, критика "Тур заhав" р. Давида бен Шмуэля ha-Леви (Франкфурт-на-Одере, 1677)
  • Текафо Коэн, общие законы, касающиеся "Teку" и т.д. (Франкфурт-на-Одере, 1677)
  • Гвурат анашим, комментарий к 154 разделу Шульхан Арух Эвен hа-эзер (Дессау, 1697)
  • Поэль цедек, интерпретация 613 заповедей Маймонида (Есениц, 1720)
  • Дискурс по поводу Кама маалот в Агаде (Братислава, 1840)

Синагога Шаха

Синагога в Холешове называется Синагога Шаха в честь Шабтая hа-Коэна. Она был построена в конце XVI века, после того, как старая синагога сгорела в 1560 году. В начале XVII-го века синагога была расширена, построены боковой зал и галереи для женщин.

Между 1725 и 1737 году был создан интерьер в стиле барокко с украшениями в так называемом "польском стиле". Синагога является изолированным простым зданием. Она имеет прямоугольный план. В восточной стороне главного зала Арон hа-Кодеш, построенный в стиле барокко. В центре зала бима, построенная в виде восьмиугольной платформы с металлическими перилами.

Некоторые части стен и свода украшены орнаментальными росписями с мотивами флоры и фауны и еврейским текстом. Боковой зал отделена от основного зала двумя аркадами. На первом этаже находятся женщские галереи, украшенные литургическими текстами, а второй этаж использовался как школа. Сегодня синагога является музеем, оба этажа занимает экспозиция "Евреи в Моравии".

Источники и ссылки

#REDIRECT Шаблон:Commonscat
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАБТАЙ БЕН МЕИР hа-КОХЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация