Фелдман, Мортон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Композитор)
Строка 33: Строка 33:
Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту.  
Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту.  
-
== Композитор ==
+
== Творчество ==
Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему.  
Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему.  

Версия 17:03, 18 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Фелдман, Мортон М. Фелдман.


Фелдман, Мортон (Feldman, Morton; 1926, Нью-Йорк, – 1987, Буффало, штат Нью-Йорк), американский композитор, теоретик музыки и педагог.

Биографические сведения

С 12 лет начал учиться игре на фортепиано у Веры Мауриной-Пресс (1876–1969, пианистка знаменитого «Русского трио») и тогда же начал заниматься композицией (первые сочинения — короткие фортепианные пьесы в стиле А. Скрябина).

С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902–72).

Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту.

Творчество

Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему.

В эти годы Фелдман сблизился с художниками М. Ротко, Ф. Гастоном, Фр. Клайном (1910–62), Дж. Поллоком, Р. Раушенбергом.

Они создали группу авангардистов, в которую помимо Фелдмана вошли композиторы Дж. Кейдж, Э. Браун и К. Вольф, пианист Д. Тюдор. Музыканты — члены группы — стремились привнести в музыку эстетическую концепцию, присущую американским художникам-абстракционистам.

Фелдман, в частности, начал эксперименты в нотной записи, используя так называемую графическую систему записи.

Ранние сочинения Фелдмана (например, «Проекции», 1950–51), в которых музыканты импровизируют в пределах заданных звуковых и временных диапазонов, в значительной степени основаны на импровизации.

Вскоре, однако, Фелдман отказался от этой системы, в 1953–58 гг. стал применять точную запись.

Не удовлетворившись ее одномерностью, он снова вернулся к прежней системе в сочинениях «Атлантида» (1958) и «Из последних пьес» (1960).

В цикле «Длительности» (1960–62) ноты записаны точно, но исполнители выбирают собственные длительности в пределах заданного темпа.

В конце 1960-х гг. в произведениях «В поисках оркестровки» (1967) и «О времени и инструментах» (1969) Фелдман вновь вернулся к точной записи, которой пользовался уже до конца жизни.

В 1973–87 гг. Фелдман возглавлял кафедру композиции в университете Буффало штата Нью-Йорк.

В конце 1970-х гг. Фелдман увеличил размеры своих произведений, его Второй струнный квартет, например, длится пять с половиной часов, а девять одночастных сочинений длятся по полтора часа каждое.

Фелдман писал: «Прежде мои пьесы были похожи на предметы, а теперь они подобны развивающимся процессам».

Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут, в нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора.

Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970–71).

Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966).

Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов 20 в., один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФЕЛДМАН Мортон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация